Top.Mail.Ru
Повтор или анафора?
Ученику

За обычный повтор слов в тетрадке на полях выносится речевая ошибка. Так происходит, когда автор сильно увлечен и просто не видит неоправданного повторения или же не умеет использовать синонимы для замены одинаковых слов.

Но чаще повтор используется как выразительное средство языка. Виды повтора многочисленны. Он встречается в поэзии и прозе:

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

(М.Ю. Лермонтов)

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –

В твоей тоске, о, Русь!

(А.А. Блок)

Татьяна Петровна привыкла и к городку и к чужому дому. Привыкла к расстроенному роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах, изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны.

(К.Г. Паустовский)

Многократные повторы помогают создать дополнительный ритм, передают движение, позволяют преодолеть монотонность:

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

(А.А. Блок)

Рассмотрим виды повторов. Если повторяются звуки, то это звуковой повтор. Повтор согласных звуков называется аллитерацией:

ГРозой снесенные мосты,

ГРоба с Размытого кладбища.

***

Швед, русский колеТ, рубиТ, режеТ...

(А.С. Пушкин)

Повтор гласных звуков - это ассонанс:

ВсЕ мы, всЕ мы в этом мирЕ тлЕнны,

Тихо льётся с клёнов листьЕв мЕдь… (С.А. Есенин)

Сочетание аллитерации и ассонанса:

И в СУмУ его пУСтУю

СУют грамотУ другУю…

(А.С. Пушкин)

Встречаются даже повторы морфем и частей сложных слов:

ПРОзвучало над ясной рекою,

ПРОзвенело в померкшем лугу,

ПРОкатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

(А.Фет)

ЧЕРНОглазую девицу.

ЧЕРНОгривого коня!

(М.Ю. Лермонтов)

Повтор лексический в самом начале строки является стилистической фигурой – анафорой (образовано от древнегреческого слова «anaphora», что означает «вынесение вверх»):

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…

Не гнетёт немая млечность
Не тревожит звёздный страх…

Всё в них благостно и свято,
Всё тревожное светло.

(С.А. Есенин)

Анафора может быть в строке или строфе стихотворения, прозаическом отрывке:

«Всё моё», – сказало злато;

«Всё моё», – сказал булат.

«Всё куплю», – сказало злато;

«Всё возьму», – сказал булат.

(А.С. Пушкин)

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

(М.Ю. Лермонтов)

И чем сильней спадают с кручи,

Тем пенистей водоворот,

Тем сокровенней лад певучий

И выше светлых брызгов взлёт…

(В. Ходасевич)

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

(А.А. Блок)

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи, —

Храни меня, мой талисман. 

 

В уединеньи чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.  

(А.С. Пушкин)

«Тишина!» — шепнула белая поляна.

«Тишина!» — вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель.

 

Переплёт теней вдоль снежного кургана…

Хлопья медленно заводят карусель,

За опушкой — тихая метель,

В небе — мутная, безбрежная нирвана…

 

«Тишина!» — качаясь, шепчет ель.

«Тишина!» — вздыхает белая поляна.

(Саша Чёрный)

Анафоре противоположна стилистическая фигура «эпифора» (от древнегреческого слова «epiphora» – прибавление), то есть повторение слов, словосочетаний в конце строки.

Подхват (от древнегреческого «анадиплосис») – стилистическая фигура, состоящая в повторении слов так, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части.

Белым былкрасным стал:

Кровь обагрила.

Красным былбелым стал:

Смерть побелила.

(М. Цветаева)

Когда слово или сочетание слов в конце строки выносится в начало строки, этот приём называют подхватом или анадиплосисом (от греческого «anadiplosis» – «удвоение»). Фразы перетекают одна в другую и создают напевность:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

(К. Бальмонт)

Сочетание повтора в первой строке и в конце:

...Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!

(А.А. Блок)

Синтаксический повтор – это синтаксический параллелизм:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

(А.С. Пушкин)

Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

(В. Хлебников)

Повтор служебных слов, например предлогов или союзов, называется многосоюзием или полисиндентоном (от греческого «polysyndeton», где «poly» – «много», «syndenton» – «связь»). Нанизывание слов или частей предложений с помощью союзов подчеркивает грандиозность общего вида, выделяет элементы из ряда.

Повтор предлогов:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле…

(А. А. Блок) 

Повтор союзов:

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют…

(М.Ю. Лермонтов)

И ходят дождевые облака,

И свежим ветром в сером поле дует,

И сердце в тайной радости тоскует,

Что жизнь, как степь, пуста и велика.

(И.А. Бунин)

Один из видов повтора – рефрен. Он появляется в определенном месте как напоминанием о чём-то важном, например в «Слове о полку Игореве…»: О Русская земля! Ты уже за холмом.

В ХХ веке изящные рефрены переместились в поэтические жанры – триолеты и рондо:

Трёхцветный триолет

Пойдём, Маруся, в парк; оденься в белый цвет
(Он так тебе идёт! ты в белом так красива!)
Безмолвно посидим на пляже у залива, —
Пойдём, Маруся, в парк; оденься в синий цвет.
И буду я с тобой — твой рыцарь, твой поэт,
И буду петь тебя восторженно-ревниво:
Пойдём, Маруся, в парк! Оденься в алый цвет:
Он так тебе к лицу! ты в алом так красива!

(И. Северянин)

Рондо о поцелуях

Её уста сближаются с моими
В тени от барбарисного куста
И делают все чувства молодыми
Её уста.
И снова жизнь прекрасна и проста,
И вновь о солнечном томится Крыме
С ума сводящая меня мечта!
Обрадованный, повторяю имя
Благоуханное, как красота,
И поцелуями томлю своими
Её уста…

(И. Северянин)

Иной раз в строении строки повторяется начало и конец, и только середина меняется. Такая конструкция называется симплокой (от греческого «symploke» – «сплетение»):

Всё – только руку протяни – всё тут.
Всё – только пристальней взгляни – всё тут.
Всё – только крепче обними – всё тут.
И соловьи поют,
И поцелуй,
И хруст шагов в лесу…

(В. Луговской)

Образные повторы чаще всего встречаются в прозаических текстах. Повторы мотивов и ситуаций могут располагаться в разных частях: в начале, середине или конце. Повтор помогает автору сосредоточить внимание на повторяющихся деталях в характеристике или описании героя, например «халат» Обломова, «короткая губка» маленькой княжны в романе «Война и мир», а мотив «трусость» отражает разные точки зрения героев в оценке и восприятии этого порока.

Афраний: «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Левий Матвей: «...он разобрал слова: «большего порока... трусость». 

Понтий Пилат: «...трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: Это самый страшный порок».

Воланд: «Если верно, что трусость самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата».

Для чего же нужен повтор?

Среди его основных функций – привлечение внимания к определенным частям текста, способность передать мысль более точно и понятно, усилить её, добиться выразительности и, наконец, вызвать отклик в душе читателя.

Индивидуальное восприятие мира многие поэты воплощают в сборниках и циклах стихотворений, в которых единство обеспечивают тематические, смысловые повторы. Например, у А. Блока первое собрание сочинений состояло из трёх книг, включающих в себя 18 лирических циклов. Автор назвал его трилогией «вочеловечения».

Взаимосвязь видна и в венках сонетов, составленных В. Шекспиром, и в поэтическом цикле «Медальоны» И. Северянина, состоящем из ста сонетов, посвящённых поэтам, писателям, композиторам.

Повтор используется не только как средство для украшения речи. Он позволяет быстрее убедить, сильнее запомниться. И кроме орнаментальной и экспрессивной, он ещё выполняет стилеобразующую и текстообразующую функцию.

 

Литература

  1. Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. В.П. Нерознака. М., 1997.
  2. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен