Олимпиада по литературе

В олимпиаде для 5-6 классов есть задания на соответствие.

 

5 класс

1.Ответьте на вопросы:

А) Чем отличается авторская (литературная) сказка от народной?

(1 балл).

Б) Эта сказка стала и мультфильмом, и балетом, и художественным фильмом. Автор: Ю. Олеша (1 балл).

 

2.Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору: скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, поговорка(по 1 баллу).

 

3.Собери пословицы, соединив их части из первой и второй колонки.

- На чужой сторонушке …               - дальше будешь.

- Книга – наш друг...                      - рад чужой воронушке.

- Кто друга в беде покидает…         - без неё, как без рук.      

- Долог день до вечера…                - тот сам в беду попадает.

- Тише едешь -                               - коли делать нечего.          

(по 1 баллу).

 

4.Дайте определение загадки.

Отгадайте загадки:

            А) Шел долговяз, в сыру землю увяз.
            Б) Скатерть бела весь свет одела.
            В) До неба достанет, а от земли не видать.

Максимальное количество баллов – 4.

Придумайте (в стихотворной форме) 1 загадку о предметах домашнего обихода (одном на выбор их четырех): о  компьютере, об утюге, о холодильнике, о телевизоре. (3 балла).

5.«Соедините» названия произведений и их жанр.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»                        Сказ

П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»                        Поэма

И.А. Крылов «Волк на псарне»                                Сказка

«Повесть временных лет»                                       Летопись

Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»                      Баллада

Р. Стивенсон «Вересковый мёд»                              Басня

В.А. Жуковский «Спящая красавица»                       Рассказ

Максимальное количество баллов - 7

6.«Перевод с русского на русский».

Текст одного из известных русских стихотворений был переведён компьютером последовательно на несколько языков, а затем обратно на русский. Перед вами отредактированный вариант этого «перевода». Прочитайте его, выполните задания.

Обожаю ливень в первых майских числах!

Гром играет в небе, молодо гремит,

Капля дождевая жемчугом повисла,

Солнышко сияет, пряжу золотит!

Узнайте оригинал. Укажите имя автора и название стихотворения. Напишите две первые строфы (8 строк) «переведённого» стихотворения в оригинале.

(Максимальное количество баллов - 10)

7.Вы, конечно, помните волшебную ступу Бабы Яги – её незаменимое средство передвижения. Представьте ситуацию, что вы или ваш друг, гуляя по парку, обнаружили отдыхающую на лавочке бабу Ягу, рядом – ступу. И вот вы решили испытать «лётные» качества знаменитой ступы бабы Яги…

Расскажите о различных ваших приключениях в небольшом сочинении – сказке. (Максимальное количество баллов - 15)

ОТВЕТЫ

 

6 класс

1.Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

1 Летопись                                                  А «Лошадиная фамилия»
2 Басня                                                       Б «Кубок»
3 Баллада                                                   В «Повесть временных лет»
4 Сказка                                                     Г «Каша из топора»
5 Рассказ                                                    Д «Мартышка и очки»
6 Стихотворение                                         Е «Белая береза»

Максимальное количество баллов - 6

2.Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии».

Б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой.

Г) Эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения.

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов – 5.            

3.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина «Басня».

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение  действительности.

Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

Максимальное количество балов - 4.
            

4.Приведите из басен И.А. Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.
Максимальное количество баллов – по 0,5 балла, если указана пословица, по 1 баллу, если указано название басни.

5.Определите писателя по биографическим фактам.

А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

6.Объясните значение крылатых выражений из мифологии.

А) Троянский конь.

Б) Ахиллесова пята.

В) Дамоклов меч.

Г) Муки Тантала.

Д) Сизифов труд.

(по 1 баллу)

7.После сложнейшего отбора вы попали в список колонистов, отправляющихся обживать Марс. Командир марсианской экспедиции назначил вас главным библиотекарем и поручил составить перечень из 5-10 книг, которые могут быть полезны колонистам в их нелегком деле. Назовите эти книги, к каждой из них дайте краткую аннотацию (2-3 предложения), объясняющую ваш выбор.

Максимальное количество баллов - 30

ОТВЕТЫ