Top.Mail.Ru
Готовимся к итоговому сочинению 2018
К экзамену

Об итоговом сочинении

В 2018 году направления итогового сочинения сохранили преемственность с прежним характером формулировок, основанных на антитезе. Тематические направления не стали сложнее, чем в прошлом году.

Новые пять направлений таковы:

1. «Отцы и дети»

  • Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
  • Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. «Мечта и реальность»

  • Данные понятия противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
  • В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. «Месть и великодушие»

  • Можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
  • Эти понятия часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. «Искусство и ремесло»

  • О предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
  • Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. «Доброта и жестокость»

  • Раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
  • Во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Итоговое сочинение является допуском выпускников к ЕГЭ, поэтому к нему нужно готовиться: читать книги по тематическим направлениям, писать сочинения на примерные темы.

Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Дополнительные баллы для поступления помогут увеличить шансы пройти по конкурсу в тот вуз, который выбрали.

Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, он может его пересдать в феврале 2019 года.

Разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.

Конкретные темы итогового сочинения доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения.

Темы объявляются учащимся 5 декабря 2018 года за 15 минут до начала экзамена.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Два требования, без которых не получить зачёт:

  • самостоятельность;
  • объём не менее 300-350 слов (то есть полторы страницы бумажного формата А4).

Пять критериев, по которым сочинение оценивается:

  • соответствие теме;
  • аргументация, привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность.

Важно вовремя начать подготовку. Если сочинение пишется 5 декабря 2018 года, то с сентября обучающиеся 1 раз в неделю посещают консультации учителя и получают систематически задания на отработку композиционных частей сочинения, на понимание тезиса работы, на подбор подходящих аргументов. Также получают рекомендательные списки произведения для чтения в течение недели и обсуждения на следующей консультации.

Накануне написания итогового сочинения рекомендуется провести пробное, когда ученики познакомятся с бланками и напишут работу в течение рекомендуемого времени по неизвестным темам.

Темы сочинений для 11А

  1. Какую роль в становлении личности подростка могут играть взрослые люди?
  2. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то её, как корабль без руля, занесёт бог весть куда»?
  3. Что влечёт за собой месть?
  4. Может ли человек прожить без искусства?
  5. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «доброта лучше красоты»? 

Темы сочинений для 11Б

  1. Может ли человек прожить без семейных традиций?
  2. Почему нужно мечтать о великом?
  3. Как убедить человека отказаться от мести?
  4. Согласны ли вы с мнением Джона Локка: «Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их»?
  5. Когда доброта причиняет вред человеку?

 Темы сочинений для 11В

  1. Согласны ли вы с мнением Валерия Бабрия: «Острее жалит боль, когда её причиняет кто-нибудь из близких»?
  2. Когда реальность разрушает мечту?
  3. Может ли мстительный человек быть счастливым?
  4. Как подделку не принять за совершенство?
  5. В каких случаях можно оправдать жестокость? 

Темы сочинений для 11Г

  1. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  2. Прав ли Т. Гудкайнд, утверждая: «Реальность не подчиняется ничьим желаниям»?
  3. В какой момент месть становится бессмысленной?
  4. Что отличает способного человека от талантливого?
  5. Может ли доброта унижать человека? 

Темы сочинений для 11Д

  1. Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
  2. Почему люди предают мечту?
  3. Как Вы понимаете слова А. Камю: «На устах — прощение, а в сердце — суровый приговор»?
  4. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  5. Что может сделать человека добрее?

Презентация для обучающихся "Итоговое сочинение в вопросах и ответах" (файл pptx, размер 56,4 КБ).

Для каждого тематического направления предлагались списки книг. Было рекомендовано обязательно читать по одному новому рассказу в течение нескольких недель до проведения итогового сочинения.

Вот такие рассказы были предложены для первой недели:

1) Е. Гришковец, "Дарвин".

Как же я всё-таки выбрал то образование, которое, в итоге, получил, и другого у меня нет? Я помню процесс выбора и помню все возможные варианты. Весело об этом вспоминать. Очень весело...

2) А. Тузлуков, "Сказка о мечте".

Жили-были три брата. Сызмальства привыкшие к труду и взаимопомощи, жили они дружно, а вместе и работа спорилась, и отдыхалось веселее. Как-то за вечерней беседой заговорили братья о Мечте...

3) В. Солоухин, "Мститель".

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку – чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы...

4) И Грекова, "Скрипка Ротшильда"

Рита и Полина Ивановна были приятельницами. Рита работала в школе преподавателем русского языка и литературы, а Полина Ивановна – лифтёршей в доме, где жила Рита...

5) Ю. Яковлев, "Игра в красавицу"

В то время мы думали, что по Караванной улице, побрякивая колокольчиками, бредут пыльные усталые верблюды, на Итальянской улице живут черноволосые итальянцы, а на Поцелуевом мосту все целуются. Потом не стало ни караванов, ни итальянцев, да и сами улицы теперь называются иначе. Правда, Поцелуев мост остался Поцелуевым...

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен