Подготовили для 7 и 8 классов по диктанту по итогам II четверти. Первый текст содержит причастные и деепричастные обороты, насыщен наречиями, которые пишутся слитно или через дефис.
Во втором тексте изученных орфограмм и пунктограмм немного, он будет по силам восьмиклассникам, поскольку главное внимание в нём придаётся грамматическому заданию.
Контрольный диктант для 7 класса по итогам 2 четверти
МЕДВЕЖЬЯ СЕМЬЯ
Электроход «Енисей» вёз жителям Чукотки машины и продукты. Льды, плавающие бесформенными глыбами, стали смыкаться, вплотную3 обступив корабль.4 Здесь пришлось временно остановиться. Вскоре матросы неожиданно увидели, что справа к кораблю приближается медведица, а позади неуклюже передвигаются два медвежонка.
Матросы решили медвежат забрать, спустив трос с петлёй и бросив сверху вниз банку свиной тушёнки. В ловушку попалась медведица. Она поднялась на дыбы, но трос держал крепко-накрепко. Негромко рыча, вытянув вперёд лапу, зверь понемногу, медленно сближался с корпусом корабля. Медвежата неистово визжали.
Однако штурман не разрешил поднять медведей на борт. Неделю медвежья семья, подкармливаемая моряками, прожила неподалёку3.4 Когда «Енисей» наконец тронулся, звери сначала удивились, а потом по-медвежьи, вперевалку долго бежали за кораблём.
(109 слов.)
Грамматическое задание
- Произведите морфологический разбор: вплотную3 (1 вариант); неподалёку3 (2 вариант).
- Выполните разбор по составу: приближается, бесформенными, сначала (1 вариант); передвигаются, медвежья, неистово (2 вариант).
- Определите способ образования наречий: неожиданно, крепко-накрепко, наконец (1 вариант); понемногу, по-медвежьи, медленно (2 вариант).
- Сделайте синтаксический разбор предложения:
Льды, плавающие бесформенными глыбами, стали смыкаться, вплотную обступив корабль.4 (1 вариант);
Неделю медвежья семья, подкармливаемая моряками, прожила неподалёку.4 (2 вариант).
Контрольный диктант для 8 класса по итогам 2 четверти
БЕЛОГРУДЫЙ МЕДВЕДЬ
Белогрудый медведь не любит покидать высокоствольные леса. На лугах и в мелколесье некуда вспрыгнуть от недругов. А вот на большом дереве можно найти спасение.
Однажды я вышел к кедру, вокруг которого весь неглубокий снег был утрамбован следами и лёжками тигра. В густой хвое дерева темнело гнездо из недавно наломанных веток. Было нетрудно догадаться, что белогрудый медведь вовремя почуял своего врага. На дереве он выжидал не день и не два, спасаясь от тигриной осады.4
В другой раз я видел большие куски свежей коры и кровавые остатки растерзанного и съеденного медведя. По следам можно было предположить, что ему не хватило доли секунды. Тигр успел схватить его за заднюю лапу и стянуть вниз вместе с корою, содранной с дерева.4 В тайге трагедии обычны на каждом шагу.
(123 слова.)
(По С. Кучеренко.)
Грамматическое задание
- Синтаксический разбор простого предложения:
На дереве он выжидал не день и не два, спасаясь от тигриной осады.4 (1 вариант);
Тигр успел схватить его за заднюю лапу и стянуть вниз вместе с корою, содранной с дерева.4 (2 вариант)
- Выполните разбор 3 словосочетаний (согласование, управление, примыкание) из своего предложения.
- Подчеркните в тексте однородные члены.
- Выпишите из текста 3 разных типа сказуемых: 2 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).