Top.Mail.Ru
Читаем стихи Бориса Слуцкого
Круг чтения

Поэты, мальчишками ушедшие на войну и вернувшиеся живыми, говорили о ней честно, каждый по-своему. Своя война у Константина Симонова, своя — у Александра Твардовского. И у Слуцкого тоже.

Борис Абрамович Слуцкий (1919—1986) не стеснялся писать о самых неэстетичных вещах, прозу быта доносил до вершин истинной поэзии. Война была его школой: ему ведь было двадцать два года, когда она началась. Но, когда он вернулся домой с орденами и ранениями, в каждом его слове звучала память о военных годах: бои, гибель товарищей, победа…

В записках о войне Борис Абрамович вспоминал один факт, из которого потом родилось стихотворение. Вот как он сам об этом рассказывал.

Когда убивали солдата, писарь посылал его семье похоронку — документ, где было правдиво сказано: «Пал смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость нашей Родины».

Умирая, солдат знал: по похоронке семье выдадут пенсию. А товарищи погибшего и его командиры ставили на могилке памятник. Обычно это была фанерная пирамидка с жестяной пятиконечной звёздочкой.

Умирая, солдат знал: поставят ему монумент, пирамидку со звездой и надписью.

Война была долгая и битвы в ней — жестокие. До сих пор на лесных полянах, и на холмиках, и на высоких горах стоят пирамидки с жестяными звёздочками. Это солдатские памятники не только погибшим, но и живым.

В Белграде на городском кладбище, где похоронено более восьмисот солдат и офицеров, погибших в бою за город, на каждой могиле — камень с фамилией, именем, отчеством, воинским званием.

Поэт увидел два трогательных памятника, два особых камня: на одном написано «Сидоровна», на другом — «Танкист Мишка».

Кто схоронен под ними? Сидоровна, наверно, была немолодая женщина, иначе белградцы запомнили бы её не по отчеству, а по имени. Была она, наверно, пекарихой в дивизионном хлебозаводе, а может быть, прачкой или санитаркой. А в Белграде, в октябре 1944 года, догнала её пуля или настиг осколок, да ещё не у себя в части, а где-нибудь в переулке, где местные женщины знали её как Сидоровну.

А танкист Мишка? Город освобождал целый механизированный корпус, и танкистов там было много. Однако Мишка был, наверно, очень молод, если представлялся уменьшительным именем.

Послали его танк помогать какому-нибудь партизанскому взводу — и сгорел танк, а с ним и Мишка, и похоронили его не свои, а партизаны, которых он прикрыл сначала своей броней, а потом своей жизнью. Свои бы обязательно написали и фамилию, и войсковое звание.

Вот какую историю вспоминал поэт, когда глядел на солдатские памятники.

 

Памятник

 

Дивизия лезла на гребень горы

По мёрзлому,

        мёртвому,

                мокрому камню,

Но вышло,

        что та высота высока мне.

И пал я тогда. И затих до поры.

Солдаты сыскали мой прах по весне,

Сказали, что снова я Родине нужен,

Что славное дело,

           почётная служба,

Большая задача поручена мне.

— Да я уже с пылью подножной смешался!

Да я уж травой придорожной пророс!

— Вставай, поднимайся!

           Я встал и поднялся.

И скульптор размеры на камень нанёс.

Гримасу лица, искажённого криком,

Расправил, разгладил резцом ножевым.

Я умер простым, а поднялся великим.

И стал я гранитным,

             а был я живым.

Расту из хребта,

           как вершина хребта.

И выше вершин

           над землёй вырастаю,

И ниже меня остаётся крутая,

Не взятая мною в бою высота.

Здесь скалы

           от имени камня стоят.

Здесь сокол

           от имени неба летает.

Но выше поставлен пехотный солдат,

Который Советский Союз представляет.

От имени Родины здесь я стою

И кутаю тучей ушанку свою!

Отсюда мне ясные дали видны —

Просторы

            освобождённой страны,

Где графские земли

            вручал батракам я,

Где тюрьмы раскрыл,

            где голодных

                         кормил.

Где в скалах не сыщется

                 малого камня,

Которого б кровью своей не кропил.

Стою над землёй

                    как пример и маяк.

И в этом

          посмертная

                      служба

                           моя.

 

Первое стихотворение поэт напечатал до войны, а на фронте слова сами складывались в поэтические строки.

Появление в печати стихов Слуцкого было одним из первых символов оттепели. Он стал признанным лидером, на него равнялись молодые поэты.

Читателей со стихами Бориса Слуцкого познакомила «Литературная газета» в 1956 году, напечатав о нём статью Ильи Эренбурга. Детям повезло больше, они прочли в журнале «Пионер» стихотворение о военном транспорте, потопленном миной. Не бывавший на море поэт написал о том, что сам не видел, а слышал от друга. Немцы затопили грузовой корабль в Атлантическом океане, люди спаслись в шлюпках, но груз погиб. А это были лошади. Оказавшись в океане, они не могли быть спасены и погибли.

 

Лошади в океане

 

Лошади умеют плавать.

Но — не хорошо. Недалеко.

 

«Глория» — по-русски значит «Слава».—

Это вам запомнится легко.

 

Шёл корабль, своим названьем гордый.

Океан старался превозмочь.

 

В трюме, добрыми мотая мордами,

Тыща лошадей топталась день и ночь.

 

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!

Счастья всё ж они не принесли.

 

Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли.

 

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.

Лошади поплыли просто так.

 

Как же быть и что же делать, если

Нету мест на лодках и плотах?

 

Плыл по океану рыжий остров.

В море, в синем, остров плыл гнедой.

 

И сперва казалось — плавать просто.

Океан казался им рекой.

 

Но не видно у реки той края.

На исходе лошадиных сил

 

Вдруг заржали кони, возражая

Тем, кто в океане их топил.

 

Кони шли на дно и ржали, ржали.

Все на дно покуда не пошли.

 

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их,

Рыжих, не увидевших земли.

 

Одно из стихотворений Слуцкого написано о первом ранении. Герой испытывает боль физическую и душевную, ведь наша армия отступает.

Но среди горькой тревоги — насмешка над самим собой.

Буду пить в лазарете настойку,

Буду сводку читать, буду есть

Суп-бульон, с петрушкой для запаха...

В самом серьёзном месте поэт неожиданно шутит. Но особенно веско звучит после «супа-бульона» его решение:

— Я ещё доползу до запада.

И читателю ясно, что глубоко трагическое может неожиданно сталкиваться со смешным. А смех может быть и весёлым, и саркастическим, и грустным.

В стихотворении о музыкальной школе автор признавался, что тысячу бранных прозвищ и имён он выслушал: «Ты глуп, неблагодарен. Тебе на ухо наступил медведь. Поёшь? Тебе в чащобе бы реветь». Его отчисляли до прихода мамы, но приходила и вмешивалась мать:

Она меня за шиворот хватала

И в школу шла, размахивая мной.

И объясняла нашему кварталу:

Да, он ленивый, да, он озорной,

Но он способный…

Как по-доброму, нежно, хоть и с улыбкой говорит Слуцкий о матери! Кажется, что у него есть тайная вера в собственное призвание, о котором никто тогда не догадывался.

Я не давался музыке. Я знал,

Что музыка моя — совсем другая.

А рядом, мне совсем не помогая,

Скрипели скрипки и хирел хорал.

Музыка поэзии ждала своего часа, чтобы взять в плен Бориса Слуцкого. Она стала делом всей его жизни. Вот почему можно на любой странице открыть книгу стихов поэта и читать, вслушиваясь в строгую правду строк…

 

Литература

  1. Борис Слуцкий: воспоминания современников. - СПб.: Издательство «Журнал ″Нева”», 2006.
  2. Слуцкий Б. // Пионер. - 1969. - № 11.
  3. Слуцкий Б. // Костёр. - 1969. - № 11.
  4. Слуцкий Б.А. Времена моих ровесников: Стихотворения. - М.: Детская литература, 1977.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен