Разговор о реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации на просторах Интернета уже сейчас стал активным и деятельным, обстоятельным, а результат - конкретным и ярким.
Мы, учителя-словесники, как никто, расположены к такому разговору. Как развить читательскую компетенцию на уроках, мы хорошо себе представляем. Но как развить её во внеурочной деятельности, например в рамках работы научного общества, которое существует во многих ОУ, или в рамках научного кружка? И здесь возникает ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить.
В НОУ «Лицеист» одна из 5 секций-лингвистическая, где одаренные и увлеченные обучающиеся создают литературные проекты и проводят лингвистические исследования, в том числе, связанные с читательской деятельностью.
Так, например, 2 года назад на общелицейской конференции «Планета знаний» (а впоследствии на городском форуме «Язык. Ментальность. Культура») был представлен проект «Проблемы подросткового чтения», где обучающиеся 9 класса (рук. Емельянова Л.Н.) предложили ряд мер по развитию читательского интереса, создали видеоролик по теме. Эта работа «вылилась» в более масштабный проект и реализуется уже второй год во время проведения недели литературы. На переменах всю неделю для разных классов представляются топ-10 новинок детской и юношеской литературы, показываются буктрейлеры, раздаются буклеты «Дайджест новинок детской литературы».
Данный масштабный проект, который позволяет детям ориентироваться в мире современной детской литературы, мы назвали «Литературный компас». В прошлом году литературно-краеведческая исследовательская работа Бабкиной Алены (11 класс, рук. Емельянова Л.Н.), посвященная творчеству курской поэтессы Ирины Амелиной, также вызвала огромный интерес на вышеупомянутом форуме.
В конце 2017 года в ЮЗГУ на «Фестивале наук» обучающимися 8Д класса (рук. Малыхина О.Н.) была представлена серьезная работа «Интерес к чтению у современных подростков: исследование отношения к чтению обучающихся 5-8 классов МБОУ «Лицей №21».
Но как еще осуществить связь НОУ и Концепции чтения? Какие формы взаимодействия выбрать? Как в рамках внеурочной деятельности вовлечь обучающихся в процесс чтения? Как помочь детям ориентироваться в мире новинок детской литературы?
Такие вопросы не всегда быстро и легко находят ответы.
Я предлагаю сегодня ответить на поставленные вопросы и попытаться приблизиться к решению следующих возникших проблем (5П):
- проблема выбора форм работы по реализации Концепции чтения на уроках и во внеурочной деятельности;
- проблема выбора тем научных проектов и исследований, связанных с читательской деятельностью, для лингвистической секции НОУ;
- проблема осуществления связи работы НОУ (или научного или литературного кружка) и Концепции чтения;
- проблема осуществления реализации Концепции чтения на уроке и во внеурочной деятельности;
- проблема выбора книги для чтения у детей и подростков.
1 группа. Искатели (на столе компас). Девиз: «Невозможное возможно!».
Попробуем решить проблему №1: проблема выбора форм работы по реализации Концепции чтения на уроках и во внеурочной деятельности
Распределите предложенные формы работы по развитию читательской компетенции по столбцам таблицы: Учебная деятельность - Внеучебная деятельность
Формы работы по развитию читательской компетенции в урочной деятельности |
Формы работы по развитию читательской компетенции во внеурочной деятельности |
Инсценировка басни |
Семейное и гендерное чтение |
Читательская конференция |
Научно-исследовательская конференция по вопросам чтения |
Семинар «Новинки детской литературы» |
Выпуск школьной газеты с рекомендательным списком произведений |
Выставка книг |
Конкурс чтецов |
2 группа. Творцы (на столе картина). Девиз: «Ты сам творец судьбы своей!»
Решаем 2 проблему: проблема выбора тем научных проектов и исследований, связанных с читательской деятельностью, для лингвистической секции НОУ
Придумайте 5 тем для лингвистической секции НОУ, связанных с развитием читательской компетенции, читательского интереса.
3 группа. Умельцы (на столе полотенце; диалект - рушник). Девиз: «Дело Мастера боится»
3 группе я предлагаю решить 3 проблему: проблема осуществления связи работы НОУ (или научного, м.б. литературного кружка) и Концепции чтения, создав кластер из предложенных элементов:
4 группа. Мыслители (на столе изображение скульптуры Родена «Мыслитель»). Девиз: «От гения-свет!»
Решаем 4 проблему: проблема осуществления реализации Концепции чтения на уроке и во внеурочной деятельности.
Предлагаю создать таблицу «Трудности в осуществлении реализации Концепции чтения в современной школе и пути преодоления»
Трудности |
Пути преодоления |
Кадровый потенциал (низкий уровень владения методикой приобщения к чтению) |
Организация специальных курсов |
Дороговизна книжной продукции |
Организация буккроссинга (обмен книгами бесплатно) |
Мало информации о новинках книжной литературы |
Выставка книг, читательские «перемены», читательские «пятиминутки» на уроке |
5 группа. Издатели (на столе журнал). Девиз: «Для всех, кто учится и учит»
Решаем 5 поставленную проблему: проблема выбора книги для чтения у детей и подростков.Предлагаю составить буклет «Топ-10 книг для детского и юношеского чтения» (7-9 класс, 5-6 класс, 10-11 класс, на ваш выбор). Можно включать как известные произведения, так и новинки, как русских, так и зарубежных авторов.
Связь школьного научного общества и Концепции поддержки детского чтения
- Организация книжных выставок-ярмарок.
- Участие членов НОУ в литературных тематических конкурсах.
- Организация круглых столов, семинаров (таких, как этот).
- Разработка буктрейлеров в рамках НОУ, аудио и мультимедиа продуктов.
- Разработка читательских проектов и исследований по теме в рамках НОУ.
- Читательские «летучки» на переменах.
- Издание сборников школьных авторов (в рамках НОУ).
- Сотрудничество с системой ДО.
- Экскурсии в литературные музеи, библиотеки, театры.