Ученику
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Пишем без ошибок

Писать без ошибок возможно. Следует только актуализировать и углубить знания.

Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может система нижеуказанных упражнений. Особенностью этих упражнений является то, что они акцентируют внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии новых словообразований и пунктуации.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Вот только обращаться с ним нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.

Грамота всегда ценилась на Руси, а грамотного человека уважали и в старину. Все знают, как трудно было жить тому, кто не умел читать и писать, не знал азбуки

Существует множество специальных средств и тренинговых упражнений, занятных тестов для совершенствования орфографических навыков, развития орфографической зоркости. Познакомимся с некоторыми из них.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 1

«Правописание окончаний глаголов»

Вставьте пропущенные буквы.

«Мантры огородника»

Вы приготов…тесь собирать урожай, поэтому вспомн…те об инструменте, отправ…тесь в сарай и поищ…те грабли, обнаруж…те, наточ…те лопату, отремонтиру…те тележку. Если суме…те не прибить пальцы, то постро…те ящики. Когда вы их покрас…те и не измаж…тесь, то почувству…те себя настоящими огородниками. Вот вы наход…те друга-огородника и покида…те дом. Вы черт…те план, став…те задачи и начина…те работу. Вы поднима…те морковь, собира…те, груз…те ящики и тащ…те тележку. Вы вер…те в себя и не трат…те нервы, дел…те радость с другом, вместе бор…тесь с трудностями и слыш…те похвалу, наде…тесь на лучшее и всё получ…те.  

Еще один способ запомнить некоторые орфографические правила — графические и рифмованные ассоциации. Суть метода — видеть сходство формы букв и предметов или учить правило орфографии при помощи составления небольших по объему рифмованных стихотворений. Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

УПРАЖНЕНИЕ № 2

«Непроизносимые согласные»

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный — грусть,
Грустить не буду.
Грустный — «Т» не позабуду.

Поздно
Поздно — проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.

Помимо мнемотехнических приемов улучшения орфографической зоркости существует еще один способ улучшить состояние собственной орфографической карты.

Этимология слова — помощница орфографии. Изучая иностранные языки, практикуясь в их освоении можно освоить правописание иностранных  по происхождению слов, а также новых слов, с невероятной быстротой прибывающих в русский язык на современном этапе

 

УПРАЖНЕНИЕ № 3

«Этимология и орфография»

Ответьте на вопросы. Запишите ответы. Проверьте себя по орфографическому словарю.

  1. Все вы знаете, как будет по-французски слово «гриб». Этим словом мы называем самые «магазинные» грибы. Так как же? Напишите. (Шампиньон)
  2. Скажите по-французски «круг», если для нас это этап какого-либо соревнования или этап в выборах. Напишите. (Тур)
  3. Скажите по-французски «туз», если для нас это первоклассный лётчик или большой мастер своего дела. Напишите. (Ас)
  4. Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна? Напишите. (Немо)
  5. Скажите по-французски «украшение», если это украшение полагается к мясу или рыбе. Напишите. (Гарнир)
  6. Скажите по-французски «вспышка», «молния», если для нас это пирожное из заварного теста с кремом внутри. Напишите. (Эклер)
  7. Вы приехали в Италию, но не знаете языка страны. Какой овощ вы можете купить, вспомнив известную итальянскую сказку? Произнесите его название на русском и итальянском языке. Напишите его. (Лук — чиполло. «Приключения Чиполлино» Джанни Родари)
  8. Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем выдающихся музыкантов, живописцев и шахматистов. Напишите. (Маэстро)
  9. Скажите по-английски «разведчик», если для нас это слово сейчас обозначает члена детской или юношеской организации, воспитывающей подростков путём познания природы, ремесла и игр. Напишите. (Скаут)
  10. Скажите по-английски «мощная бомба», если её мы можем видеть каждый день с экрана телевизоров и кинотеатров. Напишите. (Блокбастер)
  11. Скажите по-английски «лисий шаг», если для нас это американский бальный танец. Напишите. (Фокстрот)
  12. Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. Напишите. (Фламинго)
  13. Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина. Напишите. (Манекен)
  14. Скажите по-латыни «в другом месте», если это общеизвестный юридический термин. Напишите. (Алиби)
  15. Скажите по-латыни «дважды», если это слово мы часто кричим в театре. Напишите. (Бис)

 

УПРАЖНЕНИЕ № 4

«Правописание проверяемых безударных гласных»

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Дядя Вася.

Деревенский огород ст..р..жил старенький дядя Вася. Он был ст..р..жилом нашей деревни. В молодости он сост..ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв..тил своей машине. Разв..вался сам и разв..вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв..вался флажок ударника. Так люди просл..вляли героя труда.

Теперь дядя Вася сост..рился и сост..вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но только он не прим..рился со старостью, а однажды вечером вдруг стал прим..рять теплый ватник и зар..жать ружье, потом посв..тил себе фонариком и ушел в ст..рожку. Уже успел пос..деть, а без работы с..деть не научился. Каждый день то грядку вскопает, то всходы моркови или свеклы прор..дит. Вся деревня бл..госл..вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 5

«Правописание проверяемых безударных гласных»

Отметьте слова, НЕ соответствующие заданному написанию:

А Препод…вать, док…зать, оп…здать, сокр….щать, сост…ять, усл…ждать, выр…жать, вып..дать,  заб..влять, исп..ряться, ум…рить (голодом), п…рхать, ок…ченеть, оп..лить, ост..новить (5 слов);

О К..чевать, раст..ргать, сопров..ждать, огр…ждать, ув…жать, взгром..здиться, выр…ждаться, погл…щать, об…няние, совп…дать, завор…жить, уг…сать, спл..титься, благосл…влять (5 слов);

И Зас..деться, покол…бать, впеч…тление, прор…дить (всходы), ув…дание (цветов), изобл..чать, посв…щать (стихи), разв…ваться (на ветру), рассв..репеть, отл..пать, м..новать, исч..слять, прибл…жать, восх..щать, зар…дить (ружье) (7 слов);

Е Вп..чатление, изн..могать, подж..дать, соразм..рять, пос..щать, изв..нять, обв..сать, зас..дать, оч..ровать, усм..рить, ув..нчать, поч..нить, обл..кать, соед..нять, исц..лять (7 слов).  

 

УПРАЖНЕНИЕ № 6

«Слова с непроверяемыми гласными и согласными»

Вставьте пропущенные буквы

На до(с,щ,сч)атой те(р,рр)а(с,сс)е бли(з,с)конопля(н,нн)ика жена под(ь,ъ)ячего весну( щ,сч,шч)атая (А,О)гри(п,пп)и(н,нн)а Са(в,вв)и(ч,ш)на и(с,з)по(д,т)т(и,е)шка по(д,т)ч(е,и)вала ко(л,лл)ежского а(с,сс)е(с,сс)ора А(п,пп)о(л,лл)о(н,нн)а Гр(и,е)горьевича в(и,е)н(и,е)гретом и проч(ь?)ими я(в?)ствами.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 7

«Правописание приставок и частей слова ПРЕ и ПРИ»

Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение, сопоставив с правым столбиком.

Президент                                          преобладать        

Превалировать                                   актриса

Престиж                                             повторный случай

Привилегированный                           список цен 

Прейскурант                                      первый спектакль

Премьера                                           глава государства

Примитивный                                     простой

Примадонна                                       на особом положении

Претензия                                          важность

Прецедент                                         недовольство

 

УПРАЖНЕНИЕ № 8

«Правописание Н и НН в различных частях речи»

«Рецепт». Одна или две Н?

Сви…ой копче…ый окорок, сырокопче…ая колбаса, вяле…ый лещ, неразреза…ый банан, недореза…ый хлеб, вчетверо сложе…ый лаваш, недопече…ый пирог, мороже…ое с заспиртова…ой вишенкой посередине, украше…ый джемом торт, перепели…ые яйца, маринова…ые корнишоны, устрицы в лимо…ом соусе, жаре…ая курица, жаре…ый в масле картофель, нежаре…ая рыба, необжаре…ый сваре…ый кофе, недожаре…ые блины, пече…ая тыква, запече…ая масле…ая ромовая баба, клюкве…ый морс,  вскипяче…ое молоко остуже…о и пода…о к ужину, но предпочтение отда…о топле…ому, которое вкуснее кипяче…ого, присоле…ый арахис, консервирова…ые фрукты, высококачестве…ые излюбле…ые сладкие газирова…ые напитки, которые доставле…ы в отдел и мгнове…о распрода…ы, соле…ые фисташки, кале…ые лесные орехи, обжаре…ая колбаса, витами…ый чай, жева…ый пирог, мелко кроше…ые орехи.

Комментарии

Одна Н пишется:

1.Если прилаг. образованы при помощи суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН- (песчаный, серебряный) Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный

2.Если прилаг. образованы без суффиксов (зеленый (зелень)) Запомните: юный, румяный, свиной, единый, пряный

3.Если прилаг или прич.. образованы от глаголов без приставок (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (вязаный, некошеный) Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный.

 Две Н пишется:

1.Если прилаг. образованы с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН- (торжественный). Искл.: ветреный (но: безветренный).

2.Если прилаг. образованы от сущ. с основой на Н (старинный (старина), карманный (карман).

3.Если прилаг. и прич. образованы от глаголов с приставками (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН: связанный, скошенный, построенный).

4.Если есть суффикс -ОВА-, -ЕВА- (организованная экскурсия, корчеванный лес). Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс).

5.Если есть зависимое слово (плетенная из прутьев).

6.Если прилаг. и прич. образованы от глаголов сов. вида (решенная). Искл.: раненый.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 9

«Правописание Н и НН в различных частях речи»

Вставьте Н и НН, обозначайте условия написания.

СЛУЧАЙ В ПОЛИКЛИ…ИКЕ

Изране..ый солдат-труже…ик, муче..ик, вовсе не моше..ик, мужестве..о перенеся назначе..ую ему и сдела..ую операцию, постепе..о поправляется, хотя прикосновения к его ране..ой руке все еще для него неприятны. Здоровье больного после операции сильно  подорва…о, и потому ему прописа...ы витами..ые чаи, особе.. о це…ые для ослабле..ого болезнью организма. Медсестра, ухаживающая за больным, сказала нечто неприятное для него, и все смотрят на нее так удивле..о, потому что удивле..ы неожида..ым открытием -столь резкие выражения она обычно не употребляла, ведь, сорвавшись с языка сказа..ого или бра…ого слова не воротишь. Казе..ое имущество больницы было расхище..о средь бела дня, и никто из персонала своевреме..о на это не  отреагировал, что неестестве…о и ничем не может быть объясне…о и оправда…о.

Сотрудниками следстве…ой группы легкомысле..о и ветре..о упуще..а единстве…ая це..ая улика против непойма..ого преступника:  он оставил свои «пальчики» не на дверце бронирова..ого сейфа,  где их ожидали найти,  а на приотворе..ой двери сте..ого шкафа. Хорошо, что у солдата и медсестры были запута..ые отношения, ведь солдат на самом деле оказался племя..иком известного миллиардера и обеспечил поликли..ику необходимым уценен..ым оборудованием после того, как все документы были оформле..ы.