Главная
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.

Диктанты

Тексты с заданиями помогут подготовиться к контрольному диктанту с грамматическими заданиями.
Подробнее

Писатели

Расширяем свои представления о жизни и творчестве писателей, чтобы глубже понять их произведения.
Подробнее

Художники

Входим в мастерскую художников и открываем для себя самобытный мир искусства.
Подробнее

Что же оно обозначает? Как понять его смысл, если на минутку отвлечься от лингвистической терминологии?

Попробуем всмотреться в слово, вдуматься, попытаемся прочувствовать его исконный смысл, понять его место в нашей жизни, рискнем порассуждать по-настоящему, что же такое «местоимение». А для этого будем использовать метод сократической беседы.

Сразу становится ясно, что кто-то имеет какое-то место и право на владение этим местом, что и буквально обозначает слово «местоимение».

- Всё просто. Всё понятно. Ответ готов.

- Подождите. Кто владеет местом?

- Кто-то! Не важно, кто. Я, ты , он, она, они… Не важно, кто именно. Важно, что владеет. Имеет власть.

- Каким местом владеет этот гипотетический кто-то?

- Этим.

- Но это моё место. Я здесь нахожусь, а не гипотетический кто-то.

- Значит, другим местом. Вон тем…или… каким-нибудь таким, которое вокруг него… или вовсе никаким.

- Как это «никаким»? Что тогда такое «местоимение»?

- Может быть, вообще всё обстоит совсем по-другому! Может быть, это место владеет чем-то.

- Чем место может владеть?

- Тем, что в этом месте находится или внутри этого места. Например, тобой.

- Никто мной не владеет. Я свободный человек!

- Конечно свободный! Естественно, человек! Землянин, россиянин, курянин, семьянин, мамин, папин, – одним словом, наш человек.

- Как это – наш?

- Так. Просто: мой, твой, её – наш. Ты же не ничейный, ни чужой. Ты – свой. Ты – наш.

- Все не так. Всё наоборот: я-то свой, но это вы все мои. И родина моя и земля тоже моя.

- А что же тогда моё? А где я тогда? И вообще, зачем я тогда, если ничего не имею? Не справедливо! Если я есть, если Бог создал меня, значит, я существую. А раз я существую, значит, я тоже имею право.

- Право на что?

- На всё! Право жить. Право иметь. Право иметь место в этом мире. Моё место. Место, в котором я имею всё. Здесь и родина – моя, и воля – моя, и закон – мой.

- А Бог?

- И Бог тоже мой.

- Бог – Он всех сразу. Он не может быть чьим-то…

- А вот и может. Вот и может. Он – мой.

- Нет не твой! Это ты – Его.

- Он – мой!

- Это – Оно! Вот оно.

- Что оно?

- ОНО здесь. Оно – это место…

-  Место встречи изменить нельзя. Здесь и сейчас – это поле битвы, пространство столкновения.

 - Это именно то место в рассуждении, на котором спотыкаются и ощущают падение все те люди, которые по каким-то причинам не смогли утвердить в своей душе и в своем разуме реальный смысл слова «местоимение».

- Это место моей победы над тобой, победы прогресса над косностью авторитетов.

- Это место потери смысла. Видимо, «местоимение» остро нуждается в сущем – в том, что существует, в существительном. Если человек принимает Бога, как сущее, для него наши лингвистические игры представляются, наполненными смыслом, который существенен для понимания взаимоотношений существительного и местоимения.

Дело в том, что они взаимодействуют как Бог Сущий Творец мира и Адам сотворенный, как неконкретный образ обобщенного человека, имеющего место в реальной земной действительности. Как в языке местоимение часто ради краткости стремится заменить существительное, так в современной реальности человек стремится заместить Бога во многих вопросах.

- Бог предстаёт пред нашим разумом как нераскрытая тайна. Это загадка не только разума, но и реального бытия. До сих пор является тайной, как младенцы понимают и осваивают местоимения «Я», «ты», «он – она», «мы – они».

Вы не задумывались, почему слово «много» – это и местоимение, и наречие, и категория состояния, а «один» почти всегда – числительное. Казалось бы, и «один», и «много» должны отражать понятия одного смыслового поля, одной категории, принадлежать одной части речи, ведь ребенок усваивает дилемму: «один – много», которая открывает ему путь к количественному счету, к арифметике и рациональному мышлению.

Миллионы детей успешно ежегодно для себя разрешают эту проблему, но – как именно, мы не знаем. Наука не знает. Позже или параллельно с этим ребенок осваивает другую проблему: понимание  и оперирование понятиями «много – мало», причем один исключается из понятия «мало», ведь  при усвоении   «много – мало» ребенок размышляет над категорией достаточности, а вовсе не количества.

«Один» в русском языке утратил категорию сущности, которая сохраняется в словах «единый», «единственный»,  «единица». Полное, всестороннее понимание того, что такое единство, возникает в сознании человека, только после того, как однажды он вдруг поймет и поместит в сердце своём: что такое целостность, что такое целое. Единица, как она ни мала, но всё же обладает целостностью, а «один» – нет. «Один» обладает лишь тоскливым одиночеством, потому что он – один.

Даже в том случае, если «один» - это первый в череде многих других, он ухитряется испытывать тоску отчужденности от всех, от праздника и любого другого действия, которое происходит вокруг. «Один» – всегда часть того, что только подразумевается целым, часть семьи, часть коллектива, часть праздника.

«Один» может гордиться тем, что он первый среди прочих, но он потому и один, что не мыслится вместе с другими, в единстве общего, в единстве того, что реально является целым: будь это спектакль или яблоко. Заметьте, вместе с другими – это значит – все в одном месте.

А «один» приобрел отдельное от всех – первое место, он – первый, но потерял своё родное место – в единстве со всеми, не видит свою часть в одном множестве, часть в семье. Потерял часть себя – потерял счастье. Возможно, поэтому и перестал себя ощущать личностью – чувствовать себя «единицей», утратил свою сущность, свою целостность, своё достоинство творения Божьего. «Один» – забыл Бога в гордыне своей.

Значит ли, что «местоимение», это тот, кто не мыслится без места, в котором пребывает, или то, что является свойством, категорией, присущей данному месту, которое переносится на личность. Вот уж действительно: «не место красит человека, а человек место». В этом контексте задачей каждого из нас является понять, что во мне главное: «Я», которое обладает своей личностью, или личность, которая владеет всем: своим «Я», и, собственно, всем тем, что считает эта личность «своим»: местом, где размещается это своё «Я», целостностью, смыслом и единством этого существования.

Все гораздо проще: местоимение – это то, что принимается ВМЕСТО ИМЕНИ.

Имя говорит многое о человеке, который его носит. Если человека в какой-то определённой ситуации называют не по имени, а любым другим способом (например, по номеру или по нику), мы понимаем, что ситуация больше этого человека, ситуация командует и управляем им так, что он действительно теряет свое собственное имя и может потерять своё человеческое достоинство. Тот, кто изначально не имеет имени, –  это тот, кого не существует. Это страх, фантом, иллюзия, ложь. Не существует то, чему человек не может дать имени.

Удивительный парадокс человеческого самосознания существует в культуре, присутствует в каждом языке и даже является существенным персонажем Библейской истории. Это парадокс в том, что тот, кто не существует, претендует на существование. Тот, кто не имеет имени, жаждет получить всё вместо ИМЕНИ. Он готов потерять своё имя, ради того чтобы возвыситься над всем сущим. Это символ пустоты, эмблема никчемности, кличка сатаны.

Лингвистика, изучение русского языка  –  воистину один из самых прямых и самых увлекательнейших путей познания Истины.

Времена года

В гармонии с природой и миром.
Подробнее

Мифы

Из мысли и мечты рождённый...
Подробнее

Обо всём

Про всё на свете.
Подробнее