Ученику
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

За обычный повтор слов в тетрадке на полях выносится речевая ошибка. Так происходит, когда автор сильно увлечен и просто не видит неоправданного повторения или же не умеет использовать синонимы для замены одинаковых слов.

Но чаще повтор используется как выразительное средство языка. Виды повтора многочисленны. Он встречается в поэзии и прозе:

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

(М.Ю. Лермонтов)

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –

В твоей тоске, о, Русь!

(А.А. Блок)

Татьяна Петровна привыкла и к городку и к чужому дому. Привыкла к расстроенному роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах, изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны.

(К.Г. Паустовский)

Многократные повторы помогают создать дополнительный ритм, передают движение, позволяют преодолеть монотонность:

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

(А.А. Блок)

Рассмотрим виды повторов. Если повторяются звуки, то это звуковой повтор. Повтор согласных звуков называется аллитерацией:

ГРозой снесенные мосты,

ГРоба с Размытого кладбища.

***

Швед, русский колеТ, рубиТ, режеТ...

(А.С. Пушкин)

Повтор гласных звуков - это ассонанс:

ВсЕ мы, всЕ мы в этом мирЕ тлЕнны,

Тихо льётся с клёнов листьЕв мЕдь… (С.А. Есенин)

Сочетание аллитерации и ассонанса:

И в СУмУ его пУСтУю

СУют грамотУ другУю…

(А.С. Пушкин)

Встречаются даже повторы морфем и частей сложных слов:

ПРОзвучало над ясной рекою,

ПРОзвенело в померкшем лугу,

ПРОкатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

(А.Фет)

ЧЕРНОглазую девицу.

ЧЕРНОгривого коня!

(М.Ю. Лермонтов)

Повтор лексический в самом начале строки является стилистической фигурой – анафорой (образовано от древнегреческого слова «anaphora», что означает «вынесение вверх»):

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…

Не гнетёт немая млечность
Не тревожит звёздный страх…

Всё в них благостно и свято,
Всё тревожное светло.

(С.А. Есенин)

Анафора может быть в строке или строфе стихотворения, прозаическом отрывке:

«Всё моё», – сказало злато;

«Всё моё», – сказал булат.

«Всё куплю», – сказало злато;

«Всё возьму», – сказал булат.

(А.С. Пушкин)

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

(М.Ю. Лермонтов)

И чем сильней спадают с кручи,

Тем пенистей водоворот,

Тем сокровенней лад певучий

И выше светлых брызгов взлёт…

(В. Ходасевич)

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

(А.А. Блок)

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи, —

Храни меня, мой талисман. 

 

В уединеньи чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.  

(А.С. Пушкин)

«Тишина!» — шепнула белая поляна.

«Тишина!» — вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель.

 

Переплёт теней вдоль снежного кургана…

Хлопья медленно заводят карусель,

За опушкой — тихая метель,

В небе — мутная, безбрежная нирвана…

 

«Тишина!» — качаясь, шепчет ель.

«Тишина!» — вздыхает белая поляна.

(Саша Чёрный)

Анафоре противоположна стилистическая фигура «эпифора» (от древнегреческого слова «epiphora» – прибавление), то есть повторение слов, словосочетаний в конце строки.

Подхват (от древнегреческого «анадиплосис») – стилистическая фигура, состоящая в повторении слов так, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части.

Белым былкрасным стал:

Кровь обагрила.

Красным былбелым стал:

Смерть побелила.

(М. Цветаева)

Когда слово или сочетание слов в конце строки выносится в начало строки, этот приём называют подхватом или анадиплосисом (от греческого «anadiplosis» – «удвоение»). Фразы перетекают одна в другую и создают напевность:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

(К. Бальмонт)

Сочетание повтора в первой строке и в конце:

...Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!

(А.А. Блок)

Синтаксический повтор – это синтаксический параллелизм:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

(А.С. Пушкин)

Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

(В. Хлебников)

Повтор служебных слов, например предлогов или союзов, называется многосоюзием или полисиндентоном (от греческого «polysyndeton», где «poly» – «много», «syndenton» – «связь»). Нанизывание слов или частей предложений с помощью союзов подчеркивает грандиозность общего вида, выделяет элементы из ряда.

Повтор предлогов:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле…

(А. А. Блок) 

Повтор союзов:

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют…

(М.Ю. Лермонтов)

И ходят дождевые облака,

И свежим ветром в сером поле дует,

И сердце в тайной радости тоскует,

Что жизнь, как степь, пуста и велика.

(И.А. Бунин)

Один из видов повтора – рефрен. Он появляется в определенном месте как напоминанием о чём-то важном, например в «Слове о полку Игореве…»: О Русская земля! Ты уже за холмом.

В ХХ веке изящные рефрены переместились в поэтические жанры – триолеты и рондо:

Трёхцветный триолет

Пойдём, Маруся, в парк; оденься в белый цвет
(Он так тебе идёт! ты в белом так красива!)
Безмолвно посидим на пляже у залива, —
Пойдём, Маруся, в парк; оденься в синий цвет.
И буду я с тобой — твой рыцарь, твой поэт,
И буду петь тебя восторженно-ревниво:
Пойдём, Маруся, в парк! Оденься в алый цвет:
Он так тебе к лицу! ты в алом так красива!

(И. Северянин)

Рондо о поцелуях

Её уста сближаются с моими
В тени от барбарисного куста
И делают все чувства молодыми
Её уста.
И снова жизнь прекрасна и проста,
И вновь о солнечном томится Крыме
С ума сводящая меня мечта!
Обрадованный, повторяю имя
Благоуханное, как красота,
И поцелуями томлю своими
Её уста…

(И. Северянин)

Иной раз в строении строки повторяется начало и конец, и только середина меняется. Такая конструкция называется симплокой (от греческого «symploke» – «сплетение»):

Всё – только руку протяни – всё тут.
Всё – только пристальней взгляни – всё тут.
Всё – только крепче обними – всё тут.
И соловьи поют,
И поцелуй,
И хруст шагов в лесу…

(В. Луговской)

Образные повторы чаще всего встречаются в прозаических текстах. Повторы мотивов и ситуаций могут располагаться в разных частях: в начале, середине или конце. Повтор помогает автору сосредоточить внимание на повторяющихся деталях в характеристике или описании героя, например «халат» Обломова, «короткая губка» маленькой княжны в романе «Война и мир», а мотив «трусость» отражает разные точки зрения героев в оценке и восприятии этого порока.

Афраний: «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Левий Матвей: «...он разобрал слова: «большего порока... трусость». 

Понтий Пилат: «...трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: Это самый страшный порок».

Воланд: «Если верно, что трусость самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата».

Для чего же нужен повтор?

Среди его основных функций – привлечение внимания к определенным частям текста, способность передать мысль более точно и понятно, усилить её, добиться выразительности и, наконец, вызвать отклик в душе читателя.

Индивидуальное восприятие мира многие поэты воплощают в сборниках и циклах стихотворений, в которых единство обеспечивают тематические, смысловые повторы. Например, у А. Блока первое собрание сочинений состояло из трёх книг, включающих в себя 18 лирических циклов. Автор назвал его трилогией «вочеловечения».

Взаимосвязь видна и в венках сонетов, составленных В. Шекспиром, и в поэтическом цикле «Медальоны» И. Северянина, состоящем из ста сонетов, посвящённых поэтам, писателям, композиторам.

Повтор используется не только как средство для украшения речи. Он позволяет быстрее убедить, сильнее запомниться. И кроме орнаментальной и экспрессивной, он ещё выполняет стилеобразующую и текстообразующую функцию.

Литература

  1. Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. В.П. Нерознака. М., 1997.
  2. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

За электричество спасибо!

В чулане деревенского дома нашлась медная керосиновая лампа, старая, закоптелая, в пыли.

Как свеча перестала быть нужной

Представьте себе: гремит музыка, горят ярко свечи, шумный бал длится и длится. А вот зеркало: в него глядит девушка, в тусклом свете свечи пытаясь разглядеть суженого.

Макать перо в чернила…

Чтобы строчку написать, надо иметь бумагу и ручку или карандаш. Ручки теперь не перьевые, а шариковые или гелиевые, да и карандаши не химические, а простые.

Былина о Сухмане

До нашего времени дошло немного былин. Часть из них нам хорошо известна по изучению в школе, по циклу мультфильмов.

Былинные богатыри

События давних лет оставили следы времени в былинах. Былины на­чали создаваться ещё во времена Киев­ской Руси.

Мастерство оружейников Древней Руси

Чем сражались древнерусские воины? Из уроков по истории и литературе помнится меч, копьё, сабля, щит, лук и булава.