Олимпиадные задания по литературе адресованы обучающимся 7-8 классов.
7 класс
Время выполнения работы – 90 минут (1,5 часа)
Максимальный балл – 68
Задание № 1 (творческое задание - 20 баллов).
Представьте, что вы участвуете в проекте «Литературное имя нашего времени» и вам необходимо выбрать литературного героя, с которого следует брать пример вашим современникам. Кого из известных литературных героев вы бы выбрали? Почему? Ответьте подробно, раскрывая образ героя, его поступки и характер.
Задание №2. Узнай героя произведения, укажи автора и название. (За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 6 б.)
А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»
Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
Задание №3. Выбери правильный вариант ответа. (За каждый правильный ответ 2 б. Всего 4 б.):
1. «Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда…»
Завоевание какого города предсказывает Олегу кудесник в «Песне о вещем Олеге»?
А) Константинополя;
Б) Александрии;
В) Херсона;
Г) Рима.
2. Какому событию посвящены строчки Пушкина:
«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва»?
А) сбору ополчения Минина и Пожарского в Ярославле;
Б) созданию новгородского вече;
Г) основанию Петербурга;
Д) разорению Москвы Наполеоном в 1812 году.
Задание №4. Прочитайте пословицы и поговорки. Определите их общую тему. Назовите номера многозначных изречений (т.е. с прямым и переносным смыслом) и однозначных. (За каждый правильный ответ 1 б. Всего 9 б.)
1) Терпенье и труд все перетрут.
2) Лес сечь – не жалеть плеч.
3) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
4) Грибов ищут – по лесу рыщут.
5) Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
6) На чужом хребте легко работать.
7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.
8) Двое пашут, а семеро руками машут.
Задание №5. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов. (За каждый правильный ответ 1 б. Всего 11 б.)
1) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.
2) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.
3) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.
4) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.
Задание №6. Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор. (За каждый правильный ответ 1 б. Всего 6 б.)
а) амфибрахий, анапест, хорей
б) роман, романс, рассказ
в) метафора, эпитет, песня
Задание №7. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:
а) крестьянкой
б) разбойником
(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 4 б.)
Задание №8. Максимальное количество баллов – 8 баллов.
Определи художественные средства, которые встречаются в отрывках.
Буря плачет у окна.
Души сиреневая цветь.
О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?
Заледенелая мгла.
Душа моя – поле безбрежное.
В сто сорок солнц закат пылал.
Максимальное количество баллов – 68.
8 класс
Время выполнения работы – 90 минут (1,5 часа)
Максимальный балл – 74
1.Выполните обязанности библиотекаря. Поставьте книжки на нужные полки. Для этого вам необходимо определить автора каждого произведения. (14 баллов)
- «Борис Годунов»
- «Седой тополь»
- «Ромео и Джульетта»
- «Мороз, Красный нос»
- «Счастливый принц»
- «Василий Тёркин»
- «Вересковый мед»
- «Песня… про купца Калашникова»
- «Майская ночь, или Утопленница»
- «Левша»
- 11.«Медный всадник»
- «Моцарт и Сальери»
- «Уроки французского»
- «Железная дорога»
2.РАБОТА С ТЕКСТОМ. Это задание содержит прозаический текст (40 баллов)
Прочитайте рассказ. Ответьте на поставленные вопросы развернуто, используя текст.
Анатолий Приставкин
Золотая рыбка
Рассказ
Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум
Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
- Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек.
И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.
Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
И Инна ответила:
- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет... Теперь мы уследим.
Вопросы:
- Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти». Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?
- В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
- Почему автор называет Люсеньку маленькой? На что указывает это определение?
- Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ?
- Напишите письмо от имени одной из девочек, в котором она просит прощение у Люсеньки за свое равнодушие (не менее 70 слов)
Критерии оценивания |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста – 10 баллов |
Общая логика текста и композиция работы. Раскрытие вопроса(задания) – 10 баллов |
Подкрепление доказательств текстом – 10 баллов |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок – 5 баллов |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного в курсе русского языка материала) – 5 баллов |
Часть 3 (20 баллов.)
Если бы Вы отвечали за литературную рубрику в школьной газете, то каким произведениям и каких авторов отдали бы предпочтение? Придумайте название для вашей рубрики и составьте перечень из 8–10 произведений для размещения в ней. К каждой дайте краткую аннотацию (до 3-5 предложений), объясняющую ваш выбор.
Критерии: рекомендуется за уместное и оригинальное название, обоснование концепции начислять – 5 баллов; за отбор произведений – по 0,5 балла за каждое наименование (максимум – 5 баллов); за написание аннотации к каждому произведению – по 1 баллу (максимум – 10 баллов).