Олимпиада по русскому языку
images/banners/knigi.jpg

В данном материале предлагаются олимпиадные задания для 9-11 классов.

 

9 класс

Время выполнения работы – 2 астрономических часа (120 минут)

Задание 1. 

Дан список русских букв: о, _, а, и, н, т, с, р, в, л, к, м, д, п, у, я, ы, ь, г, з, _, ч, й, х, ж, ш, ю, ц, щ, э, ф, ъ, _. Объясните, по какому принципу он составлен. Заполните пропуски.

 

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах:

Прозорлива, надорвалась, включен, прирученный, законорожденный, августовский, миллиграммовый, тотчас, кремень, флюорография, форзац, на круги своя.

 

Задание 3.

В большинстве случаев в русском языке подлежащее и прямое дополнение могут находиться в любом порядке по отношению друг к другу. Однако есть случаи, когда без контекста определить, какое из существительных является подлежащим, а какое — дополнением, можно только по порядку слов. В каких случаях такое бывает? Приведите два примера.

 

Задание 4.

В русском языке большинство предлогов может находиться только перед существительным, например, в русском языке, перед существительным. Назовите хотя бы три предлога, которые могут находиться как перед существительным, так и после него. Свой ответ подтвердите примерами.

 

Задание 5.

пальто < путь = скатерть = столовая < вещество = кошка < стол

Что это значит? Где на этой шкале расположится слово время?

 

Задание 6.

Посчитайте, сколько (примерно) разных вариантов понимания этого предложения существует. Объясните свой ответ, подтвердив его примерами.

Служанка актрисы, у которой есть фотографии Авдотьи, купила новые учебники и словари для дочери Инессы.

 

Задание 7.

В современном русском языке слово тень обладает необычным свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте догадаться, в чем заключается это свойство.

 

Задание 8

Прочитайте предложение:

Это упражнение лучше выполнять стоя, чем лёжа на спине или в положении сидя.

Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами предложения они являются?

ОТВЕТЫ

 

10 класс

Время выполнения работы – 2 астрономических часа (120 минут)

 

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

По стенам навеш..(н,нн)о было весьма тесно и бе..толково (не)сколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого(то)сражения с огромн..ми барабанами кричащ..ми с..лдатами в треугольных шляпах и тонущ..ми конями без стекла вставле(н,нн)ый в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. (В)ряд с ними зан..мала (пол)стены огромная почерневшая картина писа(н.нн)ая  масл..(н,нн)ыми красками изобр..жавшая цветы фрукты разреза(н,нн)ый  арбуз кабанью морду и в..севш..  головой (в)низ утку. С середины потолка  св..сала   люстра в холсти(н,нн)ом мешке  от пыли ..делавшаяся похож..ю на ш..лковый кокон в котором сидит червяк. В углу  комнаты была навал..(н,нн)а на полу куча того что (по)грубее и что (не)достойно лежать на столах. Что именно находилось в куче решить было трудно ибо пыли было в таком изобилии что руки всякого кас..вшегося  становились похож..ми на перчатки; заметнее прочего высов..вался  (от)туда  отломле(н,нн)ый  кусок деревя(н,нн)ой лопаты и старая подошва сапога. (н..)как нельзя было сказать чтобы в комнате сей об..тало живое  существо если(бы) (н..)возвращал его пр..бывание старый поноше(н,нн)ый колпак лежавший на столе. Пока он ра(с,сс)матривал всё странное убранство отв..рилась боковая дверь  и  взошла та(же )самая ключница которую встретил он на дворе. Но тут он увидел что это был скорее ключник чем ключница  ключница  по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной провол..ки какою чистят на конюшне лошадей.

 

Задание 2. расставьте ударение в следующих словах

Диоптрия, отрочество, фетиш, феномен,  вероисповедание,  бряцать,  осведомить,  дабы, догмат,  дороговизна,  мизерный,  строчная,  толика,  подростковый,  ненормированный, маркетинг,  лавровый,  завсегдатай,   донельзя,  диспансер,  гусеница,  граффити,  опошлят, апостроф.

 

Задание 3. Определите, какая русская пословица передана средствами научного стиля. Изложите содержание любой русской пословицы в научном стиле.

  1. 1.Влияние сезонных условий на процесс учёта пернатых.
  2. Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами.
  3. Отсутствие прогресса-регресса в метаболизме организма при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде оседлых народов.
  4. Проблема повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путём.
  5. Проблема транспортировки жидкости в сосудах с переменной структурой плотности.
  6. То, что соответствует действительности, наносит колющие удары по парному сенсорному органу, обеспечивающему организму функцию зрения.

 

Задание 4. Определите лексическое значение устаревших слов.

Баской-

Вёдро-

Аксамит-

Бортник-

Братина-

Бурачок-

Вежды-

Вкупе

Воня-

Выя-

Длань-

Шуйца-

Мех-

 

 

Задание 5. Определите, в роли каких членов предложения выступает слово «который»

  1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
  2. Скажи, который час?
  3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
  4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилее.

 

Задание 6. Определите лексическое значение слов.

Мессия-

Утилитарный-

Экспансия-

Теолог-

Трюизм-

Экстремизм-

Допинг-

Бенефис-

Плеяда-

Электорат-

Панегирик-

 

Задание 7. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

  1. На все вопросы своих адресатов газета отвечает незамедлительно.
  2. В Индии его долгое время мучила ностальгия по родине.
  3. Ваше мнение не играет никакого значения в данной ситуации.
  4. Личностный состав фирмы был отправлен в бессрочный отпуск.
  5. В тот год началась гражданская интервенция.
  6. Двадцать лет своей биографии она посвятила детям.
  7. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».
  8. Ученик плохо отличал стихотворные размеры.
  9. План был предоставлен руководству в срок.
  10. Воспитательница приготовила для занятия кубики и другой демонстрационный материал.

 

Задание 8. Определите изобразительно-выразительные средства языка.

1.Гвозди бы делать из этих людей:

Крепче бы не было в мире гвоздей.

2.Философ в осьмнадцать лет.

3.Я обручился с тишиной, всегда безмолвием поющей.

4.И может быть-на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной.

5.Вот ко мне пришла любовь! Да, да, конечно же любовь!

 

Задание 9. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу.

Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота.

ОТВЕТЫ

 

11 класс

Время выполнения работы – 2 астрономических часа (120 минут)

 

Задание 1. Расставьте ударения в словах. Укажите слово, в котором допускается 2 ударения.

Ассиметрия, баловник, вручит, дочерна, знамение, исчерпать, коллеж, корысть, мозаичный, мизерный, начавший, обеспечение, оптовый, прибыть, туфля, факсимиле, флюорография.

 

Задание 2. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Свои языковые и мыслительные навыки ребёнок пр..обр...тает лиш(?) в общени... с другими людьми.

Только это общение и делает его человеком то есть существом говорящим и думающим. Но если(бы) общение с другими людьми (не)выраб...тало (в)нём на короткое время особую повыше(н, нн)ую чу...кость к реч...вому материалу который дают ему взрослые он остался(бы) до конца своих дней в обл...сти родного языка иностранцем бе...душно повторяют,...м мёртвые штампы

В старину мне случалось встр.. .ча(т, ть)ся с детьми которым по различным причинам (главным образом по прихот... богатых родителей) навяз... вал и с младен(?)ческих лет словарь и строй чужого языка чаще всего францу(?)ского.

Эти несчас(?)ные дети с самого начала оторва(н, нн)ые от стихи... родной речи (н...)владели (н...)своим (н...)чужим языком. Их речь в об...их случ...ях была одинаково анемична бе...кровна мертвее(н, нн)а — име(н, нн)о (по)тому что в возр...сте от двух до пяти их л...шили возможности творчески осво...ть её.

Тот кто в ранн...м детстве на пути к усвоен...ю родной реч... (н...)созд...вал таких слов как «вытонуть» «притонуть» «тормозило» и т.д. (н...)когда (н...)станет полным хозя...ном своего языка. (По К.И. Чуковскому)

 

Задание 3. Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Голландка, китайка, лебедка, толстовка, шотландка.

 

Задание 4. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском языке, а потом в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните его антоним и составьте с ним предложение.

 

Задание 5. Какие части речи в русском языке могут образовываться от местоимений? Приведите примеры.

 

Задание 6. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

  1. Об опасности жители села узнали благодаря колокольного звона.
  2. По утрам хорошо слышен звон трамваев, доносящегося издали.
  3. Новое поколение плохо знает и не умеет пользоваться языком.
  4. Произведения Пушкина были откликом на новые проблемы, выдвигавшихся самой жизнью.
  5. В стихотворении «Письме к матери» Есенин раскрывает тему любви к самому родному человеку.
  6. Все, кто были на спектакле, остались довольны.

 

Задание 7. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Не стоит и пуговицы.

Убить двух птиц одним камнем.

На другой стороне холма и трава зеленее.

Просто, как упасть с бревна.

Не стоит пороха и дроби.

Для каждой собаки наступит ее день.

 

Задание 8. Разберите по членам предложения и сравните их грамматическую структуру.

1) Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.

2) Кажется, ей не больше шестнадцати лет. 

 

Задание 9. Определите лексическое значение устаревших слов по контексту.

  1. Онегин жил анахоретом. (А. С. Пушкин)
  2. Ведь это только в столице бонтон и нет провинциальных гусей. (Н. В. Гоголь)
  3. Согбенный тяжестью вериг, пред ними шел слепой старик. (М. Ю. Лермонтов)
  4. Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон. (Н. В. Гоголь)
  5. А за спиной ее … выставил голову какой-то мужчина с бакенбардами и красивой эспаньолкой под губой. (Н. В. Гоголь)

 

Задание 10.  Творческая работа.

Придумайте текст радиорекламы фразеологического словаря русского языка (5-10 предложений). 

ОТВЕТЫ