В 2018 году направления итогового сочинения сохранили преемственность с прежним характером формулировок, основанных на антитезе. Тематические направления не стали сложнее, чем в прошлом году.
Новые пять направлений таковы:
1. «Отцы и дети»
- Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
- Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. «Мечта и реальность»
- Данные понятия противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
- В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. «Месть и великодушие»
- Можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
- Эти понятия часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. «Искусство и ремесло»
- О предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
- Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. «Доброта и жестокость»
- Раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
- Во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Итоговое сочинение является допуском выпускников к ЕГЭ, поэтому к нему нужно готовиться: читать книги по тематическим направлениям, писать сочинения на примерные темы.
Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Дополнительные баллы для поступления помогут увеличить шансы пройти по конкурсу в тот вуз, который выбрали.
Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, он может его пересдать в феврале 2019 года.
Разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.
Конкретные темы итогового сочинения доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения.
Темы объявляются учащимся 5 декабря 2018 года за 15 минут до начала экзамена.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Два требования, без которых не получить зачёт:
- самостоятельность;
- объём не менее 300-350 слов (то есть полторы страницы бумажного формата А4).
Пять критериев, по которым сочинение оценивается:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.
Важно вовремя начать подготовку. Если сочинение пишется 5 декабря 2018 года, то с сентября обучающиеся 1 раз в неделю посещают консультации учителя и получают систематически задания на отработку композиционных частей сочинения, на понимание тезиса работы, на подбор подходящих аргументов. Также получают рекомендательные списки произведения для чтения в течение недели и обсуждения на следующей консультации.
Накануне написания итогового сочинения рекомендуется провести пробное, когда ученики познакомятся с бланками и напишут работу в течение рекомендуемого времени по неизвестным темам.
Темы сочинений для 11А
- Какую роль в становлении личности подростка могут играть взрослые люди?
- Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то её, как корабль без руля, занесёт бог весть куда»?
- Что влечёт за собой месть?
- Может ли человек прожить без искусства?
- Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «доброта лучше красоты»?
Темы сочинений для 11Б
- Может ли человек прожить без семейных традиций?
- Почему нужно мечтать о великом?
- Как убедить человека отказаться от мести?
- Согласны ли вы с мнением Джона Локка: «Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их»?
- Когда доброта причиняет вред человеку?
Темы сочинений для 11В
- Согласны ли вы с мнением Валерия Бабрия: «Острее жалит боль, когда её причиняет кто-нибудь из близких»?
- Когда реальность разрушает мечту?
- Может ли мстительный человек быть счастливым?
- Как подделку не принять за совершенство?
- В каких случаях можно оправдать жестокость?
Темы сочинений для 11Г
- Важно ли человеку получить родительское напутствие?
- Прав ли Т. Гудкайнд, утверждая: «Реальность не подчиняется ничьим желаниям»?
- В какой момент месть становится бессмысленной?
- Что отличает способного человека от талантливого?
- Может ли доброта унижать человека?
Темы сочинений для 11Д
- Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
- Почему люди предают мечту?
- Как Вы понимаете слова А. Камю: «На устах — прощение, а в сердце — суровый приговор»?
- Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
- Что может сделать человека добрее?
Презентация для обучающихся "Итоговое сочинение в вопросах и ответах" (файл pptx, размер 56,4 КБ).
Для каждого тематического направления предлагались списки книг. Было рекомендовано обязательно читать по одному новому рассказу в течение нескольких недель до проведения итогового сочинения.
Вот такие рассказы были предложены для первой недели:
1) Е. Гришковец, "Дарвин".
Как же я всё-таки выбрал то образование, которое, в итоге, получил, и другого у меня нет? Я помню процесс выбора и помню все возможные варианты. Весело об этом вспоминать. Очень весело...
2) А. Тузлуков, "Сказка о мечте".
Жили-были три брата. Сызмальства привыкшие к труду и взаимопомощи, жили они дружно, а вместе и работа спорилась, и отдыхалось веселее. Как-то за вечерней беседой заговорили братья о Мечте...
3) В. Солоухин, "Мститель".
Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку – чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы...
4) И Грекова, "Скрипка Ротшильда"
Рита и Полина Ивановна были приятельницами. Рита работала в школе преподавателем русского языка и литературы, а Полина Ивановна – лифтёршей в доме, где жила Рита...
5) Ю. Яковлев, "Игра в красавицу"
В то время мы думали, что по Караванной улице, побрякивая колокольчиками, бредут пыльные усталые верблюды, на Итальянской улице живут черноволосые итальянцы, а на Поцелуевом мосту все целуются. Потом не стало ни караванов, ни итальянцев, да и сами улицы теперь называются иначе. Правда, Поцелуев мост остался Поцелуевым...