Top.Mail.Ru
Идиллия петербургского детства
Художники

Бытует выражение «все мы родом из детства». Подразумевается, что именно в детстве формируется характер человека.

Если говорить о художнике Мстиславе Валериановиче Добужинском (1875—1957), то детство не только сформировало его характер, но и подсказало профессию, и определило весь его жизненный путь.

Мать и отец рано разошлись. У матери — оперной певицы — была другая семья, другой ребёнок. Отец офицер — так больше и не женился, посвятил свою жизнь малолетнему сыну. На склоне лет, в эмиграции знаменитый Мстислав Добужинский будет писать свои «Воспоминания» и с благодарностью посвятит их отцу.

Он будет вспоминать кабинет отца с бесчисленными полками книг и чтение вслух. Всё, что он узнавал из книжек, сильно действовало на его воображение. Прекрасные картины на стенах и нянин зелёный сундук с таинственными предметами. В зале — огромный аквариум, сделанный руками отца, с фантастическим гротом и не менее фантастическими обитателями. Неутомимый ёжик Федя, птицы редких пород... Квартира, где прошло детство художника, была для него целым миром.

Рисовать начал рано. Сохранился рисунок, сделанный им лет в пять: стакан с чаем, нарисованный красной краской, в нём — синяя ложка. Юный художник увидел, что ложка в стакане преломляется и показал это в рисунке. Желание рисовать поощрялось, было обилие карандашей, бумаги, красок...

«Кем я буду, когда вырасту большим, я ещё не решил, но хотелось быть особенным, не таким, как все».

Отец заложил в сыне потребность в труде с самых ранних лет: «неустанные поиски себя, веру в непобедимую силу добра и торжество духа над телом».

Но вот закончена гимназия. Мстислав по совету отца идёт в университет. Становится юристом, поступает на службу. И начинает жить двойной жизнью: служит — и тайком рисует. Что рисует? Рисует Петербург.

Сначала это «идиллия петербургского детства» — прогулки по городу с няней или отцом. Он любит набережные, помнит на Троицком мосту русалок с гербами в руках, не боится медузы Горгоны на решётке Летнего сада, испытывает восторг перед балаганами на Марсовом поле... Рождественские ёлки, петербургская весна с Пасхой... Когда приходилось из-за военной службы отца на некоторое время уезжать из города, мечтал о жизни в Петербурге, как о счастье.

Потом чувство к городу изменилось: пришли будни, появилась привычка не замечать красоты. Понадобилось вернуться в Петербург после двухлетнего пребывания за границей, чтобы увидеть город новыми глазами, почувствовать его величие и гармонию. Но «ещё более меня уколола изнанка города, его „недра"... — эти спящие каналы, бесконечные заборы, глухие задние стены домов, склады чёрных дров, пустыри, колодцы дворов... Всё казалось полным горькой поэзии и тайны...»

Это был уже не тот Петербург, который он знал в детстве. Он увидел в городе сочетания «барского» и «пролетарского», Санкт-Петербурга и Питера. И Добужинский стал рисовать этот свой Петербург. «Со всеми контрастами трагического, курьёзного, величественного и уютного... Единственный и самый фантастический город в мире».

Многие изображали Петербург как город с красивыми дворцами и большими площадями. А Добужинский показывал укромные дворики, обычные жилые дома, заборы. По его картинам и рисункам можно хорошо представить, каким был Петербург в начале XX века. Именно тогда художник создал серию рисунков акварелью и цветными карандашами, которая называется «Типы Петербурга». Что же это за «типы»? Вот продавщица молока. Она ходила по улицам с металлическими бидонами и наливала желающим молоко. Обычно на них были яркие полосатые юбки, чтобы их было видно издалека. Вот и у Добужинского старушка-молочница, в разноцветной юбке, с бидоном за спиной, бредёт вдоль забора, на котором висят какие-то афиши. А пока покупателей нет, она решила сама заняться покупками, прихватив большие мешки.

На другом рисунке ещё один характерный для Петербурга тип — ломовой извозчик. Слово «ломовой» означает «тяжёлый», а ломовой извозчик — человек, который на лошади, запряжённой в телегу, перевозит тяжёлые грузы —
дрова, кирпичи. И лошади, и извозчики, конечно, должны быть очень сильными. Добужинский с удовольствием показывает своих персонажей, тщательно изображая и одежду, и характер. И даже подробно рисует всю лошадиную упряжь и узоры на дуге.

Добужинский любил не только Петербург, но и старые русские города, и на одном из своих рисунков под названием «Провинция» изобразил такой город, но не современный ему, а каким он был во времена Пушкина, в 30-е годы XIX века. Работы Добужинского — это настоящая городская летопись. Он показывал, как менялись города с течением лет.

Ходить пешком. Именно такой ритм предпочитал Мстислав Добужинский. Ходить пешком желательно в одиночестве, вести дневник, писать друзьям письма... А главное — смотреть, наблюдать, «воспринимать жизнь всеми порами души» и рисовать «свой Петербург».

Внешне Добужинский казался надменным и горделивым. По крайней мере таким в дореволюционные годы воспринимал его Чуковский. Художники из «Мира искусства», рассказывал Корней Иванович, обычно приходили все вместе — замкнутые, с неподвижными лицами, в высоких накрахмаленных воротничках, как будто и сами были накрахмаленные. Они усаживались поближе друг к другу и заговорщически молчали... Самым неприступным из них казался Добужинский.

Но внешность часто бывает обманчивой... Чуковский понял это, правда, уже после революции, когда в голодном 1921 году они вместе с Добужинским организовали в Псковской губернии колонию для изголодавшихся петербургских писателей и художников. Оказалось, вспоминал Корней Иванович, Добужинский — человек мягкий и покладистый, к людям расположенный... он украдкой пишет стихи и любит сказки...

Оказалось, что и революцию 1917 года Мстислав Добужинский воспринял с долгожданной радостью и «стал работать на неё до изнеможения»: оформляет город к революционным праздникам; участвует в массовом спектакле; преподаёт; является непременным членом худсоветов многочисленных изданий, редакций, театров...

Но с болью в сердце наблюдает художник, как умирает его Петербург. «Город умирал смертью необычайной красоты,— напишет он потом в «Воспоминаниях»,— и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик. Это был эпилог всей его жизни — он превращался в другой город — Ленинград, уже с совершенно другими людьми и совсем иной жизнью».

Когда в 1924 году пришло приглашение посетить Литву, Добужинский поехал в Вильнюс вместе с семьёй. Так началась его эмиграция, которая продлилась тридцать три года — до самой его смерти.

Вместе с эмиграцией пришла к Мстиславу Добужинскому и эмигрантская болезнь — ностальгия. В те годы её называли проще — тоска по родине. «Я не могу спокойно работать в Литве, — пишет он, — на меня смотрят как на непрошенного гостя». О Париже: «Мы связаны с Парижем только мебелью». О Соединённых Штатах: «...эта опостылая жизнь по ту сторону океана...»

Вторая мировая война застала Добужинского в Америке. Особенно остро переживал он трагедию родного города — блокаду, голод, страдания людей... Седьмая (Ленинградская) симфония Шостаковича потрясла его, он хочет ставить балет на музыку Шостаковича. И рисует. На акварелях: леденящая стужа «Дороги жизни» и гордые силуэты Исаакия и Петропавловского собора.

И слаще всякой музыки для него — Петербург и Ленинград...

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен