Диктанты
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Осенние деньки

В конце I четверти пишем контрольные диктанты по итогам повторения изученного в прошлом учебном году. После каждого текста диктанта указываем перечень проверяемых орфограмм и пунктограмм, которые могли вызвать у обучающихся затруднения. Тексты диктантов содержат привычный набор орфограмм и пунктограмм.

Это правописание безударных гласных в корне слова, гласных после шипящих, согласных, употребление Ь и Ъ знаков, правописание приставок, суффиксов, окончаний в разных частях речи. А также знаки препинания в предложениях с однородными членами, с прямой речью, в сложных предложениях, вводные слова и обращения.

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

5  класс

РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

Узкая дорожка изгибается, вьётся между деревьями.4 Громадные дубы возвышаются стройными рядами, заслоняют солнце. Редко пробьётся солнечный луч, дойдёт до земли, осветит траву и цветы.4 Колышутся вершины дубов, мечутся их макушки от ветра, шепчутся друг с другом. Так и хочется остановиться и послушать их разговор. В шуме ветра слышится веселье.

На полянке много берёзок. Здесь уютно и радостно. Белые стволы выделяются на фоне зелени, сквозь узорную листву виднеется небо. Скачет по дереву птичка, остановится на кончике веточки, ищет мошку или букашку. Найдёт и тащит в гнездо. А детки пищат, ждут лакомства. (90 слов.)

(Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных, ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах, разделительный Ь, сочетания ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, приставки на -З, -С, суффиксы и окончания существительных и глаголов; однородные члены предложения с одиночными союзами И, ИЛИ).

Грамматическое задание

1. Разобрать слова по составу: солнечный, птичка, осветит (1 вариант); узорную, вершины, мечутся (2 вариант).

2. Разобрать предложение синтаксически и составить его схему:

Узкая дорожка изгибается, вьётся между деревьями. (1 вариант); Редко пробьётся солнечный луч, дойдёт до земли, осветит траву и цветы. (2 вариант).

3. Сделать фонетический разбор слова: солнце (1 вариант); земли (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

6  класс

ОБЛАКА

Плывут по бескрайнему небу воздушные облака. Белые, пушистые, лёгкие. Они встретятся с сильным ветром и расшалятся, как малые ребята. Бывает, что закружатся в быстром хороводе. Или кинутся перегонять друг друга, или затеют игру в прятки. Вон плывёт одно из таких облаков. Только что оно было похоже на добродушного старика с длинной седой бородой. А сейчас в небе сердитая, лохматая собачка. Попробуй найти!

Долго резвятся облака, а ночью спят у вершины суровой горы.4 И снятся им зелёные пальмы, зеркальные глади озёр, смешные белые медвежата, тенистые дубравы и золотые огни городов.4

Обожаю разглядывать облака. Они очень разные и всегда на что-то похожи. (100 слов.)

(Правописание безударных гласных, парных согласных, непроверяемые написания, сочетания ЧК, ШН, ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах, разделительный и обозначающий мягкость согласных Ь, приставки на -З, -С,буквы Н-НН в прилагательных, окончания прилагательных и глаголов, правописание местоимений; однородные члены предложения с одиночными союзами И, А, с повторяющимся союзом ИЛИ, сравнительный оборот с союзом КАК, сложное предложение с союзом ЧТО).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: бескрайнему, закружатся, собачка (1 вариант); пушистые, перегонять, медвежата (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Долго резвятся облака, а ночью спят у вершины суровой горы. (1 вариант);
И снятся им зелёные пальмы, зеркальные глади озёр, смешные белые медвежата, тенистые дубравы и золотые огни городов. (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: попробуй (1 вариант); кинутся (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

6  класс

СЛОН

Слон большой, сильный и умный. Это все знают. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.4 А вот увидеть стадо диких слонов в джунглях не каждому удаётся.

У слона почти нет врагов. Но если слон почувствует опасность, он передвигается в джунглях тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцом гигантская змея и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Обовьётся она вокруг слонёнка и начнёт душить его крепкими мышцами.4 Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны назад спасать слонёнка. Всё стадо бегает и топчет питона. А уж потом попадёт слонёнку от матери-слонихи за непослушание. (100 слов.)

(Правописание безударных гласных, непроизносимые согласные, собственные имена, О-Ё после шипящих, сочетания НЧ, ШН, ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах, личные окончания глаголов, окончания прилагательных, суффиксы существительных, Ь для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, правописание НЕ со словами; однородные члены предложения, сложное предложение с союзом ЕСЛИ, с союзным словом КОТОРЫЙ, сравнительный оборот, вводное слово).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: маленьких, почувствует, опасность (1 вариант); гигантская, завизжит, слонёнок (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей. (1 вариант); Обовьётся она вокруг слонёнка и начнёт душить его крепкими мышцами. (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: почувствует (1 вариант); свернётся (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

7  класс

ДОЛИНА БЕЛЫХ ФЕЙЕРВЕРКОВ

Камчатка — край редкий, удивительный. Её хребты и овраги, тундры и бескрайние леса расшиты серебром рек и озёр.4 А над ними вздымаются сверкающие шапки вулканов. Здесь обитает редчайший, самый ценный пушной зверь калан. Зато совсем нет змей и лягушек, нет воробьёв. Многие камчатцы не знают молний, грома и запаха цветов, потому что они здесь не пахнут. Камчатка похожа только на Камчатку. В местах этих можно бывать бессчётно и всякий раз заново.

Вот и теперь ловим мы узкие струйки тропинок, сушимся у костров, вялимся на солнце под ударами солёного морского ветра.4 Первыми встречаем утреннюю радугу, отражённую в пыли океанского прибоя, на девять часов раньше, чем москвичи. Сейчас пробираемся в Долину гейзеров. Эта сказочная страна прорезала глухие горы восточной Камчатки южнее Кроноцкого озера. (120 слов.)

( По А. Цытович.)

(Правописание безударных гласных, корни с чередованием, парные согласные, собственные имена, приставки на -З, -С, сочетания ТСЯ-ТЬСЯ, окончания причастий и прилагательных, личные окончания глаголов, буквы Н-НН в прилагательных, суффиксы наречий, написание НЕ с глаголами; тире между подлежащим и сказуемым, однородные члены, сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО, сравнительный оборот, причастный оборот).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: бескрайние, тропинок, прорезала (1 вариант); морского, москвичи, бывать (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Её хребты и овраги, тундры и бескрайние леса расшиты серебром рек и озёр. (1 вариант);
Вот и теперь ловим мы узкие струйки тропинок, сушимся у костров, вялимся на солнце под ударами солёного морского ветра. (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: редчайший (1 вариант); самый ценный (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

7  класс

НА ПЕРЕЛЁТЕ

Давно затихло пение птиц. Хлопотливая пора выкармливания птенцов кончилась. Выводки птиц всё дальше и дальше отлетали от гнездовых участков, встречались с другими выводками, сбивались в общие стаи.4 Уже в августе в города и посёлки стали забредать стайки птиц, которых до этого здесь не было видно.

Наступил сентябрь — время самого интенсивного пролёта птиц. Только иволги, стрижи, зелёные пеночки, садовые славки не стали дожидаться холодных сентябрьских утренников.4 А почти половина перелётных птиц средней полосы улетает от нас именно в сентябре. Чуть больше трети расстаётся с родиной в октябре. И немногие птицы задерживаются до снега.

Как ведут себя птицы на перелёте? Кто держится шумно, не таясь, кто старается остаться незамеченным. Одни предпочитают общество и легко собираются в стаи даже с птицами иных видов. Другие летят одни. (120 слов.)

(Правописание безударных гласных, корни с чередованием, парные согласные, собственные имена, неизменяемые приставки и приставки на -З, -С, сочетания НЧ, ЧК, ТСЯ-ТЬСЯ, буквы О-Ё после шипящих и Ц, буквы Н-НН в причастиях, написание НЕ со словами разных частей речи, окончания прилагательных; тире между подлежащим и сказуемым, однородные члены, сложные предложения с союзным словом КОТОРЫХ, деепричастный оборот).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: хлопотливая, отлетали, выкармливания (1 вариант); гнездовых, задерживаются, утренников (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Выводки птиц всё дальше и дальше отлетали от гнездовых участков, встречались с другими выводками, сбивались в общие стаи. (1 вариант); Только иволги, стрижи, зелёные пеночки, садовые славки не стали дожидаться холодных сентябрьских утренников. (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: самого интенсивного (1 вариант); сентябрьских (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

8  класс

ПТИЦЫ

Придите поутру или к вечеру на опушку леса. Вскоре в кустарнике услышите тихий шорох, негромкое попискивание, заметите в ветвях мелькание каких-то пичужек. Приглядитесь. Да тут собрались самые различные птицы!

Вот с дуба сорвалась серая мухоловка. Схватила пролетающую над полем муху и вернулась на облюбованную сухую ветку. В низеньком кустарнике вертятся маленькие серовато-зелёные пеночки, внимательно осматривающие тонкие ветки и листья.4 Лесные коньки ищут что-то под деревьями. В светлых берёзовых рощах в эту пору нетрудно увидеть кукушку. Это поодиночке подались к югу молодые отшельники. А старые ещё раньше покинули родные края, улетев в Центральную и Южную Африку.4

Если вы выйдете в поле, то и там встретите перелётных птиц. По картофельным полям и приречным капустникам кормятся луговые и краснозобые коньки. По выгонам держатся трясогузки и каменки. На речных отмелях, по заиленным берегам озёр перекликаются кулики. Летом здесь встречались только гнездящиеся перевозчики да малые зуйки. (140 слов.)

(Правописание безударных гласных, парные согласные, собственные имена, неизменяемые приставки и приставки ПРЕ-, ПРИ-, сочетания НЧ, ЧК, ТСЯ-ТЬСЯ, буквы О-Ё после шипящих и Ц, буквы Н-НН в причастиях, написание НЕ со словами разных частей речи, написание слов с Ь, окончания причастий, личные окончания глаголов, правописание наречий, местоимений, сложные прилагательные; однородные члены с одиночными союзами И, ДА, ИЛИ, сложные предложения с союзом ЕСЛИ, деепричастный оборот, причастный оборот).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: поутру, раньше, внимательно (1 вариант); поодиночке, нетрудно, вскоре (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

В низеньком кустарнике вертятся маленькие серовато-зелёные пеночки, внимательно осматривающие тонкие ветки и листья. (1 вариант); А старые ещё раньше покинули родные края, улетев в Центральную и Южную Африку.  (2 вариант).

3. Выписать 3 словосочетания разного типа связи и выполнить их разбор: из 2 абзаца (1 вариант);  из 3 абзаца (2 вариант).

4. Выписать из текста по 2 примера служебных слов (предлог, союз, частица).