К экзамену
Во время итогового собеседования

Подготовка к ГИА по литературе в 9 классе – сложный процесс. Объём прочитанных произведений большой, необходимо помнить не только сюжет произведений, имена героев и их поступки, но и много литературоведческих терминов.

Предлагаем примеры разбора заданий по блокам, структурированная информация и ответы будут полезны выпускникам 9-х классов. Кроме того, можно эти задания использовать и в 8 классе, когда изучаются повести «Шинель» Н.В. Гоголя и «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.

Рассмотрим сначала задания по прозаическим фрагментам. 

Читаем предложенный текст.

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...

Н.В. Гоголь «Шинель»

Знакомимся с заданиями:

1.1. Какие приёмы использует писатель для создания ощущения неизменности и однообразия жизни Башмачкина?

1.2. Каким предстаёт характер Башмачкина в приведённом фрагменте?

Давайте выделим ключевые слова в задании 1.1. Среди ключевых слов найдём такие: приёмы (несколько, а не один), неизменность (жизнь постоянна, не меняется), однообразие (жизнь течёт день за днём одинаково).

Затем дадим ответ на предложенный вопрос, используя развёрнутые 5 предложений с опорой на текст Гоголя:

В жизни мелкого чиновника Акакия Акакиевича ничего не меняется, и сам он давно уже смирился с этим. Для того чтобы обратить на это внимание читателя, Н.В. Гоголь во время описания служебной карьеры героя использует лексические повторы, пугающие своим постоянством: та же должность, то же положение, одно и то же место. Изменениям нет места в жизни Башмачкина. И хочется ему, чтобы его оставили в покое и не трогали. Его и так почти не замечают. Писатель говорит, опираясь на сравнение, что сторожа не обращали внимания на появление Акакия Акакиевича, «будто бы через приёмную пролетела простая муха». Башмачкин проживает свою жизнь несколько однообразно, он человек «без прошлого и будущего», никак не реагирующий на всё происходящее вокруг: «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме».

Обратимся к заданию 1.2. В ответе на вопрос: Каким предстаёт характер Башмачкина в приведённом фрагменте? – нужно дать описание черт характера героя, опираясь на примеры из текста.

Автор неслучайно назвал своего героя Акакий Акакиевич. В переводе с греческого это имя означает «незлобивый, не делающий зла». И действительно, Башмачкин наделён данным качеством вдвойне. Он кроток, не обращает внимания на обидные шутки и не отвечает, когда молодые сослуживцы не стесняясь смеются над ним. Лишь иногда Акакий Акакиевич, если его сильно отвлекали от дела, говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Можно сказать, что он любит свою работу, заключающуюся в переписывании документов: никогда не делает ошибок, не пропускает службу, не отказывается от данных ему бумаг. Никто не знал каких-либо подробностей его жизни. У тихого и одинокого Башмачкина не было близких людей.

 

 Читаем ещё один текст.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?., боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принуждён он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут — колокольчик!., и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

1.3. Сопоставьте приведённый фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Шинель» с фрагментом из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Рассказ в этих произведениях ведётся от лица повествователя. Какие сходства и различия (в отношении к предмету рассказывания, в манере речи) есть у этих повествователей?

Для ответа на вопрос нам потребуется сравнить прочитанные два фрагмента и выяснить их сходства, найти различия в манере речи и отношении к героям у повествователей.

Тема «маленького человека» сближает произведения русских классиков. Акакий Башмачкин и Самсон Вырин являются мелкими чиновниками, принадлежат к низшему классу – 9 и 14 соответственно. Они примерно одного возраста, живут практически в одно и то же время. И сюжеты произведений похожи: оба «маленьких человека» остаются без того, что они больше всего любили: Башмачкин – без шинели, а Вырин – без дочери. Описания героев близки в том, что повествователи рассказывают о них с жалостью. Моменты, в которых описывается отношение других людей к ним («В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения… Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним» у Н.В. Гоголя и «Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову!» у А.С. Пушкина) вызывают у читателей сострадание. Однако Н.В. Гоголь в приведенном отрывке лишь с сочувствием рассказывает о жизни своего героя, а повествователь А.С. Пушкина открыто выражает своё личное отношение и симпатию к «маленькому человеку», говоря, что предпочитает их беседу, из которой можно узнать много интересного, «речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности».

 

Рассмотрим лирические произведения и задания к ним.

ВОЛНЫ И ЛЮДИ

Волны катя́тся одна за другою

С плеском и шумом глухим,

Люди проходят ничтожной толпою

Также один за другим.

Волнам их неволя и холод дороже

Знойных полудня лучей;

Люди хотят иметь души… и что же? –

Души в них волн холодней!

(М.Ю. Лермонтов, 1830—1831)

2.1. Какие чувства вызывает у поэта мир людей?

2.2. Как композиция стихотворения помогает автору раскрыть свой замысел?

 

Ответим на вопрос задания 2.1.

М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Волны и люди» сравнивает людей с волнами, ведь они, как и волны, «проходят ничтожной толпою также один за другим». Он говорит, что души у людей холоднее, чем у волн. Поэта возмущает бездушие и безразличие людей, он считает, что человеку нельзя быть таким холодным, бессердечным и ничтожным. Автор уверен, что нужно быть отзывчивым и внимательным, приносить пользу другим, думать не только о своих интересах, но и о других людях.

Обратимся к заданию 2.2. и ответим на вопрос.

Главный принцип, на котором основана вся композиция стихотворения, – сравнение. В первой строфе автор противопоставляет шум и плеск, сопровождающие движение волн, с бесшумным движением людей, однако указывает и на общую черту: и люди, и волны движутся «один за другим». Во второй строфе он сравнивает холодность людских душ с холодностью волн («души в них волн холодней»). Сравнение людей с холодными волнами раскрывает идею автора: лирический герой одинок среди холодной и равнодушной толпы, разочарован миром людей.

2.3. Со­по­ставь­те стихотворение М.Ю. Лер­мон­то­ва «Люди и волны» с приведённым ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем А.С. Пушкина «Буря». В чём схоже и чем раз­ли­ча­ет­ся изображение моря в этих произведениях?

БУРЯ

Ты видел деву на скале

В одежде белой над волнами,

Когда, бушуя в бурной мгле,

Играло море с берегами,

Когда луч молний озарял

Её всечасно блеском алым

И ветер бился и летал

С её летучим покрывалом?

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале

Прекрасней волн, небес и бури

(А.С. Пушкин, 1825)

 

Дадим ответ на вопрос задания 2.3.

Оба стихотворения относятся к пейзажной лирике, в них присутствуют и элементы философского размышления. Основная тема произведений общая – человек и водная стихия, однако море описано поэтами по-разному. А.С. Пушкин видит в нём символ новизны, называет его прекрасным, дополняя красивую природную картину образом девы:
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури...
А в произведении М.Ю. Лермонтова морские волны называются холодными и сравниваются с «ничтожной толпой» людей; поэт не восхищается этой стихией, она его угнетает. И настроение после прочтения стихотворений разное: «Волны и люди» оставляет печаль и смуту в душе, а после лермонтовской «Бури» ощущаешь надежду и веру в прекрасное.

 

Творческие работы


Кажется, что свободный выбор в любви очевиден. Но в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» такой выбор невозможен из-за длительной вражд...
Л.Н. Толстой не сразу нашёл название к этому рассказу. Сначала были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», потом «А вы говорите»....
Любовь! В ней всё тайна. Как она приходит, развивается, исчезает?.. ...
Имя Салтыкова-Щедрина, беспощадного сатирика и государственного деятеля, уникально и трагично. ...
О Некрасове школьники знают несколько фактов: трудная юность и способность устоять и отстоять свою самостоятельность. ...
Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» - это биографическая повесть авантюрного характера. ...