Задания по литературе охватывают круг чтения школьников 7-8 классов.
7 класс
Время выполнения работы – 60 минут
Максимальный балл – 60
1.Назовите авторов и произведения, диалоги из которых приведены ниже:
а) - В Нерчинск! Закладывай скорей! Дорога наша так дурна,
- Пришёл я - встретить вас. Вам нужно отдохнуть…
- Велите ж дать мне лошадей! - Благодарю вас! Я сильна…
- Прошу помедлить час. Уж недалёк мой путь…
б) - Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?
- Да, признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.
в) - Ольга Петровна, а что это не сеете вы на клумбах маков?
- Ну, какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и овощами сеют.
2.Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?
«Синяя птица», «Людмила», «Снегурочка», «В дурном обществе», «Пёстрая лента», «Заколдованное место», «Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».
3.Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Приведите 2-3 примера.
4.По данным примерам определите вид тропа.
1) «Рыцарь дрался как лев»
2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»
3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»
4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»
5) «Мужичок с ноготок»
6) «Исчезла грусти тень»
7) «Отговорила роща золотая»
8) «Побледневшие звезды»
9) «Редкая птица долетит до середины Днепра»
10) «Голод вооружал их храбростью»
11) «Черный ветер, белый снег»
12) «Глаза, как небо, голубые»
По 1 баллу за факт (12 баллов)
5.Определите писателя по биографическим фактам.
- Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»
- Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли
- Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».
6.Продолжите предложение: «Лирический герой – это…»
7.О каких событиях русской истории идёт речь в этих художественных произведениях?
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
Н. А. Некрасов «Русские женщины»
8.Определите стихотворный размер. Определите рифму.
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
9.Составьте текст, подтверждающий или опровергающий смысл приведенных высказываний. (По одному высказыванию на выбор).
а) Литература есть лекарство души.
б) Классику можно читать в кратком изложении.
8 класс
Время выполнения работы – 60 минут
Максимальный балл – 70
1.Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 3 балла).
а) - Не смейся, не смейся, батьку!..
- Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?
- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!
б) - А где же ключик?
А англичане говорят:
- Здесь и ключ перед вашими очами.
- Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?
- Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.
в) - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
- На плотине-то?..
- Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.
- Ну, что такое случилось? Сказывай…
- А вот что случилось.
2.С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:
а) Тарханы; б) Спасское-Лутовиново; в) Ясная Поляна; г) Таганрог; д) Константиново; е) Михайловское; ж) Грешнево; з) Васильевка.
3.Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.
а) дактиль а) сравнение а) пословица;
б) рассказ б) ямб б) басня;
в) роман в) анапест в) гипербола;
г) хорей г) метафора г) поэма;
д) эпитет д) олицетворение д) антитеза.
4.Каким событиям посвящены следующие произведения
а) Гомер «Илиада»
б) И.Крылов «Волк на псарне»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
ж) А.С. Пушкин «Медный всадник»
з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
5.Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.
6.Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. У какого произведения нет автора? Аргументируйте свой ответ.
«Детство», «В людях», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».
7.Определите стихотворный размер:
а) В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
б) Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнёт благодать.
(С.А.Есенин)
8.Творческое задание.
Этюд - небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд о любимом времени года, используя разнообразные тропы (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).