Чем сражались древнерусские воины? Из уроков по истории и литературе помнится меч, копьё, сабля, щит, лук и булава.
Подробности о русском оружии рассказывает писатель Юрий Качаев в своём очерке. Древние русичи делали курганы для погибших воинов. В них ратники оставались в полном облачении. Изучая городища наших предков, мы хорошо теперь знаем, как и чем они защищались от врагов.
Примечательно, что писатель даёт пояснения незнакомым и устаревшим словам, объясняет, из чего ковалось оружие, приводит фрагменты из летописей и литературных памятников, развенчивает мифы об иноземном происхождении найденных образцов вооружения. Его и читателей по-настоящему восхищает мастерство безымянных оружейников Древней Руси, которые искусно ковали оружие, всегда побеждавшее тех, кто пытался поработить нашу страну.
Ю. Качаев
Оружие Древней Руси
От Белого моря до Чёрного, от Карпатских гор до Урала простирались владения Древней Руси. От севера к югу шли угрюмые непролазные леса, а от лесной полосы начинались бескрайние степи. Ближе к Каспийскому морю они смыкались со степями Азии. Оттуда, из глубин ханских земель, веками накатывались на Русь волны кочевых народов. Почти все они исчезли с лица земли, оставив после себя только могильные курганы да немых каменных истуканов.
Немало и наших предков погребено в тех местах, где они грудью встречали непрошеных гостей. Пока на Руси не привилось христианство, древние русичи хоронили погибших ратников в полном воинском облачении, с оружием и боевым конем.
С вооружением русских войск знакомят нас археологические находки и уцелевшие рассказы летописцев.
Древнерусское войско состояло из княжеских дружин и народного ополчения. Дружины были, как правило, конными. Главным оружием всаднику служили меч и копьё. Меч был как бы военной эмблемой Руси. На нём совершался обряд клятвы и заключались договоры. Одна из летописей рассказывает о том, как хазары подчинили себе славянское племя полян и заставили платить дань. Полянские старейшины поразмыслили и послали хазарам по мечу от каждой семьи (дыма). Получив такую «дань», хазарские военачальники приуныли. «Недобрый это знак, — сказали они своему князю.— У нас сабля заточена с одной стороны, а их оружие обоюдоострое, и зовётся меч. Придёт время, и они обложат данью нас...»
Мечи, принадлежавшие русским воинам, дорого ценились среди кочевников и даже в Закавказье. Известно, например, что в 943-м году крупный город Берда подвергся нападению русов. После их ухода жители стали разрывать могилы воинов, чтобы достать оттуда мечи. А у половцев существовало поверье, будто обладатель такого меча становился сильнее впятеро. У русских-де оружие заговоренное, потому они и побеждают.
Сабля тоже была известна на Руси, но тогда она встречалась значительно реже. Любопытно, что до XIII века наши летописи упоминают русскую саблю только три раза. Между тем как оружие степных народов она упоминается постоянно.
Наравне с мечом ценилось воинами ударное копьё. На его длинное древко (иногда до двух метров) насаживался острый железный наконечник. Его называли «рожном». Отсюда и пошло выражение ««лезть на рожон». Не каждый воин имел меч, но без копья он обойтись не мог: русские конные полки, завязывая бой, с копьями наперевес мчались навстречу врагу, наносили первый стремительный удар и лишь тогда брались за мечи. «Даниил же вободе (вонзил) копье свое в ратьного... и обнажи меч свой...» (Ипатьевская летопись, 1231 г.).
Копьё в рукопашных схватках часто ломалось. «Копье приломити конец поля Половецкого», — говорится в «Слове о полку Игореве». Кроме ударных копий (их ещё называли о с к е п а м и), русские воины были вооружены сулицами — короткими метательными дротиками.
Если меч был по преимуществу оружием князей и их конных дружин, то пешее народное ополчение шло в бой с топорами, рогатинами, сулицами и киями. Кии — это колья и палки.
В Поднепровье была ещё широко распространена булава — бронзовый шар, залитый внутри свинцом. Снаружи у него выступали «ребра». Булава с шестью
ребрами называлась шестопером. Насаженная на длинную рукоять, булава представляла собой довольно грозное оружие. Но в северных землях, владимиро-суздальской и новгородской, ею почти не пользовались.
При медленном сближении войск бой обычно начинался перестрелкой из луков. В разгаре битвы стрелы сыпались дождем: «идяху стрелы, аки дождь...», «оступиша (обступили) весь град Чернигов и пустиша множество стрел, и яко и неба не видети». «Слово о полку Игореве» упоминает стрелы калёные: очевидно, наконечники их ковались не только из простого железа, но и из стали.
Хороший лук бил шагов на двести. Делали его, как правило, составным. Деревянная дуга твёрдого дерева оплеталась варёными бычьими сухожилиями, а иногда для большей прочности укреплялась роговыми пластинами. Луки делались разных размеров. Одна из русских летописей говорит, что в битве при реке Хороле у хана Кончака «были луки тугие самострельные; пятьдесят воинов едва могли их напрячь».
При изучении древнерусского оружия многие исследователи упорно старались доказать иноземное происхождение найденных образцов вооружения. В первую очередь это касалось мечей. Их неправильно называли «варяжскими». На самом деле такие мечи с прямыми и широкими двухлезвийными клинками были одинаково характерны для всех стран Европы. Среди многочисленных мечей (не варяжского, а рейнско-дунайского типа) археологи нашли мечи и чисто русского происхождения. У них узкие длинные клинки с медным навершием у рукояти и с медной же узорчатой крестовиной. Обнаружены они были близ села Гочева Курской области и недалеко от города Канева, на городище Княжая гора.
О том, что на Руси была развита металлургия, свидетельствуют открытые при раскопках старинные домницы. Железо варили повсюду: от Белоруссии (Одзятичи, Свидна) до Тулы и Устюжны Железнопольской. Чаще всего русские мастера использовали болотную руду — бурый железняк. По внешнему виду болотная руда — это плотные землистые комья красновато-рыжего оттенка. В древнерусском языке слово «руда» означало одновременно руду и кровь.
Болотная руда залегает в земле слоями до 30 см толщиной. Иногда она выходит к берегам рек, так что её можно было добывать прямо с лодок.
Вначале руду промывали, затем обжигали, поливая водой.
Под действием огня и воды куски руды крошились и делались уступчиво-рыхлыми. Затем руда поступала в домницы — вырытые в земле печи. Стены этих ям, выложенные камнем и обмазанные глиной, стойко выдерживали самый большой жар. Просушив и разогрев печь, мастер до самого верха засыпал её древесным углём, сначала горящим, затем холодным. После этого в ход пускали ручной мех, и через узкую горловину в стенке печи уголь начинала охлёстывать тугая струя воздуха. Это называлось «дутьем», или «дмонкой». Отсюда и название горна — «дъмна», домна. (Глагол «дъмати» означал дуть. Сравните: надменный — надутый.)
Когда уголь сгорал и оседал вниз, мастер засыпал в плавильню первую долю руды. Сверху она снова накрывалась угольной шапкой. И так несколько раз. Когда уголь выгорал на локоть, мастер выпускал на волю клокочущую угарную накипь. Теперь нужно было выдерживать оставшийся на дне густой и вязкий, словно смола, слиток, пока огонь доедает в нём последние крупицы угля.
Потом мастер, орудуя длинными щипцами, доставал из пекла раскалённую до тусклого мерцания крицу (этого же корня слово «кърч» — кузнец, коваль) и бросал её на наковальню. Подручный тяжелым молотом мял и крушил податливые бока крицы, выдавливая из неё остатки шлака и уплотняя до звонкой упругой твёрдости.
После горячей ковки железо подвергалось закалке в воде или в струе воздуха. Работа мастеров-плавильщиков была очень трудоёмкой и тяжкой. Недаром древнерусский писатель Даниил Заточник восклицал: «Лучше бы ми железо варити, ни (нежели) со злою женою быти!»
Из добытого таким образом железа русские умельцы изготовляли не только оружие, но и защитное снаряжение для воинов: шлемы и кольчуги, которые назывались бронями.
Древнерусский шлем был плавно изогнут и вытянут кверху, заканчиваясь стержнем. Эта форма совершенно отсутствовала в Западной Европе.
Благодаря счастливой случайности до нас дошёл княжеский шлем начала XIII века. На нём есть надпись: «великий архистратиже Михаиле, помози (помоги) рабу своему Федору». Шлем этот скорее всего принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского, так как Ярослав носил христианское имя Фёдор, а шлем был найден недалеко от Юрьева-Польского, где в 1216 году новгородцы разбили войско Ярослава.
Спереди к шлему приделан железный высеребренный «нос», сам шлем обложен позолоченными пластинами.
Почти каждый русский шлем имел бармицу — кольчужную сетку, которая спускалась на плечи и предохраняла шею от сабельных ударов и стрел.
Для изготовления кольчуги требовалась кованая железная проволока. Этот гибкий боевой доспех не сковывал движений воина и был лёгок по сравнению с громоздкими латами западных рыцарей.
Кольчуги появились на Руси примерно на двести лет раньше, чем в Западной Европе. В связи с этим интересно одно место во французской героической поэме XII века «Рено де Монтабан». Там среди дорогих иноземных доспехов упоминается «кольчуга», сделанная на Руси.
Брони, конечно, могли покупать и носить только знатные воины и дружинники князя. Простой же люд сражался в одних холщовых рубахах, а иногда и босиком. В сильную жару и стужу поверх кольчуги приходилось надевать одежду, но при нормальной погоде это было необязательно, и тогда на поле боя появлялись отряды воинов, слепя врагов сверканием металла.
Очевидец так описывает войско Юрия Долгорукого под Черниговом: «...и бе видети страшно в голых доспехах, яко вода солнцу светло сиающе». (Никоновская летопись, 1152 год.)
Из защитного снаряжения русских воинов нужно упомянуть ещё щиты. Они обычно были из дерева и оковывались металлом. «Слово о полку Игореве» четыре раза повторяет, что цвет русских щитов был червлёный, то есть красный. «Лисицы брешут на чрленые щиты», «храбрые Русици поля преградиша чрлеными щиты»...
Тысячи безымянных оружейников Древней Руси внесли свой вклад в историю нашего народа. Они искусно ковали оружие, побеждавшее всех, кто пытался поработить Русь. И за то вечная им память и слава!
Литература
Качаев Ю. Оружие Древней Руси // Юный техник. - 1977. - № 12.