Олимпиада по литературе

Олимпиада по литературе для 6-7 классов состоит из 6 заданий.

 

7 класс

Задание 1

Назовите  время  и  исторические события, описанные в следующих произведениях: «Тарас  Бульба» Н.В.Гоголя, «Повесть о Петре и  Февронии  Муромских», «Детство» М.Горького. Обоснуйте свой ответ.

Задание 2

Расскажите (напишите) о том, что вы  знаете о личности М.В.Ломоносова.

Критерии оценивания: точность, ясность, чёткость.

Задание 3

Кто изображён в этом описании?

Родом из города, который теперь считается российским, служил следователем, капельмейстером, учителем пения, дирижёром, трагическая любовь  в его жизни стала причиной  обращения к литературе, создатель мистических сказок и произведений об оживающих куклах, скончавшийся через несколько месяцев после извещения друзей о смерти своего любимого кота.

Задание 4

Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта ХХ века А.А.Ахматовой «Творчество». Оно открывает поэтический цикл «Тайны ремесла». Дайте анализ стихотворения. Объясните, в каком  состоянии пребывает лирическая героиня? Что такое «вдохновение»? Как и каким образом «строки ложатся в белоснежную тетрадь»? Почему они «продиктованные»?

Творчество

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936 года

 

Задание 5

Попробуйте  себя в роли поэта. Напишите стихотворение, используя рифмы:

Речью - навстречу

Умах - впотьмах

Спящий - настоящий

Эхо - успеха

Задание 6

Напишите, какой художественный фильм, созданный по произведениям русской  или  мировой литературы вы смотрели. Чем он запомнились вам? Что  вас  особенно поразило в нём? Чему они вас  научили? Знаете ли вы кинорежиссёров? Актёров? Что для вас  кино? Порассуждайте  об этом.

Объём работы - 0,5 страницы. Учитывается творческий  подход к заданию.

ОТВЕТЫ

8 класс

I.Знание теории литературы.

1.Перечислите роды литературы. Напишите литературоведческую статью: «Лирика – это…».

2.Определите жанр каждого из произведений:

А) «Ревела буря, дождь шумел;

Во мраке молнии летали;

Бесперерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали...

Ко славе страстию дыша,

В стране суровой и угрюмой,

На диком бреге Иртыша

Сидел Ермак, объятый думой».

Б) «Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье».

В) «И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан».

II.Историко-литературные задания.

3.Какие исторические  события нашли отражение в следующих произведениях  литературы?

 «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

4.Перед вами портреты знаменитых людей. Укажите ФИО этого человека, в каком веке он жил, приведите примеры тех произведений (2-3), которые он написал.

III. Интерпретация лирического произведения.

5.Напишите сочинение-анализ данного лирического произведения. Пишите развёрнуто, связно, понятно, свободно.

Фёдор Иванович Тютчев

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствия сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

IV. Творческое задание.

6.Напишите письмо одному из перечисленных ниже писателей. Упомяните его произведения (2-3), напишите о том, почему они Вам нравятся или не нравятся.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883)

Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)

Евгений Иванович Носов (1925-2002).

Объём письма – 130-200 слов.

ОТВЕТЫ