Ученику
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Правильное письмо

Наиболее часто встречающиеся в современной русской орфографии ошибки допускаются в правописании служебных слов.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

И из школы, взявшись за ручки

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу им утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 1

«Правописание частицы НЕ с различными частями речи»

Психологический тест.

Выпускникам школы была предложена анкета, по ответам на которую  легко определяется характер человека: отношение к жизни, нравственная позиция, склад натуры. Ученик Н, будучи не в ладах с орфографией, ответил на вопросы так, что в его характере встретились взаимоисключающие черты. Пришлось обратиться за разъяснением к его другу, который, считая Н в высшей степени хорошим и легким в общении   человеком, быстро выправил все  ошибки на не и ни в его анкете и восстановил истину. Какие ошибки были допущены, и как их следует исправить?

Вопросы анкеты                                                                          

Позиция Н

 

1. Оптимист или пессимист?

Ждать счастья ниоткуда

2. Причина хорошего настроения

Быть в хорошем настроении не с чего

3. Поводы к печали.

Печалиться не о чем

Мотив любви к людям

Любить людей ни за что

Поводы ссор с родителями

Ссориться ни из-за чего

Причины обид на друзей

Обижаться ни на что

Есть ли основание считать  себя выше других?

Заноситься ни на чем

Используя другой вариант написания местоимений и наречий с НЕ-НИ, помогите заполнить анкету без ошибок пессимисту с неуживчивым характером.

Заполняя следующую анкету и не зная, как правильно записать слова с не-ни, ученик Н решил напрасно не рисковать и дал лишь направление своих ответов. Заполните до конца его анкету.

Вопросы анкеты                                                                          

Позиция Н

 

Кого ненавидите?

…ненавидеть и …, ….не желаю зла.

Кого или чего боитесь?

…и …не боюсь

Кому  и в чем завидуете?

…и …завидовать

Когда и перед чем пасуете в работе?

….и…не пасую

Где, за кем или за чем прячетесь от опасности?

…, ..и….не прячусь.

Откуда и от кого ждете помощи при затруднениях?

…и..ее ждать.

В каких случаях и у кого списываете контрольные работы?

….и…не списываю

Спорите ли вы по пустякам-с кем и о чем?

…и…не спорю

В чем и за что упрекаете родителей?

…и..их упрекать

Любите ли совать нос во что-нибудь вас не касающееся или в чьи-нибудь личные дела?

…и…не… сую

УПРАЖНЕНИЕ № 2

«Слитное, дефисное и раздельное написание различных частей речи»

Отметьте тот вариант окончания предложения, который соответствует данному написанию:

  1. Зачем надо следить сегодня а) за температурой или направлением?

                                                          б) за направлением ветра, если флюгер недвижим?

  1. Что бы спросить а) на обед?

                                                          б) дорогу в Лондоне, надо владеть английским

  1. Вы тоже думаете а) что и я?

                                                         б) что это она виновата?

  1. Все были в ужасе оттого, а) что никто не ожидал такого

                                                         б) что произошло

  1. Ты много претерпел за то      а) стал профессионалом

                                                         б) чтобы стать профессионалом

  1. По чему нужно судить о человеке а) сразу так категорически

                                                          б) по манерам, одежде, выражению лица?

  1. Теплая небесная вода для растений то же а) необходимое условие

                                                                            б) , что и питье для человека

  1. Отчего вы отказываетесь а) поехать отдыхать на юг?

                                                       б) от туристической путевки или от лечения?

УПРАЖНЕНИЕ № 3

«Правописание новых слов современного русского языка»

Мир вокруг нас чрезвычайно богат на цвета. Как ни старайся, уместить всё богатство красок в знакомые всем «красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый» не получится. Предлагаем вам добавить ещё несколько названий в свой словарный запас. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя.

Ал…бастровый — бледно-жёлтый с матовым оттенком.

Бери…овый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Була…ый — серо-бежевый.

Какао(?)шуа — цвет горячего шоколада.

П…меранцевый — апельсиновый с розовым.

Пунц…вый — ярко, густо или тёмно-алый

Ф…сташковый — грязновато-зелёный.

Фрез…вый — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый.

Чесуч…вый — цвета чесучи, желтовато-песочной шёлковой ткани.

Ответы:

Алебастровый — бледно-жёлтый с матовым оттенком.
Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Буланый — серо-бежевый.
Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
Померанцевый — апельсиновый с розовым.
Пунцовый — ярко, густо или тёмно-алый
Фисташковый — грязновато-зелёный.
Фрезовый — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый.
Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шёлковой ткани.

УПРАЖНЕНИЕ № 4

Слитно, раздельно или через дефис?

Интер?фейс, скрин?шот, мульти?фора, спой?лер, интер?актив, бэби?бокс, 3?D, флеш?моб, флеш? карт, фото?сет,колл?центр, кофе?брейк, бой?френд, сэконд?хэнд, аут?лет, даун?шифтинг, мейн?стрим, ньюс?мейкер, шоу?рум, оф?лайн, он?лайн, дресс?код, омбудс?мен, бокс?сет, сэйл?хаус, бэк?граунд, шорт?лист, ток?шоу, хед?лайнер, бокс?офис, мульти?плекс, мерчен?дайзер, копи?райтер, офис?менеджер, бренд?менеджер, аккаунт?менеджер, IT?менеджер,  PR?менеджер , дед?лайн, клиннинг? компания.

Ответы:

Интерфейс, скриншот, мультифора, спойлер, интерактив, бэби-бокс, 3 D, флешмоб, флеш- карт, фотосет,колл-центр, кофе-брейк, бойфренд, сэконд хэнд, аутлет, дауншифтинг, мейнстрим, ньюсмейкер, шоурум, офлайн, онлайн, дресс-код, омбудсмен, бокс-сет, сэйл-хаус, бэкграунд, шорт-лист, ток-шоу, хедлайнер, бокс-офис, мультиплекс, мерчендайзер, копирайтер, офис-менеджер, бренд-менеджер, аккаунт-менеджер, IT-менеджер,  PR-менеджер , дедлайн, клиннинг компания.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 5

«Слитное, дефисное и раздельное написание различных частей речи»

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Байка-небывайка (из майкопского фольклора)

Встал я (по)утру, чтобы на ночь не ложиться, обувался на босу ногу, топор (то)же надевал, трое лыж под пояс подтыкал, зато дубинкой не подпоясался. Шел я путем –дорогою, все думал: (что)бы мне выдумать. По(тому)озеру мостик перешел. Увидел утку – топор кинул, да не докинул – по(тому) как перекинул слишком. (За)чем только такой легкий топор взял? Не жалко даже, что потонул. Другой раз кинул  - он от(того) берега отскочил, в воду плюхнулся и потонул снова. Каждый раз одно и то(же)выходит. За(чем )же дело стало – надо попробовать еще. В третий раз кинул метко – да мимо. Утка всколыхнулась, озеро и улетело.

(За)тем озером чисто поле лежало. Смотрю – под дубом корова бабу доит. И(так)мне почему-то молока захотелось, что стал просить (пол)кувшина. (По)чему только не спросил целый?! Она кувшин пополам перебила,  а молоко в землю ушло. Пошел я в деревню,  зашел в самую крайнюю избу,  что между другими избами затерялась. Вижу тесто бабу месит. То(же)годится – ведь от молока в пузе холодно, так хоть хлебцем погреться,  что(бы) не простудиться. Тут собака залаяла. Выскочил я на улицу,  а в животе так(же) сытно, как и прежде. Думаю: что(бы) в собаку кинуть,  за(то)что не укусила топор –то в утке остался.

(И)так, все закончилось благополучно: пришел я домой да с горя спать повалился, что(бы) на ночь не завтракать.

Ответы:

Встал я поутру, чтобы на ночь не ложиться, обувался на босу ногу, топор тоже надевал, трое лыж под пояс подтыкал, зато дубинкой не подпоясался. Шел я путем -дорогою, все думал: чтобы мне выдумать. По тому озеру мостик перешел. Увидел утку - топор кинул, да не докинул - потому как перекинул слишком. Зачем только такой легкий топор взял? Не жалко даже, что потонул. Другой раз кинул  - он от того берега отскочил, в воду плюхнулся и потонул снова. Каждый раз одно и то же выходит. За чем же дело стало - надо попробовать еще. В третий раз кинул метко - да мимо. Утка всколыхнулась, озеро и улетело.

За тем озером чисто поле лежало. Смотрю - под дубом корова бабу доит. И так мне почему-то молока захотелось, что стал просить полкувшина. Почему только не спросил целый?! Она кувшин пополам перебила,  а молоко в землю ушло. Пошел я в деревню,  зашел в самую крайнюю избу,  что между другими избами затерялась. Вижу тесто бабу месит. Тоже годится - ведь от молока в пузе холодно, так хоть хлебцем погреться,  чтобы не простудиться. Тут собака залаяла. Выскочил я на улицу,  а в животе также сытно, как и прежде. Думаю: что бы в собаку кинуть,  за то что не укусила топор - то в утке остался.

Итак, все закончилось благополучно:  пришел я домой да с горя спать повалился, чтобы на ночь не завтракать.

За электричество спасибо!

В чулане деревенского дома нашлась медная керосиновая лампа, старая, закоптелая, в пыли.

Как свеча перестала быть нужной

Представьте себе: гремит музыка, горят ярко свечи, шумный бал длится и длится. А вот зеркало: в него глядит девушка, в тусклом свете свечи пытаясь разглядеть суженого.

Макать перо в чернила…

Чтобы строчку написать, надо иметь бумагу и ручку или карандаш. Ручки теперь не перьевые, а шариковые или гелиевые, да и карандаши не химические, а простые.

Былина о Сухмане

До нашего времени дошло немного былин. Часть из них нам хорошо известна по изучению в школе, по циклу мультфильмов.

Былинные богатыри

События давних лет оставили следы времени в былинах. Былины на­чали создаваться ещё во времена Киев­ской Руси.

Мастерство оружейников Древней Руси

Чем сражались древнерусские воины? Из уроков по истории и литературе помнится меч, копьё, сабля, щит, лук и булава.