За обычный повтор слов в тетрадке на полях выносится речевая ошибка. Так происходит, когда автор сильно увлечен и просто не видит неоправданного повторения или же не умеет использовать синонимы для замены одинаковых слов.
Но чаще повтор используется как выразительное средство языка. Виды повтора многочисленны. Он встречается в поэзии и прозе:
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
(М.Ю. Лермонтов)
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –
В твоей тоске, о, Русь!
(А.А. Блок)
Татьяна Петровна привыкла и к городку и к чужому дому. Привыкла к расстроенному роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах, изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны.
(К.Г. Паустовский)
Многократные повторы помогают создать дополнительный ритм, передают движение, позволяют преодолеть монотонность:
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
(А.А. Блок)
Рассмотрим виды повторов. Если повторяются звуки, то это звуковой повтор. Повтор согласных звуков называется аллитерацией:
ГРозой снесенные мосты,
ГРоба с Размытого кладбища.
***
Швед, русский колеТ, рубиТ, режеТ...
(А.С. Пушкин)
Повтор гласных звуков - это ассонанс:
ВсЕ мы, всЕ мы в этом мирЕ тлЕнны,
Тихо льётся с клёнов листьЕв мЕдь… (С.А. Есенин)
Сочетание аллитерации и ассонанса:
И в СУмУ его пУСтУю
СУют грамотУ другУю…
(А.С. Пушкин)
Встречаются даже повторы морфем и частей сложных слов:
ПРОзвучало над ясной рекою,
ПРОзвенело в померкшем лугу,
ПРОкатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
(А.Фет)
…ЧЕРНОглазую девицу.
ЧЕРНОгривого коня!
(М.Ю. Лермонтов)
Повтор лексический в самом начале строки является стилистической фигурой – анафорой (образовано от древнегреческого слова «anaphora», что означает «вынесение вверх»):
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…
Не гнетёт немая млечность
Не тревожит звёздный страх…
Всё в них благостно и свято,
Всё тревожное светло.
(С.А. Есенин)
Анафора может быть в строке или строфе стихотворения, прозаическом отрывке:
«Всё моё», – сказало злато;
«Всё моё», – сказал булат.
«Всё куплю», – сказало злато;
«Всё возьму», – сказал булат.
(А.С. Пушкин)
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
(М.Ю. Лермонтов)
И чем сильней спадают с кручи,
Тем пенистей водоворот,
Тем сокровенней лад певучий
И выше светлых брызгов взлёт…
(В. Ходасевич)
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
(А.А. Блок)
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
(А.С. Пушкин)
«Тишина!» — шепнула белая поляна.
«Тишина!» — вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель.
Переплёт теней вдоль снежного кургана…
Хлопья медленно заводят карусель,
За опушкой — тихая метель,
В небе — мутная, безбрежная нирвана…
«Тишина!» — качаясь, шепчет ель.
«Тишина!» — вздыхает белая поляна.
(Саша Чёрный)
Анафоре противоположна стилистическая фигура «эпифора» (от древнегреческого слова «epiphora» – прибавление), то есть повторение слов, словосочетаний в конце строки.
Подхват (от древнегреческого «анадиплосис») – стилистическая фигура, состоящая в повторении слов так, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части.
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
(М. Цветаева)
Когда слово или сочетание слов в конце строки выносится в начало строки, этот приём называют подхватом или анадиплосисом (от греческого «anadiplosis» – «удвоение»). Фразы перетекают одна в другую и создают напевность:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(К. Бальмонт)
Сочетание повтора в первой строке и в конце:
...Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!
(А.А. Блок)
Синтаксический повтор – это синтаксический параллелизм:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(А.С. Пушкин)
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
(В. Хлебников)
Повтор служебных слов, например предлогов или союзов, называется многосоюзием или полисиндентоном (от греческого «polysyndeton», где «poly» – «много», «syndenton» – «связь»). Нанизывание слов или частей предложений с помощью союзов подчеркивает грандиозность общего вида, выделяет элементы из ряда.
Повтор предлогов:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле…
(А. А. Блок)
Повтор союзов:
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…
(М.Ю. Лермонтов)
И ходят дождевые облака,
И свежим ветром в сером поле дует,
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика.
(И.А. Бунин)
Один из видов повтора – рефрен. Он появляется в определенном месте как напоминанием о чём-то важном, например в «Слове о полку Игореве…»: О Русская земля! Ты уже за холмом.
В ХХ веке изящные рефрены переместились в поэтические жанры – триолеты и рондо:
Трёхцветный триолет
Пойдём, Маруся, в парк; оденься в белый цвет
(Он так тебе идёт! ты в белом так красива!)
Безмолвно посидим на пляже у залива, —
Пойдём, Маруся, в парк; оденься в синий цвет.
И буду я с тобой — твой рыцарь, твой поэт,
И буду петь тебя восторженно-ревниво:
Пойдём, Маруся, в парк! Оденься в алый цвет:
Он так тебе к лицу! ты в алом так красива!
(И. Северянин)
Рондо о поцелуях
Её уста сближаются с моими
В тени от барбарисного куста
И делают все чувства молодыми
Её уста.
И снова жизнь прекрасна и проста,
И вновь о солнечном томится Крыме
С ума сводящая меня мечта!
Обрадованный, повторяю имя
Благоуханное, как красота,
И поцелуями томлю своими
Её уста…
(И. Северянин)
Иной раз в строении строки повторяется начало и конец, и только середина меняется. Такая конструкция называется симплокой (от греческого «symploke» – «сплетение»):
Всё – только руку протяни – всё тут.
Всё – только пристальней взгляни – всё тут.
Всё – только крепче обними – всё тут.
И соловьи поют,
И поцелуй,
И хруст шагов в лесу…
(В. Луговской)
Образные повторы чаще всего встречаются в прозаических текстах. Повторы мотивов и ситуаций могут располагаться в разных частях: в начале, середине или конце. Повтор помогает автору сосредоточить внимание на повторяющихся деталях в характеристике или описании героя, например «халат» Обломова, «короткая губка» маленькой княжны в романе «Война и мир», а мотив «трусость» отражает разные точки зрения героев в оценке и восприятии этого порока.
Афраний: «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Левий Матвей: «...он разобрал слова: «большего порока... трусость».
Понтий Пилат: «...трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: Это самый страшный порок».
Воланд: «Если верно, что трусость самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата».
Для чего же нужен повтор?
Среди его основных функций – привлечение внимания к определенным частям текста, способность передать мысль более точно и понятно, усилить её, добиться выразительности и, наконец, вызвать отклик в душе читателя.
Индивидуальное восприятие мира многие поэты воплощают в сборниках и циклах стихотворений, в которых единство обеспечивают тематические, смысловые повторы. Например, у А. Блока первое собрание сочинений состояло из трёх книг, включающих в себя 18 лирических циклов. Автор назвал его трилогией «вочеловечения».
Взаимосвязь видна и в венках сонетов, составленных В. Шекспиром, и в поэтическом цикле «Медальоны» И. Северянина, состоящем из ста сонетов, посвящённых поэтам, писателям, композиторам.
Повтор используется не только как средство для украшения речи. Он позволяет быстрее убедить, сильнее запомниться. И кроме орнаментальной и экспрессивной, он ещё выполняет стилеобразующую и текстообразующую функцию.
Литература
- Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. В.П. Нерознака. М., 1997.
- Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.