Олимпиада по литературе
images/banners/knigi.jpg

Интересные задания представлены в олимпиаде по литературе для 7-8 классов.

 

7 класс

Время выполнения работы - 2 астрономических часа

Задание 1

Из каких произведений взяты данные описания? Назовите произведение, его автора и героя. (9 баллов)

1.1. «Она, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке».

1.2  С тех пор прошла про него слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Привез ему хозяин снасть; и щипчики, и буравчики, и подпилочек».

1.3 Крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум

Задание 2 (7 баллов)

Блиц-опрос

1) Кто из нижеперечисленных персонажей не является героем произведения “Дубровский”?

А) Дубровский Владимир Андреевич
Б) Левин Константин Дмитриевич
В) Троекуров Кирила Петрович
Г) Марья Кирилловна Троекурова

2)  Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.

1) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

2) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.

3) Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.

3) О ком идёт речь?

Воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834).

4) Жанр произведения "Кладовая солнца":А)Притча Б) Повесть В) Сказка-быль Г) Рассказ

5) Кто главный герой рассказа  Чехова «Лошадиная фамилия»?

А) Овсов              б) Денис Григорьев        в) Очумелов                г) Прохор

Задание 3 (3 балла)

1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге».      

1.2 Лермонтов «Песня про …купца Калашникова».

1.3 Лермонтов «Бородино».

Задание 4 (2 балла)

1)  Какому из стихотворных отрывков соответствует схема:

                               _  /  _  /  _  /  _  /

А) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Б)… Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.

В) "Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе..

2) Сколько стоп в данной строке: «Где ты спал сегодня Южный ветер

Задание 5 (2 балла)

Назовите автора портрета, о котором идет речь в описании

Это не просто прижизненный портрет Пушкина. Поэт не только нашел время, чтобы позировать художнику, но после еще и зарифмовал свой удовлетворенный и чуть кокетливый отзыв в стихотворении:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

Задание 6 (20 баллов)

Прочитайте стихотворения Давида Самойлова и Бориса Рыжего и выполните предложенные задания:

Давид Самойлов

Из детства

Я – маленький, горло в ангине.

За окнами падает снег.

И папа поёт мне:

«Как ныне

Сбирается вещий Олег...»

Я слушаю песню и плачу,

Рыданье в подушке душу,

И слёзы постыдные прячу,

И дальше, и дальше прошу.

 

Осеннею мухой квартира

Дремотно жужжит за стеной.

И плачу над бренностью мира

Я, маленький, глупый, больной.

1956

 

Два ангела (Борис Рыжий)

...Мне нравятся детские сказки,

фонарики, горки, салазки,

 

значки, золотинки, хлопушки,

баранки, конфеты, игрушки,

 

...больные ангиной недели

чтоб кто-то сидел на постели

 

и не отпускал мою руку

– навеки – на адскую муку.

1996

1.1. В чем состоит сходство изображенных в стихотворениях ситуаций

(участники, детали, обстоятельства)? Как передается настроение героя-ребенка в каждом произведении?

1.2. Какую бы «детскую сказку» вы подобрали для героя стихотворения Бориса Рыжего, сообразуясь с тем настроением, в котором он пребывает? Объясните свой выбор.

ОТВЕТЫ

 

Два богача: Ротшильд и простой мужик

8 класс

Время выполнения работы – 2 астрономических часа

Максимальное количество баллов – 93

 

I. Знание текстов художественных произведений.

Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

1 балл за каждый правильный ответ, максимум- 4 балла

2.Верите ли вы, что

1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу?

Докажите свое мнение.

1 балл за каждый правильный ответ, максимум - 10  баллов

3.Из каких произведений эти герои? Кто их автор? Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.

1 балл за каждый правильный ответ, максимум- 10  баллов

4.Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Отрочество», «Мои университеты», «Слепой музыкант», «Алые паруса», «Чучело», «Безумная Евдокия», «Уроки французского», «Поучение Владимира Мономаха», «Морозко», «Тарас Бульба».

1 балл за каждый правильный ответ, максимум- 10  баллов

II. Историко-литературные задания.

1.С этими местами связаны события многих произведений.

Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Бородино, Кавказ, Санкт-Петербург, Запорожская сечь, царская гридница, уездный город N, пустыня, Севастополь, страна чудес, Сибирь.

1 балл за каждый правильный ответ, максимум- 12  баллов

2.Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о «человеке размышляющем», о «человеке чувствующем», о «человеке действующем».Что  вы знаете об их творчестве?

по 3 балла за каждое имя, дополнительный балл за информацию о писателе, максимум – 15 баллов

III. Знание теории литературы.

1.Определите стихотворные размеры.

А) Ребенком я, не зная страху,
Хоть вечер был и шла метель,
Блуждал в лесу и встретил пряху,
И полюбил ее кудель…

Б) Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопатка и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет жалобно рука.

по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум - 4 балла

2.Установите по приведенному ниже определению литературоведческий термин:
элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития. максимум - 3 балла

IV. Литература и другие виды искусства

Назовите художественные фильмы, снятые по произведениям русских классиков.

По 1 баллу за каждый фильм, максимум – 5 баллов

V. Творческое задание

Как Вы понимаете смысл этого стихотворения в прозе? Можно ли его назвать актуальным? Почему? Обоснуйте своё мнение, опираясь на свой жизненный или читательский опыт. Литературная аргументация приветствуется.

И.С. Тургенев

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

- Возьмём мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

- А мы её… и не солёную, - ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Июль, 1878 г.

Максимум  - 20 баллов

ОТВЕТЫ