Новости
Персональный сайт учителя
Мальцева Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Официально

Документы для работы школьного учителя.
Подробнее

Научное общество

Организация проектно-исследователькой работы.
Подробнее

Классному руководителю

Материалы для внеклассной деятельности.
Подробнее

Работа с текстами из типовых вариантов ОГЭ

Тексты из типовых вариантов ОГЭ можно использовать для профилактики социально опасного поведения подростков на уроках русского языка.

Нам не дано предугадать,
             Как наше слово отзовётся.
И нам сочувствие даётся,
             Как нам даётся благодать.
                            Ф. Тютчев.

На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социальная опасность, стало в подростковой среде явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено проявление социальной опасности подростка, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка.

В последнее время прослеживается тенденция увеличения числа детей, лишенных родительского попечения, растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение и употребление наркотиков, произошел резкий всплеск беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. В связи с этим педагогам необходимо обратить внимание на детей с высоким уровнем социальной опасности, работая в гармоничном тандеме с педагогом-психологом, организовать такую воспитательную работу, где бы дети смогли самоутвердиться.

Ребенок из «группы риска» обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Длительное истощение нервной системы приводит к глубочайшему нервно-психическому утомлению.

У детей с высоким уровнем агрессии  отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, обедненная эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение ребенка характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами – утратой любимого, близкого человека, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, насилием и его последствиями, драками, скандалами и т.д. Всё это толкает подростка на поиски иной среды общения, начинающей играть решающее значение в социализации подростка, в усвоении присущей ей системы ценностей.

Воспитывающее значение литературных произведений в формировании системы ценностей социально опасного ребенка трудно переоценить.  Об отношениях с родителями и сверстниками, о преданности и предательстве, о  дружбе и вражде, об ответственности и неизбежности наказания, о самой важной ценности в жизни любого человека – семье, о том, каким быть и как жить, – обо всём этом вдумчивый читатель сможет узнать из книг!

Остаётся только увлечь юного читателя тем или иным автором, той или иной книгой. Но как это сделать на уроках русского языка в 9 классе, если количество часов ограничено, и впереди подростка ждёт экзаменационное испытание – ОГЭ? Конечно, на уроках литературы изучаются произведения, имеющие огромное воспитательное значение. Но, как правило, социально опасные подростки, отличающиеся духом противоречия, не воспринимают на веру нравственные прописные истины, не хотят принимать уже устоявшиеся ценностные нормы.    

В такой непростой для учителя-словесника ситуации на помощь приходят авторы, чьи переработанные и адаптированные тексты являются основой вариантов ОГЭ по русскому языку. Для организации проблемной беседы (не прямо, а опосредованно!) я предлагаю обратиться к ним. Эти тексты помогут не только учителю-словеснику, но и классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать дискуссию, свободный разговор с одним ребенком или с группой подростков, чье поведение или элементы поведения могут считаться социально опасными.

На основе этих текстов можно проводить беседы или создавать проблемные ситуации, которые не будут отторгаться учениками (мы ведь к ОГЭ готовимся!), а оказывать колоссальное воздействие на подростков «группы риска». Не важно, о чем рассказывается в тексте варианта, не важно, представлены ли в них реальные события, главное, что эти тексты (отрывки произведений, этюды, эссе) направляют на пути решения волнующих вопросов, могут помочь сориентироваться в жизни.

Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.

Ниже я предлагаю пять вариантов текстов из сборника ОГЭ по русскому языку-2016 под редакцией Цыбулько И.П. и ряд проблемных вопросов к тексту для организации дискуссии.  В последнем задании к тексту я предлагаю ребятам прочитать произведение, из которого взят отрывок для варианта ОГЭ, полностью.

Ни один подросток с социально опасным поведением не проигнорировал предложение. Следует отметить, что никто из восьми подростков-девятиклассников с социально опасным поведением (или граничащим с ним) в период с 2016 по 2017 год не отказывался от обсуждения текстов вариантов ОГЭ, не проявлял агрессии по отношению к проведению беседы, не пытался игнорировать вопросы. Активно включаясь в дискуссию на уроках русского языка во время подготовки к ОГЭ, ребята рассуждали о морально-этических нормах, нравственных ценностях. Тогда как на уроках литературы при изучении произведений с явно выраженной воспитательной направленностью интереса к подобным вопросам не проявляли.

Примеры проблемных бесед для учащихся 9 классов (на основе текстов из вариантов ОГЭ по русскому языку)

Текст 1. Ситуация 1. (по тексту Н. Дашевской «Наушники»)

… Есть у нас в классе такой человек – Гиреев. Человек этот… Если честно, я бы хотел, чтобы его вовсе не было. Вообще – таких, как он. Особенно когда я увидел, как он Мансура ткнул головой о батарею.

– Не стой здесь, – сказал ему Гиреев.

И добавил такое слово, которое я не хочу повторять. В общем, в том смысле, что Мансур нерусский. Поэтому нечего ему стоять здесь, где Гирееву пройти надо. У меня прямо все внутри опустилось. Холодно стало внутри. Потому что человек, нормальный человек – я же нормальный? – должен был… должен был что-то сделать. Не знаю что… А я в этот момент очень некстати вспомнил, что я, в общем, тоже не очень русский. И что Гиреев меня выше на голову и толще раза в полтора. И что мне… что мне руки надо беречь. И на всякий случай голову еще. Поэтому я подождал, пока Гиреев уйдет, а потом подошел к Мансуру. Он сидел у батареи и трогал лоб.

– Больно?

– Отстань, – сказал Мансур.

И я отстал. Но теперь каждый раз, когда я видел Мансура, у меня что-то ухало внутри. Вниз…

 

Вопросы и задания

1.Прочитайте текст. О чём он заставляет задуматься?

2.Попадали ли вы в жизни в подобную ситуацию? Похожие ли чувства испытывали при этом?

3.Что вы чувствуете по отношению к Мансуру? Хотели ли бы вы оказаться на его месте? Почему?

  1. Что вы можете сказать о Гирееве? Встречались ли вам люди, похожие на него? Как вы относитесь к таким людям?
  2. Как, по-вашему, должен был вести себя в данной ситуации рассказчик?
  3. Антуан де Сент–Экзюпери в книге «Маленький принц» высказал важную мысль: «Главное глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце». Почему после описанного случая каждый раз, когда рассказчик видел Мансура, у него «что-то ухало внутри»?
  4. Слышали ли вы слово «толерантность»? Можете ли объяснить его смысл? А вам хотелось бы узнать, что означает это слово?

8.Что значит быть терпимым к человеку, не похожему на тебя?

9. Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Родина моя»

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» – сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.

Над тобою солнце светит,

Льется с высоты.

Все на свете, все на свете

Сможем я и ты.

О чём говорит поэт в этих строках? Какую проблему поднимает? Можно ли считать, что в данном стихотворном отрывке содержится подсказка для героя  Н.Дашевской, который «должен был что-то сделать», но не знал, что. Почему?

10. Прочитайте рассказ Н.Дашевской «Наушники» полностью, и вы узнаете, чем обернулось для рассказчика его невмешательство.

 

Текст 2. Ситуация 2 (по тексту Н. Дашевской «Я не тормоз»)

     Я лечу на роликах, по набережной. Рассекаю… Ой! Человек. Лежит. Я проскочил мимо. Ну, пьяный. Мало ли. И потом, что я. Что я могу?

     Стоп. Ааа, чччёрт! Неловко затормозил, пропахал локтем. Заорал даже. Вот всегда так, хочешь, как лучше — и получится какая-нибудь гадость. Рукав порвал. Поковылял к мужику этому. Лежит. Может, свалить лучше? Неудобно на роликах. Фу, пахнет от него как. Но не алкоголем, а… Ну, как от бездомных.

     Мимо прочесал дядька на велосипеде. Даже не посмотрел. Потом парочка проехала на роликах, за руку. Ненавижу влюблённых. Что им, ни до кого дела нет? Я один должен?! — Эй, — сказал я ему. — Вы как?…

     Идиотский вопрос.

     Он чуть повернул голову, и я отшатнулся. Лицо в крови. И… Какая-то рожа жуткая. Что это?!

— К-как, — сказал он, — к-как же…

     Ему нужна помощь. Точно. Не пьяный. Больной? Я оглянулся. Чёрт, чего они! Третий уже мимо прочесал в наушниках своих! Машины тоже мимо несутся…

     — К-как жже, — сказал он. — ккак… Жжжук…

     И вдруг я понял. Упал, как жук. Встать не может. Это он шутит.

     — Помочь как-то? Позвонить, может, куда?

     — Просто.. П-просто на ноги встать. П-понимаешь?..

     А! Он не может встать сам. Я увидел — у него палка. Трость. Наверное, с ногами что-то. Страх прошёл, полностью. Он плохо ходит, и упал. Может, его сбили тут. Носятся, как психи…

— Давайте, давайте! Держитесь!

Он оказался неожиданно тяжёлый. На роликах неудобно, я встал коленками прямо на асфальт. Он схватился за меня. Сильно; за меня ещё так не хватались….

— Нет, погодите. Ролики сниму, не могу так.

Вдруг какая-то девчонка из-за моего плеча.

— Что случись? Помочь?

Нет, не девчонка, лицо взрослое. Может, постарше даже мамы моей.

— Поднять надо, — объясняю я, — он больной, не пьяный!

— Давай с двух сторон, — говорит она. Надо же, я думал – как мне за него взяться, всё же неприятно это, грязный он какой-то. А она сразу схватила под локоть, и мы почти поставили его, но он опять упал… Она хоть и взрослая, но по весу как я; мне кажется, он тяжелее нас двоих вместе.

Какой-то велосипедист, наконец, остановился. Хлоп — сразу схватил нашего под мышки, поставил. Я подал ему палку.

— Стоите? Нормально?

Тот кивнул.

— Сейчас, у меня аптечка есть, — сказал велосипедист, и правда, под седлом у него сумка, там и бинт нашёлся, и такая шипучая штука, перекись водорода. Про которую мне мама говорила, а я забыл.

— ДЦП? — спросил велосипедист.

— Похоже, — кивнула женщина. — Парень, вот, его сбил…

— Я?…

Меня захлестнула обидой, так сильно! Что даже объяснять ничего не стал. Пускай сами разбираются. Сижу, надеваю ролики. Пусть сами! Уеду, и всё!

— Это не он с-сбил, — объяснил им наш пострадавший. Оказывается, он может говорить нормально, почти всё понятно. — Он к-как раз поднимать стал. С-спасибо. Всё, я с-сам.

Он постоял ещё, а потом поковылял себе. Я даже не ожидал, что он так быстро может ходить, подворачивая ногу…

Я всё же защёлкнул свои ролики и поехал домой. Как-то не катается больше. Во-первых, руки хочется вымыть. Во-вторых… Как-то стало мне неловко. Что я могу вот так гонять, быстро. А он не может. И никогда не сможет.

Наверное, некому за ним особо ухаживать, вот и выглядит он так. И запах.. А ведь он нормальный , совсем нормальный человек внутри — пошутил же, что лежит, как жук… И спасибо сказал. А если бы я не остановился? Первым. Остановились бы те двое или подумали бы — фу, пьяный?.. Наверное, я ему помог всё же. А? Не знаю.

Вопросы и задания

1.Прочитайте текст. Почему мог произойти такой случай?

2.Откуда в людях равнодушие? Почему оно стало обыденным  в наше время?

3.Оцените действия героя. Если бы вы были на его месте, вы бы поступили так же? Почему?

4. Помогали ли вам в трудные минуты? Кто?

5. Слышали ли вы слово «милосердие»? Можете ли объяснить его смысл?

6. Легко ли быть милосердным? Закончите фразы:

Милосердным быть легко, потому что …

Милосердным быть нелегко, потому что …

7. Милосердию, состраданию, добрым поступкам посвящено множество русских пословиц и поговорок, например:

Милостивому человеку и бог подаёт.

Добро творить – себя веселить.

В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Даешь другому – приобретаешь себе.

Жизнь дана на добрые дела.

Как вы понимаете смысл этих пословиц? Какие пословицы и поговорки о милосердии, сострадании и добрых поступках знаете вы?

8. Повесть Н.Дашевской «Я не тормоз» рассказывает о мальчике Игнате Волкове, который торопится жить и чувствовать. Абсолютно все в этой жизни он делает быстрее других людей: ходит, ест, перемещается по городу на роликах и самокате, думает. Но эта скорость не мешает ему замечать главного: эмоциональных перемен в близких или постороннего, которому нужна помощь. Как же уживаются в Игнате, казалось бы, противоположные черты характера? Прочитайте повесть, и вы узнаете об этом.

Текст 3. Ситуация 3 (по тексту Илги Понорницкой* «Подросток Ашим»)

…Мишка должен был в этот день … к отцу < в больницу > съездить… Он вёз папе борщ, и жаркое, и морс. И всё это было толсто замотано в шарфы, чтобы не разбилось и не остыло. А яблоки просто так были в пакете.

Он выбрался из маршрутки и пошёл через стоянку с тяжёлой дорожной сумкой, лавируя между автобусами, и «газелями», и легковушками. Он уже видел, что с тротуара за ним следила ватага парней, человек шесть, были там и совсем малявки, но в основном — его возраста. От ватаги веяло опасностью. Мишка обошёл крупный автобус, чтобы со станции выйти на другой стороне улицы. Но ватага ждала его уже там.

Они двигались всей гурьбой в нескольких метрах позади него и говорили нарочно громко, чтобы он слышал:

— А какая большая сумка! Сразу видно — хозяйственная!

— Мамочке помогает мальчик, не видите?

…Он двинулся быстрее, почти бегом.

— У-у-у-у-у! — завывал кто-то совсем близко. — Так он ещё и спортсмен!

И другой голос вторил:

— Тяжеловес!

Больница находилась на окраине посёлка, дальше станции. Мишка решил срезать дорогу. В конце улицы начинались гаражи. Мишка свернул в проход между гаражами, чтобы избавиться от преследователей. И только потом понял, что не сам свернул, его оттеснили. Кто-то из парней уже успел обогнать его, обойти по тротуару, толконув по дороге мимоходом, и получалось, что они были всюду, и кроме как в гаражи, идти было некуда. Здесь кругом всё было засыпано пушистым нехоженым снегом. Видно, машины в гаражах стояли на отдыхе до весны.

И здесь, на пушистом снегу, ватага, наконец, обступила его.

— Ну-ка, что мы несём? — спросил один из парней.

Мишка резко дёрнул сумку к себе. Но кто-то стукнул его под коленку сзади, так что от неожиданности он упал и выронил сумку. В ней зазвенело. Мишка вскочил на ноги. Увидел, что двое уже раскидывают и пинают по снегу лотки с обедом. Один детсадовец заверещал:

— Яблоки! Ой, яблоко мне!

И большой парень дал ему в лоб.

— Мобильник есть, что ли? — обратился другой большой к Мишке.

И ещё один кивнул на детсадовца:

— Нам скорую вызвать надо. Вот, его бабушке.

Мишке сколько раз говорила мама, и отец говорил: если будут отнимать у тебя деньги, мобильник, много на одного — отдай, не противься. Главное — чтобы ты сам целый был, а мобильник другой купим.

Но Мишка знал — так, сразу ему мобильник не купят, надо будет ждать ещё какого-нибудь поступления денег. А самое главное было в том, что они говорили — им скорую вызвать. Для бабушки. Хотя всем ясно было, что они врут. Скорую для больной бабушки вызывать — хорошо. Получалось, что плохое они прикрывают хорошим. И Мишку просто захлестнула нелепость происходящего. У него сейчас отнимают его вещь, прикрываясь заботой о ком-то, кого, может, и на свете-то нет.

  И уж дрался он в тот раз так, как никогда в жизни не дрался. А драться-то он не умел. И он царапал ногтями лица и в перчатки впивался зубами, и бил головой, и ногами бил, дрыгался, когда свалили его и он встать не мог. Потом он уже не мог сопротивляться, и больно уже не было, только ощущение потери и безнадёжности, ощущение, что всё рушится. Так бывает, оказывается, когда твоё тело пытаются разрушить нарочно, и нарочно стараются, чтобы тебе больно было.

* Илга Понорницкая (настоящее имя Басова Евгения Владимировна) – современный детский писатель.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст. Какая проблема затронута в данном тексте?

2. Оказывались вы сами в подобной ситуации? Если оказывались, то в какой роли? Применяли ли когда-нибудь по отношению к Вам физическую силу? Вы сами когда-либо вымещали свою агрессию на других людях?

3. Что вы чувствуете по отношению к обидчикам и к жертве? Что движет подростками?

4. Как вы думаете, мог ли герой избежать столкновения? Почему?

5. Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

6. Прочитайте притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы понимаете смысл этой притчи?

Текст 4. Ситуация 4 (по тексту Н. Дашевской «Весенняя соната»)

Переезжать не хотелось. Даже не просто не хотелось – просто не укладывалось в голове, что они вот так возьмут, и уедут. Насовсем. И никогда сюда не вернутся…

Лишь когда грузчики вынесли на ремнях пианино, и за ним обнаружился квадрат тёмных обоев – только тогда Лёлька поняла: да, на самом деле уезжают. Насовсем. Переезжают к дяде Лёне – и у мамы с ним теперь начнётся совсем другая, новая жизнь. Но почему для этого нужно было разваливать её собственную жизнь, Лёлькину?! Её даже и не спросил никто…

 Новый дом, новая школа – ничего здесь ей не нравилось. Даже своя комната – впервые по-настоящему своя! – казалась чужой. С видом на гаражи… И каштаны здесь не растут. Лёльке здесь плохо. Плохо! – и она купила в переходе чёрную куртку с черепом во всю спину. Оказалось – очень удобно; на любую погоду. Назвала её «моя черепуха» и носила, не снимая. Джинсы – подарок дяди Лёни – порезала ножницами. Ещё постриглась – совсем. То есть абсолютно, под «ноль». Мама всё молчала, только когда увидела лысую Лёлькину голову – кажется, заплакала. Ну и пусть – у неё теперь своя жизнь, а у Лёльки – своя.

Вопросы и задания

1.Прочитайте текст. О чём он заставляет задуматься?

2. Что такое конфликт? Закончите предложение: «Конфликт-это...».

3. Знакома ли вам ситуация конфликта с родителями? Какие чувства вы испытывали при этом? Как преодолели этот конфликт?

4. Каковы, на ваш взгляд, основные источники конфликтов родителей с детьми-подростками?

5. Какие, на ваш взгляд, качества и умения необходимы для успешного разрешения конфликтов?

6.Считаете ли вы, что в конфликте с родителями необходимо уметь договариваться? Приведите аргументы «за» и аргументы «против».

7. Прочитайте высказывание известного американского писателя Марка Твена.

«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлён, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».

Почему так изменилось с возрастом отношение Марка Твена к его отцу?

8. Попробуйте разработать «Золотые правила» общения детей и родителей.

Текст 5. Ситуация 5 (по тексту Илги Понорницкой «Подросток Ашим»)

У Лёхича никто не спросил, хочет ли он из школы в лицей. В каникулы после седьмого класса мама заставила приёмные экзамены сдать. Он сам не знал, как смог написать математику, и по физике он, как ни дрожал, на вопросы ответил. Учитель старенький был, у него в глазах слёзы стояли. Так бывает, что глаза сами слезятся. А Лёхичу казалось, что это учителю его жалко, что он такой несуразный.

Лёхич и не объяснил бы, откуда видно, что они все другие, не такие, как он. Ребята из очереди пришли из какой-то другой жизни, в которой — хошь в Англию, хошь — в Америку на каникулы, где никто не кричит на тебя из-за денег. Вообще никто никогда не кричит.

Все мальчики были в отглаженных строгих костюмах. И Лёхичу мама тоже отгладила пиджак и штаны, а сначала долго чистила щёткой и говорила: «Ты сам уже должен, я уже не должна прикасаться…» И он был в специально купленной белой рубашке — но отчего-то ему казалось, что и рубашка на нем другая, и это всем видно…

Пока Лёхич стоял в очереди на собеседование, ему хотелось убежать вон отсюда по коридору. У выхода за конторкой охранник сидел. Лёхич и мимо охранника не хотел, чтобы у всех на виду. Он за какой-нибудь из дверей в пустом классе бы пересидел, пока все разойдутся.

Так нет, стой ни живой ни мёртвый в толпе, не подпирай стенку, не слушай, кто что выучил, а что нет. Не обращай внимания, как в тебя страх входит, как нижняя губа начинает прыгать. Она всегда так, когда Лёхич волнуется.

Вопросы и задания

1.Прочитайте текст. О чём он заставляет задуматься?

2. Знакомы ли вам переживания героя текста? Возникали ли у вас подобные мысли? Когда? Как вы с ними боролись?

3. Немецкий писатель и мыслитель Гёте писал: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял всё». Как вы понимаете это высказывание? Что такое, по-вашему, вера в себя? Почему нужно верить в себя?

4. Попробуйте составить советы на тему «Как поверить в себя». Какие из них вы проверили на себе?

5. Прочитайте притчу о двух птицах.

Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток. Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и отдалась на волю провидения. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Разлетелись перья в разные стороны, как символ безволия. Другая же птица распрямила крылья, вытянула голову, расправила грудь и полетела навстречу ветру. Когда воздушная круговерть осталась позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе, и поняла она, что теперь она может лететь даже к солнцу.

В чём смысл этой притчи? Попробуйте самостоятельно сформулировать нравоучительный вывод из неё.

6. А вот как звучит настоящий вывод из притчи о двух птицах:

В минуты трудных испытаний нельзя складывать крылья – судьба не жалует слабых, она разбивает их при первой возможности. Нужно расправлять крылья и лететь навстречу буре! Тогда буря под натиском силы разобьется о каменную волю и разлетится слабыми перьями воздушных потоков!

Совпадает ли идея вашего вывода и вывода, сформулированного создателем притчи? Почему?

 

Список использованной литературы

  1. Вахромов Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: Побег из дома/ Е. Вахромов //Прикладная психология и психоанализ.- 2000.- №4.- С.39.
  2. Галюкова М. Детская депривация как фактор насилия в современном обществе/М. Галюкова // Alma mater.- 2006.- №9.- С.40.
  3. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодёжи в контексте социальной ситуации/А.Ю.Дроздов //Социс- 2003.- №4.
  4. Цыбулько И.П., Малышева Т. Н., Швецова Е. В. Типовые задания ОГЭ по русскому языку-2016.// Национальное образование, 2016 г.