Чтобы выяснить объективно, как прошла апробация устного собеседования, на заседании МО задали своим коллегам ряд вопросов.
Среди вопросов были такие:
- какие трудности выявляет апробация?
- какие задания ИС наиболее сложны для учеников?
- как помогаете детям справиться с волнением?
- какие недочеты в организации ИС выявила апробация?
- как предупредить типичные ошибки и недочеты школьников?
- на что обратить внимание экзаменатору-собеседнику?
- что учесть эксперту?
- прибегаете ли к переслушиванию аудиозаписей ответов экзаменуемых? в каких случаях?
- какие методические советы адресуете коллегам?
В опросе принимали участие как экзаменаторы-эксперты (учителя русского языка и литературы), так и экзаменаторы-собеседники из числа учителей-предметников: учителя математики, истории, иностранных языков, географии, сотрудник школьной библиотеки.
Апробация выявила, что подготовка технических специалистов и экзаменаторов-собеседников целенаправленно местными органами образования не проводилась. Учителей, обладающих уровнем технического специалиста, в школе мало, у нас, например, это учителя информатики - 3 человека, учитель физики - 1, лаборант - 1, поэтому на 10 кабинетов приходилось по 2 техспециалиста, которые вели параллельно по 2 кабинета, едва успевая переходить из одного в другой, при этом шла запись и записывались, естественно, все скрипы дверей, хождения туда-сюда.
На 140 участников собеседования было выделено 10 аудиторий, которые по согласованному с учениками расписанию должны были принять по 14 человек.
Все экзаменаторы-собеседники испытывали волнение, так как нужно было успеть оформить бланки: увидеть, как ученик их правильно печатными буквами заполнил (это время нигде не учитывается, а уходило до 5 минут ещё до пуска записи!), а также сложно следить за временем и следовать инструкции (определённые слова собеседника должны быть обязательно произнесены!).
Нами была составлена памятка для экзаменатора-собеседника.
ПАМЯТКА
для экзаменатора-собеседника к итоговому собеседованию по русскому языку в 2019 году
- Приветствие.
- Здравствуйте! Присаживайтесь. Представьтесь, пожалуйста. Заполните бланк. Прослушайте инструкцию. (1-2 мин.)
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) - 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорите ясно и чётко, не отходите от темы. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов. Перед ответом на каждое задание не забудьте произнести номер задания.
- Подготовка. Чтение про себя (подготовка 2 мин).
- Назовите свою фамилию и отчество, номер варианта и номер задания, когда я включу аудиозапись. Давайте потренируемся до записи. Готовы? Итак, начинаем! (Включаем аудиозапись и записываем время начала экзамена).
Ученик называет свои ФИО.
- У вас есть 2 минуты, чтобы подготовить чтение данного текста. Приступайте. (Во время подготовки ученика экзаменатор-собеседник проверяет правильность заполнения бланка, записывает время начала экзамена, заполняет протокол, передает бланк экзаменатору-эксперту).
- ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Чтение текста вслух. Слушание, эмоциональная реакция на чтение. (2 мин.)
- Ваше время для подготовки истекло. Начинайте читать текст вслух. Перед чтением назовите номер задания.
Ученик называет номер задания и читает текст вслух. (2 мин.)
- Молодец! Теперь нужно пересказать этот текст, включив в Ваш пересказ цитату. Можете делать записи в поле для заметок и пользоваться ими во время пересказа. На подготовку у вас есть 2 минуты.
- ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Пересказ. (2-3 мин.) Слушание, эмоциональная реакция.
- Ваше время для подготовки истекло. Начинайте пересказ текста. Назовите номер задания.
Ученик называет номер задания и пересказывает текст. (2-3 мин.)
- ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. Монолог.
- Прекрасно, теперь переходим к третьему заданию. Выберите одну из предложенных тем. (Даём листочек с темами). Ознакомьтесь с планом ответа. Ваше высказывание не должно занимать более 3 минут. Вы определились? У вас есть 1 минута, чтобы составить монологическое высказывание по данной теме.
- Ваше время для подготовки истекло. Слушаем. (2-3 мин.) Назовите номер задания.
Ученик называет номер задания и произносит монолог.
- ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ. Диалог. (2-3 мин.) Эмоциональная реакция на монолог ученика.
- Хорошо.
Плавно переходим к диалогу. Задаем вопросы с карточки. Поддерживаем беседу, чтобы избежать односложных ответов.
Ученик называет номер задания и отвечает на вопросы экзаменатора-собеседника.
Для того чтобы избежать односложных ответов, можно задавать дополнительные вопросы:
- Можешь рассказать подробнее? Как это связано с …? С чем можно сравнить это ощущение? В результате чего вы пришли к этому выводу?
- Выключаем запись. Записываем время окончания экзамена. Эмоциональная реакция.
Ученик должен расписаться в протоколе. Прощаемся. Общее время: не более 15 минут.
Экзаменаторы-эксперты предлагают:
- при оценивании заданий 1 и 2 надо развести критерии, искажения слов есть уже при чтении - 0, а при пересказе нет, и ребенок потерял балл, это некорректно и несправедливо. Эксперту трудно держать в памяти ошибки грамматические и речевые, если их приходится суммировать после завершения ответа. Не лучше ли развести их по каждому виду задания? Приходится вести дополнительно записи на своем уже черновике, делая пометки, это ведь непродуктивно.
- Задание №3( монолог) "привязано" к определенному количеству фраз - 10. Детей это, безусловно, смущает. Надо предлагать варианты или какой-то диапазон. Например, от 8 до 12 фраз. Чтобы выполнить этот монолог в расчете на количество предложений, дети забывали о логике и последовательности и связности изложения.
- Первое задание дети практически не выбирали: черно-белая фотография не позволяет реально описать предметы, даже описание репродукции картины в учебнике цветное. Почему нельзя ребенку предложить цветное фото, в школах есть цветные принтеры и одну эту картинку даже в 10 экземплярах, если 10 кабинетов, можно предлагать для описания. Черно-белые фото в век технологий! Это просто смешно!
- Как вести диалог? Как указано в методрекомендациях, "плавно" перейти к диалогу не представляется возможным, поскольку ребенок обязательно должен назвать номер задания. Три вопроса, которые предлагаются, должны иметь пояснительные вопросы или формулы, помогающие разговорить ученика.
- Что делать экзаменатору-собеседнику, если ребенок начал не первое задание, а растерялся и приступил сразу к пересказу и забыл о чтении? Можно ли ребенка остановить и попросить начать чтение? А если ученик разволновался и вообще замолчал? Можно ли его успокоить и поддержать, если запись идет потоком, паузу сделать в ней нельзя, иначе ответ будет считаться законченным.
- После апробации, а оно завершилось в 14 часов, прослушивание не использовали, кроме одной спорной ситуации. На прослушивание просто нет уже сил.
- Чтобы такой вид экзамена, как собеседование, прижился в школе, нужно вернуть риторику!