Главная
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Диктанты

Тексты с заданиями помогут подготовиться к контрольному диктанту с грамматическими заданиями.
Подробнее

Писатели

Расширяем свои представления о жизни и творчестве писателей, чтобы глубже понять их произведения.
Подробнее

Художники

Входим в мастерскую художников и открываем для себя самобытный мир искусства.
Подробнее

Устное собеседование в 9 классе

Чтобы выяснить объективно, как прошла апробация устного собеседования, на заседании МО задали своим коллегам ряд вопросов.

Среди вопросов были такие:

- какие трудности выявляет апробация?

- какие задания ИС наиболее сложны для учеников?

- как помогаете детям справиться с волнением?

- какие недочеты в организации ИС выявила апробация?

- как предупредить типичные ошибки и недочеты школьников?

- на что обратить внимание экзаменатору-собеседнику?

- что учесть эксперту?

- прибегаете ли к переслушиванию аудиозаписей ответов экзаменуемых? в каких случаях?

- какие методические советы адресуете коллегам?

В опросе принимали участие как экзаменаторы-эксперты (учителя русского языка и литературы), так и экзаменаторы-собеседники из числа учителей-предметников: учителя математики, истории, иностранных языков, географии, сотрудник школьной библиотеки.

Апробация выявила, что подготовка технических специалистов и экзаменаторов-собеседников целенаправленно местными органами образования не проводилась. Учителей, обладающих уровнем технического специалиста, в школе мало, у нас, например, это учителя информатики - 3 человека, учитель физики - 1, лаборант - 1, поэтому на 10 кабинетов приходилось по 2 техспециалиста, которые вели параллельно по 2 кабинета, едва успевая переходить из одного в другой, при этом шла запись и записывались, естественно, все скрипы дверей, хождения туда-сюда.

На 140 участников собеседования было выделено 10 аудиторий, которые по согласованному с учениками расписанию должны были принять по 14 человек.

Все экзаменаторы-собеседники испытывали волнение, так как нужно было успеть оформить бланки: увидеть, как ученик их правильно печатными буквами заполнил (это время нигде не учитывается, а уходило до 5 минут ещё до пуска записи!), а также сложно следить за временем и следовать инструкции (определённые слова собеседника должны быть обязательно произнесены!).

Нами была составлена памятка для экзаменатора-собеседника.

ПАМЯТКА

для экзаменатора-собеседника к итоговому собеседованию по русскому языку в 2019 году

 

  1. Приветствие.

- Здравствуйте! Присаживайтесь. Представьтесь, пожалуйста. Заполните бланк. Прослушайте инструкцию. (1-2 мин.)

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) - 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорите ясно и чётко, не отходите от темы. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов. Перед ответом на каждое задание не забудьте произнести номер задания.

  1. Подготовка. Чтение про себя (подготовка 2 мин).

- Назовите свою фамилию и отчество, номер варианта и номер задания, когда я включу аудиозапись. Давайте потренируемся до записи. Готовы? Итак, начинаем! (Включаем аудиозапись и записываем время начала экзамена).

Ученик называет свои ФИО.

- У вас есть 2 минуты, чтобы подготовить чтение данного текста. Приступайте. (Во время подготовки ученика экзаменатор-собеседник проверяет правильность заполнения бланка, записывает время начала экзамена, заполняет протокол, передает бланк экзаменатору-эксперту).

  1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Чтение текста вслух. Слушание, эмоциональная реакция на чтение. (2 мин.)

- Ваше время для подготовки истекло. Начинайте читать текст вслух. Перед чтением назовите номер задания.

 Ученик называет номер задания и читает текст вслух. (2 мин.)

- Молодец! Теперь нужно пересказать этот текст, включив в Ваш пересказ цитату. Можете делать записи в поле для заметок и пользоваться ими во время пересказа. На подготовку у вас есть 2 минуты.

  1. ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Пересказ. (2-3 мин.) Слушание, эмоциональная реакция.

- Ваше время для подготовки истекло. Начинайте пересказ текста. Назовите номер задания.

 Ученик называет номер задания и пересказывает текст. (2-3 мин.)

  1. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. Монолог.

- Прекрасно, теперь переходим к третьему заданию. Выберите одну из предложенных тем. (Даём листочек с темами). Ознакомьтесь с планом ответа. Ваше высказывание не должно занимать более 3 минут. Вы определились? У вас есть 1 минута, чтобы составить монологическое высказывание по данной теме.

- Ваше время для подготовки истекло. Слушаем. (2-3 мин.) Назовите номер задания.

Ученик называет номер задания и произносит монолог.

  1. ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ. Диалог. (2-3 мин.) Эмоциональная реакция на монолог ученика.

- Хорошо.

Плавно переходим к диалогу. Задаем вопросы с карточки. Поддерживаем беседу, чтобы избежать односложных ответов.

Ученик называет номер задания и отвечает на вопросы экзаменатора-собеседника.

Для того чтобы избежать односложных ответов, можно задавать дополнительные вопросы:

- Можешь рассказать подробнее? Как это связано с …? С чем можно сравнить это ощущение? В результате чего вы пришли к этому выводу?

  1. Выключаем запись. Записываем время окончания экзамена. Эмоциональная реакция.

Ученик должен расписаться в протоколе. Прощаемся. Общее время: не более 15 минут.

 

Экзаменаторы-эксперты предлагают:

- при оценивании заданий 1 и 2 надо развести критерии, искажения слов есть уже при чтении - 0, а при пересказе нет, и ребенок потерял балл, это некорректно и несправедливо. Эксперту трудно держать в памяти ошибки грамматические и речевые, если их приходится суммировать после завершения ответа. Не лучше ли развести их по каждому виду задания? Приходится вести дополнительно записи на своем уже черновике, делая пометки, это ведь непродуктивно.

- Задание №3( монолог) "привязано" к определенному количеству фраз - 10. Детей это, безусловно, смущает. Надо предлагать варианты или какой-то диапазон. Например, от 8 до 12 фраз. Чтобы выполнить этот монолог в расчете на количество предложений, дети забывали о логике и последовательности и связности изложения.

- Первое задание дети практически не выбирали: черно-белая фотография не позволяет реально описать предметы, даже описание репродукции картины в учебнике цветное. Почему нельзя ребенку предложить цветное фото, в школах есть цветные принтеры и одну эту картинку даже в 10 экземплярах, если 10 кабинетов, можно предлагать для описания. Черно-белые фото в век технологий! Это просто смешно!

- Как вести диалог? Как указано в методрекомендациях, "плавно" перейти к диалогу не представляется возможным, поскольку ребенок обязательно должен назвать номер задания. Три вопроса, которые предлагаются, должны иметь пояснительные вопросы или формулы, помогающие разговорить ученика.

- Что делать экзаменатору-собеседнику, если ребенок начал не первое задание, а растерялся и приступил сразу к пересказу и забыл о чтении? Можно ли ребенка остановить и попросить начать чтение? А если ученик разволновался и вообще замолчал? Можно ли его успокоить и поддержать, если запись идет потоком, паузу сделать в ней нельзя, иначе ответ будет считаться законченным.

- После апробации, а оно завершилось в 14 часов, прослушивание не использовали, кроме одной спорной ситуации. На прослушивание просто нет уже сил.

- Чтобы такой вид экзамена, как собеседование, прижился в школе, нужно вернуть риторику!

Времена года

В гармонии с природой и миром.
Подробнее

Мифы

Из мысли и мечты рождённый...
Подробнее

Обо всём

Про всё на свете.
Подробнее