Новости
Персональный сайт учителя
Мальцева Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Официально

Документы для работы школьного учителя.
Подробнее

Научное общество

Организация проектно-исследователькой работы.
Подробнее

Классному руководителю

Материалы для внеклассной деятельности.
Подробнее

Об итоговом сочинении

В 2018 году направления итогового сочинения сохранили преемственность с прежним характером формулировок, основанных на антитезе. Тематические направления не стали сложнее, чем в прошлом году.

Новые пять направлений таковы:

1. «Отцы и дети»

  • Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
  • Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. «Мечта и реальность»

  • Данные понятия противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
  • В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. «Месть и великодушие»

  • Можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
  • Эти понятия часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. «Искусство и ремесло»

  • О предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
  • Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. «Доброта и жестокость»

  • Раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
  • Во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Итоговое сочинение является допуском выпускников к ЕГЭ, поэтому к нему нужно готовиться: читать книги по тематическим направлениям, писать сочинения на примерные темы.

Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Дополнительные баллы для поступления помогут увеличить шансы пройти по конкурсу в тот вуз, который выбрали.

Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, он может его пересдать в феврале 2019 года.

Разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.

Конкретные темы итогового сочинения доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения.

Темы объявляются учащимся 5 декабря 2018 года за 15 минут до начала экзамена.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Два требования, без которых не получить зачёт:

  • самостоятельность;
  • объём не менее 300-350 слов (то есть полторы страницы бумажного формата А4).

Пять критериев, по которым сочинение оценивается:

  • соответствие теме;
  • аргументация, привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность.

Важно вовремя начать подготовку. Если сочинение пишется 5 декабря 2018 года, то с сентября обучающиеся 1 раз в неделю посещают консультации учителя и получают систематически задания на отработку композиционных частей сочинения, на понимание тезиса работы, на подбор подходящих аргументов. Также получают рекомендательные списки произведения для чтения в течение недели и обсуждения на следующей консультации.

Накануне написания итогового сочинения рекомендуется провести пробное, когда ученики познакомятся с бланками и напишут работу в течение рекомендуемого времени по неизвестным темам.

Темы сочинений для 11А

  1. Какую роль в становлении личности подростка могут играть взрослые люди?
  2. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то её, как корабль без руля, занесёт бог весть куда»?
  3. Что влечёт за собой месть?
  4. Может ли человек прожить без искусства?
  5. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «доброта лучше красоты»? 

Темы сочинений для 11Б

  1. Может ли человек прожить без семейных традиций?
  2. Почему нужно мечтать о великом?
  3. Как убедить человека отказаться от мести?
  4. Согласны ли вы с мнением Джона Локка: «Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их»?
  5. Когда доброта причиняет вред человеку?

 Темы сочинений для 11В

  1. Согласны ли вы с мнением Валерия Бабрия: «Острее жалит боль, когда её причиняет кто-нибудь из близких»?
  2. Когда реальность разрушает мечту?
  3. Может ли мстительный человек быть счастливым?
  4. Как подделку не принять за совершенство?
  5. В каких случаях можно оправдать жестокость? 

Темы сочинений для 11Г

  1. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  2. Прав ли Т. Гудкайнд, утверждая: «Реальность не подчиняется ничьим желаниям»?
  3. В какой момент месть становится бессмысленной?
  4. Что отличает способного человека от талантливого?
  5. Может ли доброта унижать человека? 

Темы сочинений для 11Д

  1. Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
  2. Почему люди предают мечту?
  3. Как Вы понимаете слова А. Камю: «На устах — прощение, а в сердце — суровый приговор»?
  4. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  5. Что может сделать человека добрее?

Презентация для обучающихся "Итоговое сочинение в вопросах и ответах" (файл pptx, размер 56,4 КБ).

Для каждого тематического направления предлагались списки книг. Было рекомендовано обязательно читать по одному новому рассказу в течение нескольких недель до проведения итогового сочинения.

Вот такие рассказы были предложены для первой недели:

1) Е. Гришковец, "Дарвин".

Как же я всё-таки выбрал то образование, которое, в итоге, получил, и другого у меня нет? Я помню процесс выбора и помню все возможные варианты. Весело об этом вспоминать. Очень весело...

2) А. Тузлуков, "Сказка о мечте".

Жили-были три брата. Сызмальства привыкшие к труду и взаимопомощи, жили они дружно, а вместе и работа спорилась, и отдыхалось веселее. Как-то за вечерней беседой заговорили братья о Мечте...

3) В. Солоухин, "Мститель".

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку – чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы...

4) И Грекова, "Скрипка Ротшильда"

Рита и Полина Ивановна были приятельницами. Рита работала в школе преподавателем русского языка и литературы, а Полина Ивановна – лифтёршей в доме, где жила Рита...

5) Ю. Яковлев, "Игра в красавицу"

В то время мы думали, что по Караванной улице, побрякивая колокольчиками, бредут пыльные усталые верблюды, на Итальянской улице живут черноволосые итальянцы, а на Поцелуевом мосту все целуются. Потом не стало ни караванов, ни итальянцев, да и сами улицы теперь называются иначе. Правда, Поцелуев мост остался Поцелуевым...