Top.Mail.Ru
Как прошла апробация устного собеседования в 9 классах
Методкопилка

Устное собеседование в 9 классе

Чтобы выяснить объективно, как прошла апробация устного собеседования, на заседании МО задали своим коллегам ряд вопросов.

Среди вопросов были такие:

- какие трудности выявляет апробация?

- какие задания ИС наиболее сложны для учеников?

- как помогаете детям справиться с волнением?

- какие недочеты в организации ИС выявила апробация?

- как предупредить типичные ошибки и недочеты школьников?

- на что обратить внимание экзаменатору-собеседнику?

- что учесть эксперту?

- прибегаете ли к переслушиванию аудиозаписей ответов экзаменуемых? в каких случаях?

- какие методические советы адресуете коллегам?

В опросе принимали участие как экзаменаторы-эксперты (учителя русского языка и литературы), так и экзаменаторы-собеседники из числа учителей-предметников: учителя математики, истории, иностранных языков, географии, сотрудник школьной библиотеки.

Апробация выявила, что подготовка технических специалистов и экзаменаторов-собеседников целенаправленно местными органами образования не проводилась. Учителей, обладающих уровнем технического специалиста, в школе мало, у нас, например, это учителя информатики - 3 человека, учитель физики - 1, лаборант - 1, поэтому на 10 кабинетов приходилось по 2 техспециалиста, которые вели параллельно по 2 кабинета, едва успевая переходить из одного в другой, при этом шла запись и записывались, естественно, все скрипы дверей, хождения туда-сюда.

На 140 участников собеседования было выделено 10 аудиторий, которые по согласованному с учениками расписанию должны были принять по 14 человек.

Все экзаменаторы-собеседники испытывали волнение, так как нужно было успеть оформить бланки: увидеть, как ученик их правильно печатными буквами заполнил (это время нигде не учитывается, а уходило до 5 минут ещё до пуска записи!), а также сложно следить за временем и следовать инструкции (определённые слова собеседника должны быть обязательно произнесены!).

Нами была составлена памятка для экзаменатора-собеседника.

ПАМЯТКА

для экзаменатора-собеседника к итоговому собеседованию по русскому языку в 2019 году

 

  1. Приветствие.

- Здравствуйте! Присаживайтесь. Представьтесь, пожалуйста. Заполните бланк. Прослушайте инструкцию. (1-2 мин.)

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) - 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорите ясно и чётко, не отходите от темы. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов. Перед ответом на каждое задание не забудьте произнести номер задания.

  1. Подготовка. Чтение про себя (подготовка 2 мин).

- Назовите свою фамилию и отчество, номер варианта и номер задания, когда я включу аудиозапись. Давайте потренируемся до записи. Готовы? Итак, начинаем! (Включаем аудиозапись и записываем время начала экзамена).

Ученик называет свои ФИО.

- У вас есть 2 минуты, чтобы подготовить чтение данного текста. Приступайте. (Во время подготовки ученика экзаменатор-собеседник проверяет правильность заполнения бланка, записывает время начала экзамена, заполняет протокол, передает бланк экзаменатору-эксперту).

  1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Чтение текста вслух. Слушание, эмоциональная реакция на чтение. (2 мин.)

- Ваше время для подготовки истекло. Начинайте читать текст вслух. Перед чтением назовите номер задания.

 Ученик называет номер задания и читает текст вслух. (2 мин.)

- Молодец! Теперь нужно пересказать этот текст, включив в Ваш пересказ цитату. Можете делать записи в поле для заметок и пользоваться ими во время пересказа. На подготовку у вас есть 2 минуты.

  1. ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Пересказ. (2-3 мин.) Слушание, эмоциональная реакция.

- Ваше время для подготовки истекло. Начинайте пересказ текста. Назовите номер задания.

 Ученик называет номер задания и пересказывает текст. (2-3 мин.)

  1. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. Монолог.

- Прекрасно, теперь переходим к третьему заданию. Выберите одну из предложенных тем. (Даём листочек с темами). Ознакомьтесь с планом ответа. Ваше высказывание не должно занимать более 3 минут. Вы определились? У вас есть 1 минута, чтобы составить монологическое высказывание по данной теме.

- Ваше время для подготовки истекло. Слушаем. (2-3 мин.) Назовите номер задания.

Ученик называет номер задания и произносит монолог.

  1. ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ. Диалог. (2-3 мин.) Эмоциональная реакция на монолог ученика.

- Хорошо.

Плавно переходим к диалогу. Задаем вопросы с карточки. Поддерживаем беседу, чтобы избежать односложных ответов.

Ученик называет номер задания и отвечает на вопросы экзаменатора-собеседника.

Для того чтобы избежать односложных ответов, можно задавать дополнительные вопросы:

- Можешь рассказать подробнее? Как это связано с …? С чем можно сравнить это ощущение? В результате чего вы пришли к этому выводу?

  1. Выключаем запись. Записываем время окончания экзамена. Эмоциональная реакция.

Ученик должен расписаться в протоколе. Прощаемся. Общее время: не более 15 минут.

 

Экзаменаторы-эксперты предлагают:

- при оценивании заданий 1 и 2 надо развести критерии, искажения слов есть уже при чтении - 0, а при пересказе нет, и ребенок потерял балл, это некорректно и несправедливо. Эксперту трудно держать в памяти ошибки грамматические и речевые, если их приходится суммировать после завершения ответа. Не лучше ли развести их по каждому виду задания? Приходится вести дополнительно записи на своем уже черновике, делая пометки, это ведь непродуктивно.

- Задание №3( монолог) "привязано" к определенному количеству фраз - 10. Детей это, безусловно, смущает. Надо предлагать варианты или какой-то диапазон. Например, от 8 до 12 фраз. Чтобы выполнить этот монолог в расчете на количество предложений, дети забывали о логике и последовательности и связности изложения.

- Первое задание дети практически не выбирали: черно-белая фотография не позволяет реально описать предметы, даже описание репродукции картины в учебнике цветное. Почему нельзя ребенку предложить цветное фото, в школах есть цветные принтеры и одну эту картинку даже в 10 экземплярах, если 10 кабинетов, можно предлагать для описания. Черно-белые фото в век технологий! Это просто смешно!

- Как вести диалог? Как указано в методрекомендациях, "плавно" перейти к диалогу не представляется возможным, поскольку ребенок обязательно должен назвать номер задания. Три вопроса, которые предлагаются, должны иметь пояснительные вопросы или формулы, помогающие разговорить ученика.

- Что делать экзаменатору-собеседнику, если ребенок начал не первое задание, а растерялся и приступил сразу к пересказу и забыл о чтении? Можно ли ребенка остановить и попросить начать чтение? А если ученик разволновался и вообще замолчал? Можно ли его успокоить и поддержать, если запись идет потоком, паузу сделать в ней нельзя, иначе ответ будет считаться законченным.

- После апробации, а оно завершилось в 14 часов, прослушивание не использовали, кроме одной спорной ситуации. На прослушивание просто нет уже сил.

- Чтобы такой вид экзамена, как собеседование, прижился в школе, нужно вернуть риторику!

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен