Методкопилка

Личность князя Андрея из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» привлекательна для молодых людей, выбирающих свою дорогу.

Дидактическая цель: создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов для понимания мировоззрения и образа А. Болконского

Тип урока: урок-обобщение и систематизация знаний (четвертый урок в системе уроков по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Планируемые результаты:

Предметные: сформированные умения оценки и герменевтического анализа эпизодов художественного произведения, связанных с пониманием образа Андрея Болконского; повторить понятия «эпизод», «диалектика души».

Личностные: формирование читательской культуры; развитие высоких нравственных чувств; идентификация себя как личности через призму образа А. Болконского.

Метапредметные: формировать умение ставить задачи, планировать собственную деятельность; развить умение работать в группе, распределять роли и виды деятельности; умение работать с информацией, представленной в разных видах: таблица, изображение, аудио и видео информация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы обучения: аналитическая беседа, анализ эпизодов, комментированное герменевтическое чтение, сравнительный анализ, работа в группах, иллюстративный метод.

Технологии: квест, здоровьесберегающая, ИКТ.

 

ХОД УРОКА

Оргмомент. Давайте для начала посмотрим, что лежит у вас на столах. Перед каждым из вас рабочие листы, подпишите в них свою фамилию и имя. В этих листах вы будете записывать нужную информацию по уроку, а потом заберете с собой. Их можно будет вклеить (или вложить) в ваши рабочие тетради.  На столах каждой группы лежит конверт с заданием.

Кодекс работы в группе

Сегодня мы работаем в 3-х группах. Я уверена, вы уже давно выработали свой Кодекс работы в группе, он основан на простых правилах человеческого общения. Каких?   

  • Уважать мнение каждого
  • Быть убедительными
  • Подавать сигнал об окончании работы в группе
  • Распределить роли внутри группы (кто за что отвечает: запись, часы, ответ)
  • Работать единодушно

Кодекс работы в группе лежит у вас на столах, при желании можно к нему обращаться.

Установка на успех. Я уверена, что у нас все получится, и эти полчаса станут ценными и значимыми для каждого из нас.

Начало урока. Подведение к автору.

Когда русский писатель Владимир Набоков рассказывал своим студентам в о классиках русской литературы 19 века, он прибегал к такому приему. (подхожу к выключателю) Он начинал свою лекцию в абсолютно темном зале. Затем зажигал одну люстру со словами: «Это Пушкин» (зажигаю), потом вторую: «А это Лермонтов» (зажигаю),следом третью: «Это Гоголь» (зажигаю). А потом, подойдя к окну, одним махом сдергивал штору (открываю жалюзи или просто подхожу к окну) – и зал наполнялся солнечным светом: «А вот это Толстой!»

Действительно, Толстой – это огромный поток света, внезапно хлынувший в жизнь людей. Толстой – это новый реализм. Толстой – это  абсолютно новый взгляд на привычные, казалось бы, вещи. Но знал ли сам Толстой - кто он для мира?

Подведение к теме 1 часть

ПЕСНЯ «Кто я такой?» *на слайде и на листе доски - отрывок песни (ключевые слова выделены)

Какой вопрос задает автор песни самому себе? КТО Я ТАКОЙ В ЭТОМ МИРЕ?

Каждый из нас, наверное, хоть раз в жизни задавался вопросом: Кто я? или Для чего я? В чем смысл жизни? Каково мое место в этом мире? (на слайд)

Не знаю, как вы, меня чуть ли не каждый день подобные вопросы одолевают, особенно после совещаний всяких или после педсовета.

Многие герои произведений русской литературы задают себе подобный вопрос, размышляют о своем месте в этом мире.

Видео 1. (Печорин) Вспомнили? Григорий Александрович Печорин.

Видео 2. (Базаров). А это? Евгений Васильевич Базаров («Нужен ли я России?»).

Один из героев эпопеи Толстого «Война и мир» также ищет себя.

ВИДЕО (Князь Андрей. Монолог «Кто я?»)

Узнали героя? Кто это? О  каком герое романа Толстого «Война и мир» мы будем сегодня говорить? (2 часть темы на слайде)

Приглашение на выставку. Я хочу пригласить вас сегодня на выставку картин.

Подведение к теме 2 часть

Перед вами первый экспонат (картина и на столах групп, и на презентации)-  картина венгерского художника Тивадара Чонтвари «Старый рыбак». Что изображено на картине? Да, ничего необычного - фигура старика на переднем плане, а на заднем- линия горизонта, море, горы. Возьмите зеркало. Попробуйте отразить левую половину картины. Что видите? А теперь правую. Что получилось?

Я смонтировала половины картины, и легко можно увидеть, что на правой половине изображен портрет благообразного старца, спокойное море. На левой - мистический злобный персонаж на фоне вулкана и беснующегося моря.

Эту картину критики еще называют «Два портрета человеческой души». Что такое портрет? (изображение внешности человека+передача его внутреннего мира). Почему? (двойственность, дуализм человеческой души; плохое и хорошее; добро и зло; многогранность)

Определение темы

И Л.Н. Толстой утверждал: «Портрет любого человека двойственен. В нем видим добро и зла, хорошее и дурное». Попробуйте сформулировать  тему сегодняшнего урока о князе Андрее. Чей портрет сегодня будет главной частью нашей выставки?

Портрет (?) Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Запишите тему урока в свои рабочие листы. Обратите внимание на знак вопроса в формулировке темы после слова «портрет». Я уверена, что этот вопрос исчезнет в конце нашего урока.

Постановка целей и задач

На какой вопрос сам князь отвечает на протяжении всего романа (и в начале нашего урока мы задавались этим вопросом)? На какие вопросы о Болконском мы постараемся ответить в конце урока?

Кто такой князь А. Болконский? В чем смысл его существования? Какие черты раскрывает в нем автор? Как различные портреты князя  помогают приблизиться к идейному смыслу всего романа Толстого? (на слайд)

Как на уроке литературы приблизиться к ответам на эти вопросы?

(читать, обсуждать, понимать, созидать)- на слайд.

Задание.

Настало время помочь герою нашего урока ответить на главный вопрос: кто я? и рассмотреть его портрет повнимательнее. Князь Андрей Болконский предстает перед нами каждый раз разным, иным в разных эпизодах романа. Давайте вспомним, что такое эпизод? Запишем определение в рабочие листы, в специально отведенное место.

Эпизод – это относительно самостоятельная единица в сюжетной системе произведения, фиксирующая происходящее в пространственно-временных границах (Словарь литературных терминов, Белокурова С.П., 2006г.)

И в нашей галерее мы переходим во второй зал. Предлагаю вам взглянуть на репродукции портретов-иллюстраций князя Андрея Болконского. Откройте конверт с заданием для группы.

2 мин работают-10 минут отвечают

1 группа К. И. Рудаков «Князь Андрей Болконский».

Каким предстает перед нами князь Андрей на данной иллюстрации? Выберите для описания героя слова из списка: тщеславный, высокомерный, отчужденный, холодный, ответственный, с чувством собственного достоинства, карьеризм, патриотизм, совесть, скромность, позёрство, великодушие, нежность, смелость, хрупкость, решительность, способность к самопожертвованию, презрительная ироничность, благородство, светский молодой человек.

Почему вы выбрали именно эти слова? Все ли слова имеют положительную лексическую окраску? Отрицательную? Почему?

Какой эпизод романа подойдет для описания иллюстрации (обратите внимание на ключевые слова!)?

2 группа В.А. Серов «Князь Андрей под Аустерлицем».

Каким показывает художник князя Андрея?  При описании героя используйте слова для справок: со знаменем в руках, стремительный, напряженный, желание подвигом добыть себе славу, обстановка боя романтизирована, романтическое отношение к войне.

Какие тона использует художник в данной иллюстрации: темные или светлые, яркие, праздничные? Почему?

В каком произведении древнерусской литературы, прочитанном вами в 9 классе, русский князь также «искал себе славы»?

Какой эпизод романа подойдет для описания картины (обратите внимание на ключевые слова!)?

3 группа Д. Шмаринов «Раненый А. Болконский на Аустерлицком поле»

Каким показывает художник князя Андрея?  При описании героя используйте слова для справок: открывший над собой высокое чистое небо, величие неба, ничтожные помыслы о славе, трогательно беспомощен, величие, трагизм происходящего.

Почему трудно описать эту картину? Что хотелось бы видеть одновременно на картине, чтобы понять состояние князя?

Какой эпизод романа подойдет для описания картины (обратите внимание на ключевые слова!)?

4 группа Д. Шмаринов «Андрей Болконский со своим полком в резерве в деревне Семёновской накануне Бородинского сражения»

Каким показывает художник князя Андрея?  При описании героя используйте слова для справок: накануне Бородинского сражения, вынужденное бездействие (полк стоит в резерве), нахмуренный, томится нетерпением, ищет действия, суровое лицо, зоркий взгляд, в лице вызов, цветок с надломленным стеблем.

Как князь Андрей держит цветок? С каким чувством к родной земле?

Какой эпизод романа подойдет для описания картины (обратите внимание на ключевые слова!)?

5 группа Л. Пастернак «Наташа и раненый Андрей»

Каким показывает художник князя Андрея?  При описании героя используйте слова для справок: улыбнулся, радость прощения, смиренный христианин, милосердный, смятение, неясное сознание героя, мягкий свет падает на лицо Наташи, нежное сострадание, вина, преданность, напряженность, взгляд опущен.

Как развернута комната? Почему ее очертания искажены? Кто изображен на первом плане? Опишите позу Наташи. Где находятся ее руки? Что эта поза может выражать?

Какой эпизод романа подойдет для описания картины (обратите внимание на ключевые слова!)?

Общий вывод.

Какие этапы жизни Андрея Болконского мы сегодня можем выделить, ориентируясь на анализ эпизодов и портретов каждой группой?  В ваших рабочих листах – таблица «Портрет Андрея Болконского». Впишите в левую колонку этапы в нужном порядке. Какой будет первым? Затем?

1 группа - Светская жизнь в Петербурге.

2 группа - Решение идти на войну.

3 группа – Аустерлицкое сражение.

4 группа – Бородинское сражение.

5 группа – Смерть князя Андрея.

Какую характеристику дадим образу князя на каждом этапе? Кто он? (на доске строю портрет личности Болконского из листов формата А4)

Портрет Андрея Болконского

Этапы

Кто я?

Светская жизнь в Петербурге

Скучающий презрительный светский скептик

Решение идти на войну

Пылкий честолюбец, жаждущий славы

Аустерлицкое сражение

Теряющий иллюзии, задумывающийся о смысле жизни

Бородинское сражение

Воин, патриот

Смерть князя Андрея

Смиренный и милосердный христианин

Только ли положительные характеристики героя здесь представлены? Почему? (Вспомните картину Чонтвари)

Для любимых героев Толстого, да, что говорить, для каждого из нас, всегда характерен сложный путь, полный ошибок, болезненных поисков ответов на вопрос «Кто я?» О любимых героях Толстого, которые будут путаться и ошибаться, и о нелюбимых – статичных вы будете говорить на следующих уроках со своим учителем литературы. 30 сек

Какой этап для Болконского – вершина, очищение?    

Вывод: От портрета петербургского скептика к христианину, прощающему жизни все обиды. Таково непрерывное движение жизни, очищение, изменение себя – начало гармонии Андрея Болконского.  А гармония, другими словами, (это, исходя из названия?) - мир.

Запишем вывод.

Как по-другому назвать изменения, происходящие в душе героя? Выберите из облака слов одно подходящее на слайд.

Толстой применяет для раскрытия сложного пути  новый художественный метод - «диалектика души» - детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и формирования, развития чувств героя; внутренние противоречия; способность человека изменяться.  

Запишем это определение в рабочие листы.

Способность человека становиться лучше, изменения его духовного мира - показатель для Толстого нравственной чуткости и духовности человека.

А как в современном обществознании, ну, или психологии называется человек, способный развиваться, меняться, отвечать за свою жизнь, за свой выбор и за то, что происходит вокруг него?

Личность – это человек, который сам отвечает за свою жизнь, за то, что происходит вокруг него и за свой нравственный выбор (Словарь социолингвистических терминов, 2006 г. под ред. Ю.В. Михальченко)

Можно ли Андрея Болконского назвать личностью?

Вернемся к теме нашего урока. Какое слово вместо знака вопроса должно быть в теме урока, как думаете? Портрет ЛИЧНОСТИ князя Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).  переворачиваю слово «личность» на портрете.

Давайте проверим правоту ваших предположений. Переверните свои рабочие листы (на обратной стороне слово «личность») переворачиваю слово под портретом)

Впишите недостающее слово в формулировку темы урока. Прочитайте ее полностью.

Но слово «личность» в ваших рабочих листах появилось не случайно. Вы все необыкновенные и замечательные личности. Можно, это будет моей оценкой для вас сегодня?

Оценка своей работы.

А вам я предлагаю вам оценить свою работу и работу группы самим. 

Кто получил «5», «4», «3»?

Критерии оценки на уроке

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

54321

«Мы»

насколько  мне было комфортно работать в составе группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

54321

«Дело»

я достиг цели обучения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

54321

15-13-«5», 12-10-«4», 9-7-«3»

Прощание

Я искренне верю в то, что когда – то сказал Л.Н. Толстой: «Нравственные изменения происходят не в рамках общества, не в границах государства, не в лице человека, а в душе каждого из нас». Вы сегодня дали мне возможность стать лучше. Надеюсь, и вам многое стало ясно про себя. Спасибо вам!


ПРЕЗЕНТАЦИЯ