Новости
Персональный сайт учителя
Мальцева Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Официально

Документы для работы школьного учителя.
Подробнее

Научное общество

Организация проектно-исследователькой работы.
Подробнее

Классному руководителю

Материалы для внеклассной деятельности.
Подробнее

Сценарий открытого заседания МО в форме делового тренинга

Мы предлагаем вам сегодня побыть участниками открытого  расширенного заседания МО учителей русского языка и литературы. Вы сегодня не созерцатели действа, а его участники с аналитическим опытным взглядом на те проблемы, которые мы с вами попытаемся осветить.

Все присутствующие рассаживаются по группам: в кабинете для 5 групп поставлены столы и разложены рабочие материалы. К каждой группе прикреплен учитель лицея: Мальцева, Колесникова, Малыхина, Прокудина, Кондырева. Ведет работу с группами Шумакова Т.В, Мальцева, Колесникова и Чубарова (их задача - дать проблемные вопросы для обсуждения группам, рассказав о том, как в лицее уже идет работа по развитию читательской компетентности учащихся).

Мы работаем с вами в тяжелое и интересное время: тяжелое от того, что школа сегодня претерпевает массу перемен и работает в условиях материального неблагополучия, когда требования, предъявляемые к её оснащенности, расходятся  с действительными условиями нашей работы, когда слово учителя перестает быть авторитетным, интересное от того, что мы имеем возможность видеть разные поколения молодых мальчишек и девчонок, иметь непосредственное отношение к развитию их души, пусть и частичному, интересное от того, что мы имеем перед собой широчайшие информационные возможности в отличие от возможностей 20-летней давности…

Можно еще много говорить о ХОРОШЕМ и ПЛОХОМ в нашей профессии, но очевидным остается одно: «...если б не было учителя, то и не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя…»

Эти слова Вероники Тушновой как нельзя лучше отражают важность нашей с вами профессии, и именно учителями славится Россия, потому что НАШИ  ученики приносят славу  ей…Время не стоит на месте и вот уже обсуждается стандарт педагога и мы в шаге от его принятия. Стандарт закрепил за учителем необходимость быть КОМПЕТЕНТНЫМ, потому что только компетентный учитель способен воспитать компетентного ученика, принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.

В.А. Сухомлинский говорил: «Если вы хотите, чтобы ваш коллектив развивался, ведите его на дорогу педагогического развития». И мы сегодня вместе с вами пройдем по дороге педагогического развития.

Наш деловой тренинг начинается. В программе стажировочной площадки было заявлено его направление: Фасилитация как способ формирования инновационной позиции педагога, Именно вашу позицию на проблему сегодняшнего обсуждения мы и попытаемся выработать. (Напоминание о современном термине «фасилитация» есть в тех рабочих листах, которые заготовлены для групп).

Фасилитация (от англ. «facilitate») – облегчать, помогать, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы.

Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижения группой поставленных целей.

Предлагаю обратиться к значению слова «Сопровождать»

  1. «Сопровождать, - читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Ушакова, - значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»
  2. В словаре В.И.Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать».
  3. В самом общем значении сопровождение- это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.

Как эти 3 определения будут связаны с работой нашего МО, почему именно это слово я вынесла, как основополагающее для нашего заседания? (Конечно, это слово подходит к заявленному направлению работы: мы будем сопровождать друг друга при принятии общего решения по вопросу, в образовательном процессе мы так или иначе «сопровождаем» своих коллег, обучающихся, родителей, мы для достижения целей стараемся найти компромиссные решения в прохождении образовательного пути).

А теперь я предлагаю всем обратится к перечню основных направлений в работе любого школьного МО, ознакомьтесь с ними (на слайде) и скажите, какому направлению из них мы посвятим сегодняшнее методическое объединение, исходя из анализа, проведенного со словом и учитывая требования времени к современному учителю?

  1. Обзор и обсуждение новинок методической и педагогической литературы.
  2. Изучение нормативных документов, новых программ и учебников.
  3. Создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества с целью взаимного дополнения, усиления возможностей и позитивных ролей друг друга.
  4. Разработка планов работы предметных недель, рекомендаций, памяток, наглядных пособий.
  5. Подготовка к конференциям, городским совещаниям, семинарам и т.п.
  6. Отчеты учителей по теме самообразования.

Конечно же, наш деловой тренинг будет направлен на создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества.

Почему эта функция МО самая важная сегодня?

Имидж системы школьного образования и статус учителя – вот проблемы, которые необходимо решать на разных уровнях. Это вызвано и разновозрастным составом кадров и разной степенью активности учителей, а профессиональный стандарт педагога предъявляет достаточно высокие требования к статусу учителя, его профессионально-методическому уровню подготовленности. Поэтому сотрудничество администрации и педагогов сегодня, реализуемое и через систему предметных МО направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через организацию мобильных форм взаимодействия, где в ходе обсуждения принимаются решения. Поэтому наше МО пройдет в форме делового тренинга.

Итак целью делового тренинга сегодня будет анализ одного из направлений обновления системы образования в области русского языка и литературы и обеспечение готовности учителей русского языка и литературы к эффективной педагогической деятельности.

Как вы думаете, с чем связаны обновления, коснувшиеся школьного литературного образования? (Вышла в свет Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, активная реализация которой предполагается с 2018 г.).

Напомню, что реализация данной программы предусматривается в 3 этапа: I этап (2018 год): проведение комплексных научных исследований, которые позволят получить актуальную информацию и провести научный анализ ситуации в сфере детского и юношеского чтения; определение количественных и качественных уровней владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и разработка на этой основе системы классификации читательских компетенций; разработка методических рекомендаций для реализации в 2019 - 2020 годах начальной стадии программы.

II этап (2019 - 2020 годы): определение моделей внедрения разработанных методических рекомендаций; организация внедрения методических рекомендаций в нескольких пилотных регионах и институтах поддержки и развития чтения; анализ полученных результатов.

III этап (2020 - 2026 годы) - реализация программы на территории всей страны и во всех институтах поддержки и развития чтения.

Но на наш взгляд, концепция актуальна сегодня как никогда, по словам президента РАО Л.А Вербицкой «Мы перестали быть читающей страной».

Задачи сегодняшнего заседания обозначены на слайде:

  • Осознание сути Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ
  • Выявление  требований к филологической подготовке учащихся
  • Внедрение в практику работы учителей школ современных форм работы в условиях реализации ФГОС и Концепции программы поддержки детского и юношеского  чтения

Перед вами на столах лежат тезисы, которые я выбрала, как тезисы-руководства, они должны нам помочь определить наиболее оптимальные и рациональные пути воплощения концепции в жизнь с учетом имеющихся проблем, связанных с низким качеством развития читательской компетентности у обучающихся школ в целом.      Делать мы это (т.е вырабатывать пути внедрения концепции поддержки детского и юношеского чтения) будем с учетом накопленного  опыта и традиций лицейского гуманитарного образования.

Коллеги, обратимся к рабочим листам и прочтем 2 тезис «Приоритетными задачами программы являются разработка междисциплинарной научно-методической основы развития и поддержки детского и юношеского чтения», т.е что должно поменяться в вариантах работы со школьниками, чтобы сформировать грамотного читателя:

Итак, задачи сегодняшнего заседания МО перед вами на слайде, тезисы концепции в рабочих листах, а я приглашаю к активному разговору о реализации концепции чтения своего коллегу Мальцеву Ю.В, руководителя НОУ «Лицеист».

Рабочие тезисы Копцепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации

     Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

     Приоритетными задачами программы является разработка междисциплинарной научно-методической основы развития и поддержки детского и юношеского чтения…

     Программа базируется на дифференцированном возрастном подходе, учитывающем особенности читательского поведения детей дошкольного, младшего школьного и юношеского возраста.

Построение программы основывается на следующих принципах:

- принцип учета психолого-педагогических закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах (включая как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- принцип активного участия детей и юношества в реализации программы; принцип доступности, согласно которому все дети России должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику;

- принцип партнерства, межведомственной кооперации и координации усилий, прежде всего сфер образования, культуры, а также средств массовой информации;

- принцип системного подхода.

 Проблемы в сфере детского чтения, овладения грамотной письменной и устной речью  необходимо решать, в том числе и в рамках системы общего образования. В числе первоочередных задач предусматривается совершенствование образовательных программ в области филологии и педагогического образования, системы повышения квалификации педагогических работников

      ….целесообразно вернуться к вопросу о возрождении кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми

    Основными направлениями реализации программы являются: научно-исследовательская и методическая деятельность:

… разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры и органов государственной и муниципальной власти;

…популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации;

….создание и развитие открытых интернет-сервисов по поддержке семейного чтения; развитие системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения, общедоступных кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей на базе библиотек и учреждений, реализующих воспитательно-образовательные программы.

В рамках направления, касающегося медиасферы, предусматриваются:

- формирование системы продвижения детской литературы в медиасфере,

- … вовлечение интернет-сообщества (через социальные сети) в литературные и читательские акции, ориентированные преимущественно на детей и юношество.

Уважаемые коллеги, какие предложения кажутся вам реально осуществимыми и окажутся действенными в реализации  рассматриваемой Концепции?

На наш взгляд, перечисленные вами формы работы помогут решить практические задачи….(чего), достичь результатов в….(в чем?)

В самом начале нашего разговора я упомянула, что нам с вами сегодня выпала возможность работать в условиях широкого информационного интернет-пространства, и, зная  о том, что наши обучающиеся являются активными пользователями его, мы просто не имеем права не знать его законов и не быть его пользователями.

Так как же можно соединить,  казалось бы, совсем разные понятия «интернет-пользователь» и «грамотный читатель», сблизить их и таким образом попытаться решить проблему  формирования читательской компетентности? я приглашаю к нашему обсуждению учителя русского языка и литературы, руководителя МО учителей русского языка и литературы, создателя собственного сайта для учителей русского языка и литературы http://ruslita.ru/ Колесникову Е.В.

Примерные тезисы (Колесникова Е.В.)

Интернет-пользователь — это тот, кто обращается за информацией в веб-пространство.

Грамотный читатель — это тот же интернет-пользователь, но умеющий осуществлять поиск ресурсов и работать с разными типами информации, владеющий навигационными навыками в потоке информации, имеющий критически осмысливать найденную информацию и отбирать доверительные источники.

Надо уточнить значение ещё двух понятий: компьютерная грамотность и информационная грамотность.

Компьютерная грамотность обозначает умение использовать компьютерные технологии для решения самых разных задач.

Информационная грамотность предполагает умение работать с информацией вообще: в Интернете, в библиотеках, в периодике. Это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.

В Интернете есть всё, даже если это не было создано в цифровую эпоху. Целые библиотеки оцифровывают свои хранилища, фильмофонды освоили Youtube. Если есть доступ к Сети, можно «набрести» даже на такие специфические вещи, как журнал «Пионер» за 1940 год. Но вот когда нужно найти что-то конкретное, становится понятно, что компьютер с сетью — не готовое решение проблем.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАВИГАЦИЮ В ПОИСКЕ НУЖНОГО?

Формируется информационная грамотность не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам. Получив тему очередного сообщения или проекта, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?

  • Сформулировать вопрос, который бы не был слишком широким или слишком узким.
  • Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
  • Если необходимо, переформулировать вопрос.
  • Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
  • Сохранять найденную информацию с указанием источников.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ НА ВЕБ-РЕСУРСЕ?

О важности умения критически оценивать информацию должен знать каждый, кто пытается найти в Интернете сведения, от которых напрямую зависят важные решения. Вот пять вопросов, на которые необходимо ответить при чтении любой статьи:

  • Кто её автор и является ли он экспертом?
  • Когда сайт был создан и когда обновлялся? Есть ли дата публикации статьи?
  • Откуда пришла эта информация?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ПРОДУКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЕБ-РЕСУРС ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ К ЧТЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ИНТЕРЕСА?

- Чтобы поддержать падающий интерес к познавательной литературе, мы подбираем информативные тексты для диктантов из научно-популярной литературы.

- Поскольку просмотровое чтение постепенно вытесняет аналитическое чтение, мы используем тексты с вопросами после прочтения какой-то его части.

- В разделе "Даты и события" ведём календарь литературных дат с ссылками на материалы о жизни и творчестве писателей.

- В разделе "Любимые писатели" собрано несколько сотен материалов о русских и зарубежных писателях.

- В разделе "Времена года" произведения отсортированы по четырем сезонам.

- Лучшие работы учащихся (сочинения, исследования, проекты, рецензии, очерки) по литературе опубликованы в разделах "Что почитать?" ("Читальный зал", "Выбор читателя", "Книги о школе", "Книги моего детства").

- Привлекаем краеведческий материал: для расширения представлений о жизни и творчестве Е. Носова и К. Воробьева опубликованы статьи сотрудника литмузея Спасской Е.Д.

- О понятиях "книжник", "книгочей" размышляет в своих очерках Борис Тебиев, профессор РГГУ из Москвы.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ РАЗДЕЛЫ МОЖНО БЫЛО СОЗДАТЬ НА САЙТЕ?

КАКОЙ СЛОГАН ВКЛЮЧИТЬ В ПРОМОРОЛИК АКЦИИ "ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАГАЖ"

Выводы:

  • Нужно максимально эффективно использовать интернет для поддержки культуры чтения.
  • Нужно знакомить детей с лучшими новыми произведениями детской литературы, освещать результаты литературных конкурсов для детских писателей.
  • Нужно руководить чтением подростков, предлагать им самим становиться рецензентами книг, обсуждать их в группах по литературным предпочтениям, чтобы сделать этот процесс полезным досуговым времяпрепровождением.
  • Сделать тематические указатели, рекомендации к спискам для чтения по возрастным группам.

В тезисах концепции в ваших рабочих листах есть указание на принципы, на которых должна строится программа поддержки детского чтения, обратитесь к ним. (Зачитываем).

Иными словами: скоординированное взаимодействие всех сфер образовательной жизни школы для достижение необходимого результата. В лицее вот уже 2 год мы поле внеурочной деятельности наших обучающихся разнообразили клубом «Книгочей», ведет который школьный педагог-библиотекарь. Она в нескольких словах обозначит нам сегодня программу своей работы с детьми, а после того как она выступит я попрошу вас, уважаемые коллеги сказать, может каким-то образом усовершенствовать это направление работы, сделать его более продуктивным, помогающим решить задачи обсуждаемой концепции

Библиотекарь (Е.В. Чубарова) рассказывает о клубе «Книгочей», который функционирует в 5-7 кл за счет часов внеурочной деятельности. Ставит перед слушателями вопрос: как привлечь к работе клуба старшеклассников?

Мы сейчас с вами в ходе совместного тренинга обсудили некоторые универсальные варианты междисциплинарного подхода к реализации концепции, а этапе завершения нашей работы я попрошу вас, уважаемые коллеги обратиться к вашему опыту и предложить своим коллегам те формы работы, которые эффективны в  формировании читательской компетентности на уроке. Обсудите их в группах в течение 3-4 минут и презентуйте их нам. А группа Мальцевой Ю.В  подведет итоги делового тренинга и предложит проект решения нашего заседания, выдвинув для реализации в образовательной деятельности лицея те из них, которые коллеги обозначали как наиболее рациональные и эффективные по выполнению положений обсуждаемой Концепции.

(Обсуждение в группах, презентация активных форм урочной деятельности, зачитывание проекта решения).

Я благодарю вас всех за проведенную работу, за ваши идеи. Концепция программы поддержки чтения, кажется, ставит перед общественностью невыполнимую задачу: вернуть России статус читающей страны ( по данным фонда «Общественное мнение» 44% россиян не взяли за год ни одной книги в руки). На мой взгляд, если подойти к этой проблеме системно, цель может быть осуществима. Как? на этот вопрос я отвечу фразой Конфуция: « Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал. Не меняйте невыполнимых целей, меняйте практические шаги…

Мне кажется первые шаги этой подготовки мы сделали, а как кажется Вам?


Материал подготовлен совместно с Шумаковой Т.В., начальником управления проектами, ст. преподавателем кафедры управления развитием образовательных систем ОГБУ ДПО КИРО.