Top.Mail.Ru
Пишем без ошибок
Ученику

Пишем без ошибок

Писать без ошибок возможно. Следует только актуализировать и углубить знания.

Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может система нижеуказанных упражнений. Особенностью этих упражнений является то, что они акцентируют внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии новых словообразований и пунктуации.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Вот только обращаться с ним нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.

Грамота всегда ценилась на Руси, а грамотного человека уважали и в старину. Все знают, как трудно было жить тому, кто не умел читать и писать, не знал азбуки.

Существует множество специальных средств и тренинговых упражнений, занятных тестов для совершенствования орфографических навыков, развития орфографической зоркости. Познакомимся с некоторыми из них.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 1

«Правописание окончаний глаголов»

Вставьте пропущенные буквы.

«Мантры огородника»

Вы приготов…тесь собирать урожай, поэтому вспомн…те об инструменте, отправ…тесь в сарай и поищ…те грабли, обнаруж…те, наточ…те лопату, отремонтиру…те тележку. Если суме…те не прибить пальцы, то постро…те ящики. Когда вы их покрас…те и не измаж…тесь, то почувству…те себя настоящими огородниками. Вот вы наход…те друга-огородника и покида…те дом. Вы черт…те план, став…те задачи и начина…те работу. Вы поднима…те морковь, собира…те, груз…те ящики и тащ…те тележку. Вы вер…те в себя и не трат…те нервы, дел…те радость с другом, вместе бор…тесь с трудностями и слыш…те похвалу, наде…тесь на лучшее и всё получ…те.  

Еще один способ запомнить некоторые орфографические правила — графические и рифмованные ассоциации. Суть метода — видеть сходство формы букв и предметов или учить правило орфографии при помощи составления небольших по объему рифмованных стихотворений. Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

УПРАЖНЕНИЕ № 2

«Непроизносимые согласные»

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный — грусть,
Грустить не буду.
Грустный — «Т» не позабуду.

Поздно
Поздно — проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.

Помимо мнемотехнических приемов улучшения орфографической зоркости существует еще один способ улучшить состояние собственной орфографической карты.

Этимология слова — помощница орфографии. Изучая иностранные языки, практикуясь в их освоении можно освоить правописание иностранных  по происхождению слов, а также новых слов, с невероятной быстротой прибывающих в русский язык на современном этапе

 

УПРАЖНЕНИЕ № 3

«Этимология и орфография»

Ответьте на вопросы. Запишите ответы. Проверьте себя по орфографическому словарю.

  1. Все вы знаете, как будет по-французски слово «гриб». Этим словом мы называем самые «магазинные» грибы. Так как же? Напишите. (Шампиньон)
  2. Скажите по-французски «круг», если для нас это этап какого-либо соревнования или этап в выборах. Напишите. (Тур)
  3. Скажите по-французски «туз», если для нас это первоклассный лётчик или большой мастер своего дела. Напишите. (Ас)
  4. Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна? Напишите. (Немо)
  5. Скажите по-французски «украшение», если это украшение полагается к мясу или рыбе. Напишите. (Гарнир)
  6. Скажите по-французски «вспышка», «молния», если для нас это пирожное из заварного теста с кремом внутри. Напишите. (Эклер)
  7. Вы приехали в Италию, но не знаете языка страны. Какой овощ вы можете купить, вспомнив известную итальянскую сказку? Произнесите его название на русском и итальянском языке. Напишите его. (Лук — чиполло. «Приключения Чиполлино» Джанни Родари)
  8. Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем выдающихся музыкантов, живописцев и шахматистов. Напишите. (Маэстро)
  9. Скажите по-английски «разведчик», если для нас это слово сейчас обозначает члена детской или юношеской организации, воспитывающей подростков путём познания природы, ремесла и игр. Напишите. (Скаут)
  10. Скажите по-английски «мощная бомба», если её мы можем видеть каждый день с экрана телевизоров и кинотеатров. Напишите. (Блокбастер)
  11. Скажите по-английски «лисий шаг», если для нас это американский бальный танец. Напишите. (Фокстрот)
  12. Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. Напишите. (Фламинго)
  13. Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина. Напишите. (Манекен)
  14. Скажите по-латыни «в другом месте», если это общеизвестный юридический термин. Напишите. (Алиби)
  15. Скажите по-латыни «дважды», если это слово мы часто кричим в театре. Напишите. (Бис)

 

УПРАЖНЕНИЕ № 4

«Правописание проверяемых безударных гласных»

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Дядя Вася.

Деревенский огород ст..р..жил старенький дядя Вася. Он был ст..р..жилом нашей деревни. В молодости он сост..ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв..тил своей машине. Разв..вался сам и разв..вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв..вался флажок ударника. Так люди просл..вляли героя труда.

Теперь дядя Вася сост..рился и сост..вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но только он не прим..рился со старостью, а однажды вечером вдруг стал прим..рять теплый ватник и зар..жать ружье, потом посв..тил себе фонариком и ушел в ст..рожку. Уже успел пос..деть, а без работы с..деть не научился. Каждый день то грядку вскопает, то всходы моркови или свеклы прор..дит. Вся деревня бл..госл..вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 5

«Правописание проверяемых безударных гласных»

Отметьте слова, НЕ соответствующие заданному написанию:

А Препод…вать, док…зать, оп…здать, сокр….щать, сост…ять, усл…ждать, выр…жать, вып..дать,  заб..влять, исп..ряться, ум…рить (голодом), п…рхать, ок…ченеть, оп..лить, ост..новить (5 слов);

О К..чевать, раст..ргать, сопров..ждать, огр…ждать, ув…жать, взгром..здиться, выр…ждаться, погл…щать, об…няние, совп…дать, завор…жить, уг…сать, спл..титься, благосл…влять (5 слов);

И Зас..деться, покол…бать, впеч…тление, прор…дить (всходы), ув…дание (цветов), изобл..чать, посв…щать (стихи), разв…ваться (на ветру), рассв..репеть, отл..пать, м..новать, исч..слять, прибл…жать, восх..щать, зар…дить (ружье) (7 слов);

Е Вп..чатление, изн..могать, подж..дать, соразм..рять, пос..щать, изв..нять, обв..сать, зас..дать, оч..ровать, усм..рить, ув..нчать, поч..нить, обл..кать, соед..нять, исц..лять (7 слов).  

 

УПРАЖНЕНИЕ № 6

«Слова с непроверяемыми гласными и согласными»

Вставьте пропущенные буквы

На до(с,щ,сч)атой те(р,рр)а(с,сс)е бли(з,с)конопля(н,нн)ика жена под(ь,ъ)ячего весну( щ,сч,шч)атая (А,О)гри(п,пп)и(н,нн)а Са(в,вв)и(ч,ш)на и(с,з)по(д,т)т(и,е)шка по(д,т)ч(е,и)вала ко(л,лл)ежского а(с,сс)е(с,сс)ора А(п,пп)о(л,лл)о(н,нн)а Гр(и,е)горьевича в(и,е)н(и,е)гретом и проч(ь?)ими я(в?)ствами.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 7

«Правописание приставок и частей слова ПРЕ и ПРИ»

Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение, сопоставив с правым столбиком.

Президент                                          преобладать        

Превалировать                                   актриса

Престиж                                             повторный случай

Привилегированный                           список цен 

Прейскурант                                      первый спектакль

Премьера                                           глава государства

Примитивный                                     простой

Примадонна                                       на особом положении

Претензия                                          важность

Прецедент                                         недовольство

 

УПРАЖНЕНИЕ № 8

«Правописание Н и НН в различных частях речи»

«Рецепт». Одна или две Н?

Сви…ой копче…ый окорок, сырокопче…ая колбаса, вяле…ый лещ, неразреза…ый банан, недореза…ый хлеб, вчетверо сложе…ый лаваш, недопече…ый пирог, мороже…ое с заспиртова…ой вишенкой посередине, украше…ый джемом торт, перепели…ые яйца, маринова…ые корнишоны, устрицы в лимо…ом соусе, жаре…ая курица, жаре…ый в масле картофель, нежаре…ая рыба, необжаре…ый сваре…ый кофе, недожаре…ые блины, пече…ая тыква, запече…ая масле…ая ромовая баба, клюкве…ый морс,  вскипяче…ое молоко остуже…о и пода…о к ужину, но предпочтение отда…о топле…ому, которое вкуснее кипяче…ого, присоле…ый арахис, консервирова…ые фрукты, высококачестве…ые излюбле…ые сладкие газирова…ые напитки, которые доставле…ы в отдел и мгнове…о распрода…ы, соле…ые фисташки, кале…ые лесные орехи, обжаре…ая колбаса, витами…ый чай, жева…ый пирог, мелко кроше…ые орехи.

Комментарии

Одна Н пишется:

1.Если прилаг. образованы при помощи суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН- (песчаный, серебряный) Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный

2.Если прилаг. образованы без суффиксов (зеленый (зелень)) Запомните: юный, румяный, свиной, единый, пряный

3.Если прилаг или прич.. образованы от глаголов без приставок (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (вязаный, некошеный) Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный.

 Две Н пишется:

1.Если прилаг. образованы с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН- (торжественный). Искл.: ветреный (но: безветренный).

2.Если прилаг. образованы от сущ. с основой на Н (старинный (старина), карманный (карман).

3.Если прилаг. и прич. образованы от глаголов с приставками (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН: связанный, скошенный, построенный).

4.Если есть суффикс -ОВА-, -ЕВА- (организованная экскурсия, корчеванный лес). Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс).

5.Если есть зависимое слово (плетенная из прутьев).

6.Если прилаг. и прич. образованы от глаголов сов. вида (решенная). Искл.: раненый.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 9

«Правописание Н и НН в различных частях речи»

Вставьте Н и НН, обозначайте условия написания.

СЛУЧАЙ В ПОЛИКЛИ…ИКЕ

Изране..ый солдат-труже…ик, муче..ик, вовсе не моше..ик, мужестве..о перенеся назначе..ую ему и сдела..ую операцию, постепе..о поправляется, хотя прикосновения к его ране..ой руке все еще для него неприятны. Здоровье больного после операции сильно  подорва…о, и потому ему прописа...ы витами..ые чаи, особе.. о це…ые для ослабле..ого болезнью организма. Медсестра, ухаживающая за больным, сказала нечто неприятное для него, и все смотрят на нее так удивле..о, потому что удивле..ы неожида..ым открытием -столь резкие выражения она обычно не употребляла, ведь, сорвавшись с языка сказа..ого или бра…ого слова не воротишь. Казе..ое имущество больницы было расхище..о средь бела дня, и никто из персонала своевреме..о на это не  отреагировал, что неестестве…о и ничем не может быть объясне…о и оправда…о.

Сотрудниками следстве…ой группы легкомысле..о и ветре..о упуще..а единстве…ая це..ая улика против непойма..ого преступника:  он оставил свои «пальчики» не на дверце бронирова..ого сейфа,  где их ожидали найти,  а на приотворе..ой двери сте..ого шкафа. Хорошо, что у солдата и медсестры были запута..ые отношения, ведь солдат на самом деле оказался племя..иком известного миллиардера и обеспечил поликли..ику необходимым уценен..ым оборудованием после того, как все документы были оформле..ы.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен