Top.Mail.Ru
Впечатления Клода Моне
Художники

Сын бакалейщика, рисовавший карикатуры, стал знаменитым художником-импрессионистом.

Кувшинки, водяные лилии, ирисы в саду, сирень на солнце, маки, пионы, хризантемы, георгины, розы, завтрак на траве, луга, пруды, море, утро, сумерки, закаты, рассветы, осень, весеннее цветение…

Он искал способ выразить впечатление от того буйства красок, которое давала природа. И именно он нашёл то слово, что послужило названием целому направлению в живописи.

– Я импрессионист и остаюсь им... И это я нашёл это слово,– любил вспоминать Клод Моне (1840–1926).

Расскажем, как это случилось.

Молодым художникам было трудно пробиться со своими картинами в парижский Салон. Посетителям показывали «салонную живопись». Французская публика разглядывала на картинах возвышенные мифологические сюжеты или обнажённых нимф и купальщиц.

Пришлось молодым художникам открыть свой вернисаж. Среди ста шестидесяти выставленных работ было девять картин Клода Моне. А под номером 98 значилось: «Клод Моне. Впечатление. Восход солнца».

Весной 1874 года открылась выставка, и недостатка в публике не было. Но публика негодовала! Над художниками издевались, называли их сумасшедшими, богохульниками, и так размахивали тростями и зонтами, что многие картины оказались повреждёнными.

Представьте, больше всего насмешек выпало на долю Клода Моне. Один из журналистов взял придуманное Моне название «Впечатление» и саркастически обыграл его: «Это всё художники впечатлений! Нельзя ли избавить публику от подобных впечатлений?»

Слово было произнесено и найдено. Группа молодых художников вошла в историю европейской живописи и прославилась под именем «импрессионистов» — так сказать «впечатлителей».

Отметим, что слава придёт к импрессионистам позже, а пока неудача на выставке обернулась для художников нищетой. Клод Моне даже написал письмо знаменитому писателю Эмилю Золя, в котором жаловался на безденежье, нездоровье жены и просил одолжить ему два-три луидора.

Но вернёмся к молодым художникам, которые своей выставкой добились не успеха, а появления нового направления в живописи.

Итак, что же нового принесли в искусство художники-импрессионисты?

Они вышли рисовать под открытое небо (на пленэр) и увидели, как переменчива природа. Цель художника-импрессиониста – почувствовать, поймать, перенести на холст мимолётность, сиюминутность, само дыхание жизни.

К такому стремился и сам Клод Моне. Давайте рассмотрим его картину «Уголок сада в Монжероне», которая находится в Эрмитаже. Однако не торопитесь подходить к ней слишком близко: вы увидите одни только крупные мазки. Нужно отыскать в зале верное расстояние – оно будет соответствовать тому, с которого, рисуя, смотрел на сад сам художник,– и тогда с картины придёт к вам красота и радость летнего дня.

Клод Моне написал «Уголок сада» для своего первого мецената банкира Ошеде. Это был период сплошных несчастий: умерла жена художника, оставив на его руках двух малолетних сыновей; неожиданно разорился банкир, и вся его коллекция (в том числе и картины Моне) была продана за бесценок.

Прошло более 180 лет со дня рождения Клода Моне. Время, которое разделяет нас, позволяет увидеть, какой это был замечательный художник.

Гигантское трудолюбие – Моне работал до последнего дня, несмотря на надвигающуюся слепоту,– и талант сделали своё дело. После двух десятилетий гонений и травли творчество Моне стало приобретать мировую известность. Слава художника росла до самой его смерти.

В местечке Живерни, где Моне прожил последние двадцать лет, он вырастил свой сад, ежедневно переходил от работы в саду к работе над картинами, изображающими сад. Живописец воспринимал оба вида этой деятельности в единстве.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен