Методкопилка

Для проведения в конце года промежуточной аттестации по литературе я использую 4 варианта, составленные по учебнику для 8 класса.

Среди заданий вопросы по фольклору (загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины), басни, лирические произведения, сказы Н. Лескова и П. Бажова, рассказ Л.Н. Толстого «Поссле бала».

Итоговая работа по литературе

ВАРИАНТ 1

  1. Отгадайте загадку (тема — «Природа»).

1) Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке

Кур посчитать.

2) Не зверь, не птица,

Нос, как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

Кто его убьет —

Свою кровь прольет.

  1. Определите, где пословица, а где поговорка.

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

в) Лес рубят — щепки летят.

  1. Как называется эта композиционная часть сказки?

Стали жить да быть — на славу всем людям.

  1. Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.

Конь бежит, земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в правое ухо залез — оделся, выскочил в левое — молодцом сде­лался, вскочил на коня, поехал. Видели, откуда при­ехал, а не видели, куда уехал!

  1. Как описан богатырь-крестьянин в были­не о Вольге и Микуле? Какими художест­венными средствами создается представление о его могуществе и силе?

Как орет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да подметывает,

А пенья-коренья вывертывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у нее да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешки на сошке булатные,

Присошничек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

  1. Определите размер стихотворения. Какими выразительными средствами создается образ?

Афанасий Фет

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

  1. Почему данный фрагмент из «Каменного цветка» П. Бажова можно назвать сказом?

     Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, гля­дишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зер­кало блестит, глядись в него — кому любо.

Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слы­хал, что это примета вовсе худая.

— Пойдет такое — берегись! Это хозяйка горы зер­кало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не прой­дет.

  1. Какое чувство вызывает у читателя пер­сонаж данного отрывка? Какими средствами баснописец добивается подобного эффекта? Назовите части басни.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
          Наевшись, выспалась под ним;
          Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
          "Ведь это дереву вредит",-
          Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
          "Пусть сохнет", - говорит Свинья:
          "Ничуть меня то не тревожит;
          В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
"Неблагодарная!"- примолвил Дуб ей тут:
          "Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
               Тебе бы видно было,
          Что эти желуди на мне растут".
                               _____
          Невежда также в ослепленье
          Бранит науки и ученье,
          И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

  1. Сопоставьте предложенные отрывки  из рассказа  Л. Н. Толстого   «После  бала».  Чем они похожи и чем отличаются? Какой прин­цип использует писатель для построения свое­го рассказа?

Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные по­мещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шам­панского, но не пил, потому что и без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было все с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчат­ках, немного не доходивших до худых, острых лок­тей, и в белых атласных башмачках (...) [я] видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею...

        Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Прибли­жающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его (...)

При каждом ударе наказываемый как бы удивля­ясь поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зу­бы, повторял какие-то одни и те же слова. Только ког­да он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали (...) Когда шествие миновало то место, где я сто­ял, я мельком увидал между рядов спину наказывае­мого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это было тело человека.

       

Итоговая работа по литературе

ВАРИАНТ 2

  1. Отгадайте загадку (тема — «Природа»).

1) Висит сито,

Не руками свито.

2) Кто над нами

Вверх ногами

Ходит — не страшится,

Упасть не боится?

  1. Определите, где пословица, а где поговорка.

а) До слова крепись, а давши слово, держись.

б) Под лежачий камень вода не течет.

в) Двое пашут, а семеро руками машут.

  1. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?
  2. По отрывку из сказки определите, к ка­кой группе она относится, попробуйте в словах героев найти ее название. Какие особенности помогли вам определить вид сказки?

Старуха загнала скотину, пришла в избу и говорит:

— Загадаю я вам, служивые, загадку.

— Загадай, бабушка!

— Слушайте: в Печинске-Горшечинске, под Сковородинском, сидит Петухан Куриханыч.

— Эх, старая! Поздно хватилась: в Печинске-Гор­шечинске был  Петухан  Куриханыч,  да  переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка вот, бабушка, нашу загадку.

  1. Чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? Сопоставьте героев былины Вольгу Свя­тославовича и Микулу Селяниновича.
  2. 6. Определите размер стихотворения. Какими выразительными средствами создается образ?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

  1. Какой человек, по вашему мнению, рассказывает историю о Левше? Опишите его. Обратите внимание на особенности речи рас­сказчика: переиначенные иностранные слова и на­звания, неизвестные малообразо­ванному человеку; просторечные слова и выражения.

На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную.

Приезжают в пребольшое здание — подъезд не­описанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под Балдахином стоит Аболон полведерский.

(...) Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровле­но для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радует­ся, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит.

  1. Что такое басня? Перечислите ее харак­терные черты.

а) Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

б) А как бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

в) Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!

  1. Сопоставьте предложенные отрывки  из рассказа  Л. Н. Толстого «После  бала».  Чем они похожи и чем отличаются? Какой прин­цип использует писатель для построения свое­го рассказа?

Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные по­мещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шам­панского, но не пил, потому что и без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было все с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчат­ках, немного не доходивших до худых, острых лок­тей, и в белых атласных башмачках (...) [я] видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею...

        Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Прибли­жающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его (...)

        При каждом ударе наказываемый как бы удивля­ясь поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зу­бы, повторял какие-то одни и те же слова. Только ког­да он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали (...) Когда шествие миновало то место, где я сто­ял, я мельком увидал между рядов спину наказывае­мого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это было тело человека.

 

Итоговая работа по литературе

ВАРИАНТ 3

  1. Отгадайте загадку (тема — «Природа»).

1)Два братца в воду глядятся —

Никогда не сойдутся.

2)Никто не пугает,

А она вся дрожит.

  1. Определите, где пословица, а где поговорка.

а) Терпенье и труд все перетрут.

б) На чужом хребте легко работать.

в) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  1. По приведенному отрывку определите, к какой группе сказок относится данная сказка «Сол­дат и черт», назовите еще несколько сказок этой же группы.

Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать.

— Хоть бы, — говорит, — черт меня туда снес! А он тут как тут.

— Ты, — говорит, — меня звал?

— Звал.

— Изволь, — говорит, — давай в обмен душу!

— А как же я службу брошу, как с часов сойду?

— Да я за тебя постою.

  1. Как называется эта композиционная часть сказки?

В некотором  царстве,  в  некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына.

  1. Какие исторические места и лица упоми­наются в былине «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»? Какие качества Ильи Муром­ца вам кажутся главными?
  2. Чем стихи отличаются от прозы? С помощью повто­рения каких звуков Ф.И. Тютчев помогает услышать раскаты грома? Как называется такой приём? Определите размер стихотворения.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

<1828>, начало 1850-х годов

  1. Прочитайте фрагмент из сказа П. Бажова «Каменный цветок». Перечислите особенности стиля рассказчика.

Вот на другой день и пошел туда Данилушко. Горка хоть небольшая, а крутенькая. С одной стороны и вовсе как срезано. Глядельце тут первосортное. Все пласты видно, лучше некуда.

Подошел Данилушко к этому глядельцу, а тут малахитина выворочена. Большой камень - на руках не унести - и будто обделан вроде кустика. Стал оглядывать Данилушко эту находку. Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется... Ну, все, как есть... Обрадовался Данилушко, скорей за лошадью побежал, привез камень домой, говорит Прокопьичу:

- Гляди-ко, камень какой! Ровно нарочно для моей работы. Теперь живо сделаю. Тогда и жениться. Верно, заждалась меня Катенька. Да и мне это не легко. Вот только эта работа меня и держит. Скорее бы ее кончить!

Ну, и принялся Данилушко за тот камень. Ни дня, ни ночи не знает. А Прокопьич помалкивает. Может, угомонится парень, как охотку стешит. Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки - все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то говорит - живой цветок-от хоть рукой пощупать. Ну, а как до верху дошел - тут заколодило. Стебелек выточил, боковые листики тонехоньки - как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то... Не живой стал и красоту потерял.

  1. Каких баснописцев Вы знаете? Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении?

- Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет

И выйдет из него не дело, только мука.

-  А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

  1. Сопоставьте предложенные отрывки  из рассказа  Л. Н. Толстого «После  бала».  Как вы думаете, почему Л. Толстой делает рассказчиком прямого участника событий? Можно ли согласиться, что Иван Васильевич в последующей жизни «никуда … не годился»?

В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в это время весь мир своей любовью. Я любил хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее му­жа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на ме­ня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домаш­ними сапогами и ласковой улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство...

     Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать.

     А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколь­ко раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался до дока и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал все опять и вскочил. 

 ....  В душе у меня все время пело и изредка слы­шался мотив мазурки.

     Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта (...) это была какая-то дру­гая, жесткая, нехорошая музыка.

 

Итоговая работа по литературе

ВАРИАНТ 4

  1. Отгадайте загадку (тема — «Природа»).

1)Серое сукно

Тянется в окно.

2)У кого глаза на рогах,

А дом на спине?

  1. Определите, где пословица, а где поговорка.

а) Не за свое дело не берись, за своим делом не ле­нись.

б) На чужом хребте легко работать.

в) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

  1. Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.

Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась — всем на диво! Махнула правой рукой — стали леса и воды, махнула левой — стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала — ничего не стало.

  1. Перечислите волшебные предметы из народных сказок.
  2. Когда появились былины? Кто их герои? Перечислите имена уже известных вам богатырей. С какими их подвигами вы знако­мы?
  3. Определите размер стихотворения. Какими выразительными средствами создается образ? В чем своеобразие звукозаписи данного стихо­творения?

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег...

Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

  1. Чем отличается сказовая манера П. Бажова «Каменный цветок» от обычного рассказа или сказки?

Данилушко тут и сна лишился. … Вспомнил опять разговоры о малахитовом цветке. Так его и потянуло: "Не сходить ли последний раз к Змеиной горке? Не узнаю ли там чего?" - и про камень припомнил: "Ведь как положенный был! И голос на руднике-то... про Змеиную же горку говорил".

… Глядит - у одной стены камень-серовик, вроде стула. Данилушко тут и сел, задумался, в землю глядит, и все цветок тот каменный из головы нейдет. "Вот бы поглядеть!"

Только вдруг тепло стало, ровно лето воротилось. Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка. По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал. Только и то думает:

"Может, мне это кажется, а на деле никого нет". Сидит - молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом и спрашивает:

- Ну, что Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

- Не вышла, - отвечает.

- А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

- Нет, - отвечает, - не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

  1. Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении? Из каких они басен?

- Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- У сильного всегда бессильный виноват.

  1. Сопоставьте предложенные отрывки  из рассказа Л. Н. Толстого «После  бала». Подумайте, что или кто остается неизменным в обеих частях рассказа. Какое впечатление на героя это производит?

В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в это время весь мир своей любовью. Я любил хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее му­жа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на ме­ня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домаш­ними сапогами и ласковой улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство...

     Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать.

     А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколь­ко раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался до дока и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал все опять и вскочил. 

 ....  В душе у меня все время пело и изредка слы­шался мотив мазурки.

     Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта (...) это была какая-то дру­гая, жесткая, нехорошая музыка.