9 марта 2022 года девятиклассники, не прошедшие итоговое собеседование в основной срок по уважительным причинам, получили возможность принять участие в дополнительный день.
Итоговое собеседование по русскому языку является допуском к ОГЭ. Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов. Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.
Итоговое собеседование состоит из двух частей, состоящих из четырёх заданий.
Часть 1 состоит из двух заданий: 1 и 2 задания выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 - чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку - до 2-х минут. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку - до 2-х минут.
Часть 2 состоит из двух заданий: 3 и 4 задания не связаны с текстом, который ученик читал и пересказывал, выполняя задания 1 и 2.
В задании 3 предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем - и построить монологическое высказывание. Время на подготовку - 1 минута.
В задании 4 нужно поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время ответа (включая время на подготовку) - примерно 15-16 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.
Во время проведения итогового собеседования ученик имеет право делать пометки в выданных ему контрольных измерительных материалах.
Необходимо полностью выполнить поставленные задачи, читать и говорить ясно и чётко, не отходить от темы монолога, давать развёрнутый ответ на вопросы собеседника. Эта стратегия поможет ученику набрать наибольшее количество баллов.
Вариант 345
Часть 1
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о выдающемся русском и советском лингвисте, профессоре Алексáндре Матвéевиче Пешкóвском (1878-1933).
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Вся жизнь Алексáндра Матвéевича Пешкóвского была отдана преподаванию и науке. Окончив в 1906 году историко-филологический факультет Московского университета, он стал учителем русского и латинского языков.
Работа преподавателем русского языка в гимназиях и университете способствовала открытиям Пешковского в области русского синтаксиса. Самый известный труд учёного - книга «Русский синтаксис в научном освещении». Именно в этой книге, изданной в 1914 году, в полной мере проявились педагогический талант Александра Матвеевича, его умение говорить о сложных вещах интересно, ясно и просто.
Все, кто общался с учёным, отмечали незаурядность его языкового мышления и самоотверженную честность в исполнении своего научного долга. И это не просто слова. Когда в 1928 году Пешковский готовил третье издание «Русского синтаксиса», появилась книга о синтаксисе русского языка Алéксея Алексáндровича Шáхматова, содержавшая множество новых идей и научных фактов. И тогда Пешковский решил, что во имя научной истины он должен переработать свой труд. Будучи крупным учёным, он понимал, что наука не стоит на месте и научный труд должен соответствовать духу времени.
Вклад Пешковского в лингвистику трудно переоценить. Он разработал учение о нормах построения предложений, показал важную роль интонации в речи. Кроме научных трудов, учёный написал школьные учебники и пособия для учителей русского языка.
(189 слов)
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного лингвиста Льва Владимировича Щербы об Алексáндре Матвéевиче Пешкóвском: «Из новой литературы я более всего обязан книге Пешковского „Русский синтаксис в научном освещении”, которая является сокровищницей тончайших наблюдений над русским языком».
Подумайте, где лучше использовать слова Л.В. Щербы в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Часть 2
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. На катке (на основе описания фотографии)
Тема 2. Любимая игрушка детства (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Что значит быть храбрым? (рассуждение по поставленному вопросу)
Задание 3. Монологическое высказывание.
Используя карточку участника собеседования, выполните задание.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 1. На катке
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
• внешний вид людей, запечатлённых на фотографии;
• время года и место действия;
• занятие людей;
• их настроение.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 2. Любимая игрушка детства
Е. Расскажите о Вашей любимой детской игрушке.
Не забудьте рассказать:
• как выглядит эта игрушка;
• как она у Вас появилась;
• какие воспоминания у Вас с ней связаны;
• почему она Вам дорога.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 3. Что значит быть храбрым?
Что значит быть храбрым?
Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:
• Какими качествами обладают храбрые люди?
• В каких ситуациях чаще всего проявляется храбрость?
• В чём разница между смелостью и безрассудством?
• Может ли храбрый человек испытывать страх?
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. На катке
Опишите фотографию.
1) Какие виды активного зимнего отдыха Вы предпочитаете?
2) Любите ли Вы кататься на коньках? Часто ли ходите на каток?
3) Как и с кем Вы любите проводить свободное время?
Задание 4. Тема 2. Любимая игрушка детства
Расскажите о Вашей любимой детской игрушке.
1) Сохранилась ли у Вас любимая игрушка детства?
2) Дарили ли Вы в детстве свои игрушки друзьям? Расскажите об этом.
3) Стоит ли выбрасывать старые и ненужные игрушки? Почему?
Задание 4. Тема 3. Что значит быть храбрым?
Что значит быть храбрым?
1) Согласны ли Вы с высказыванием «Трус умирает много раз, храбрый - только один»? Почему?
2) Как Вы понимаете выражение «У страха глаза велики»?
3) Как люди проявляют смелость в трудных жизненных ситуациях? Приведите примеры.
Вариант 406
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о советском конькобежце, четырёхкратном олимпийском чемпионе Евгéнии Ромáновиче Грúшине (1931-2005).
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
В истории спорта навсегда остались достижения Евгéния Ромáновича Грúшина - великого конькобежца. В сборной команде СССР его уважительно называли «СЭР»: Скорость! Элегантность! Рекорд!
На Олимпийских играх 1956 года конькобежцы соревновались не на застывшей поверхности озера, а на выпиленной изо льда огромной льдине с беговыми дорожками. Этому плавучему катку, окаймлённому крýгом воды, не грозило сжатие льдов, и поверхность беговых дорожек оставалась идеальной. Очень ярко светило солнце, отражаясь в плавучем катке, и журналисты сразу же окрестили место состязаний конькобежцев Золотой льдиной.
«Золотой» она оказалась для Евгения Гришина и на соревнованиях. За несколько дней до открытия Олимпиады конькобежцы опробовали льдину, и советский спрúнтер установил на дистанции 500 метров мировой рекорд - 40,2 секунды. Этот же результат Гришин повторил на соревнованиях. Никому из конькобежцев не удалось показать лучшее время, и Евгений Гришин получил свою первую золотую олимпийскую медаль, а показанное им время было зарегистрировано как мировой и олимпийский рекорд.
Это была настоящая сенсация! Дело в том, что с 1924 года за всю историю зимних Олимпийских игр никому из конькобéжцев ни на одной из дистанций не удавалось установить мировой рекорд.
(173 слова)
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова спортивного обозревателя Льва Вóльковича Россóшика о Евгéнии Ромáновиче Грúшине: «Когда всё кончилось, Женя почувствовал вдруг такую тягучую усталость, что у него закружилась голова и поплыли перед глазами цифры на табло. Лишь одна строчка ярко вспыхнула: «40,2», и тут он сообразил, что стал чемпионом Олимпийских игр».
Подумайте, где лучше использовать слова Л.В. Россошика в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Часть 2
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Профессия учителя (на основе описания фотографии)
Тема 2. Поход (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Должны ли у ребёнка быть домашние обязанности?
(рассуждение по поставленному вопросу)
Задание 3. Монологическое высказывание.
Используя карточку участника собеседования, выполните задание.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 1. Профессия учителя
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
• профессию человека, запечатлённого на фотографии;
• место, где происходит действие;
• занятия людей;
• важность этой профессии.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 2. Поход
Расскажите, как Вы отправились в поход.
Не забудьте рассказать:
• когда, куда и с кем Вы отправились в поход;
• как Вы готовились;
• какие испытания пришлось преодолеть во время похода;
• что Вам особенно запомнилось.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 3. Должны ли у ребёнка быть домашние обязанности?
Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:
• Нужно ли приучать ребёнка к домашнему труду? Почему?
• Какие качества формирует в ребёнке выполнение домашних обязанностей?
• Почему нужно помогать близким?
• Какие домашние обязанности могут выполнять дети?
• Должны ли у ребёнка быть домашние обязанности?
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. Профессия учителя
Опишите фотографию.
1) Какие качества характера необходимы для профессии учителя?
2) Какие приоритеты должны быть у человека при выборе будущей профессии?
3) Какую профессию Вы хотите выбрать в будущем? Чем она Вас привлекает?
Задание 4. Тема 2. Поход
Расскажите, как Вы отправились в поход.
1) Какие качества характера вырабатываются в походе?
2) Как поход влияет на взаимоотношения в коллективе?
3) Что, по-Вашему, самое трудное, а что самое интересное в походе?
Задание 4. Тема 3. Должны ли у ребёнка быть домашние обязанности?
Должны ли у ребёнка быть домашние обязанности?
1) С какого возраста дети могут помогать старшим?
2) Есть ли у Вас домашние обязанности? Как Вы к ним относитесь?
3) Как Вы думаете, чему учит выполнение домашних обязанностей?