Top.Mail.Ru
Формы взаимодействия НОУ и Концепции чтения
Методкопилка

Разговор о реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации на просторах Интернета уже сейчас стал активным и деятельным, обстоятельным, а результат - конкретным и ярким.

Мы, учителя-словесники, как никто, расположены к такому разговору. Как развить читательскую компетенцию на уроках, мы хорошо себе представляем. Но как развить её во внеурочной деятельности, например в рамках работы научного общества, которое существует во многих ОУ, или в рамках научного кружка? И здесь возникает ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить.

В НОУ «Лицеист» одна из 5 секций-лингвистическая, где одаренные и увлеченные обучающиеся создают литературные проекты и проводят лингвистические исследования, в том числе, связанные с читательской деятельностью.

Так, например, 2 года назад на общелицейской конференции «Планета знаний» (а впоследствии на городском форуме «Язык. Ментальность. Культура») был представлен проект «Проблемы подросткового чтения», где обучающиеся 9 класса (рук. Емельянова Л.Н.) предложили ряд мер по развитию читательского интереса, создали видеоролик по теме. Эта работа «вылилась» в более масштабный проект и реализуется уже второй год во время проведения недели литературы. На переменах всю неделю для разных классов представляются топ-10 новинок детской и юношеской литературы, показываются буктрейлеры, раздаются буклеты «Дайджест новинок детской литературы».

Данный масштабный проект, который позволяет детям ориентироваться в мире современной детской литературы, мы назвали «Литературный компас».  В прошлом году литературно-краеведческая исследовательская работа Бабкиной Алены (11 класс, рук. Емельянова Л.Н.), посвященная творчеству курской поэтессы Ирины Амелиной, также вызвала огромный интерес на вышеупомянутом форуме.

В конце 2017 года в ЮЗГУ на «Фестивале наук» обучающимися 8Д класса (рук. Малыхина О.Н.) была представлена серьезная работа «Интерес к чтению у современных подростков: исследование отношения к чтению обучающихся 5-8 классов МБОУ «Лицей №21».

Но как еще осуществить связь НОУ и Концепции чтения? Какие формы взаимодействия выбрать? Как в рамках внеурочной деятельности вовлечь обучающихся в процесс чтения? Как помочь детям ориентироваться в мире новинок детской литературы?

Такие вопросы не всегда быстро и легко находят ответы.

Я предлагаю сегодня ответить на поставленные вопросы и попытаться приблизиться к решению следующих возникших проблем (5П):

- проблема выбора форм работы по реализации Концепции чтения на уроках и во внеурочной деятельности;

- проблема выбора тем научных проектов и исследований, связанных с читательской деятельностью, для лингвистической секции НОУ;

- проблема осуществления связи работы НОУ (или научного или литературного кружка) и Концепции чтения;

- проблема осуществления реализации Концепции чтения на уроке и во внеурочной деятельности;

- проблема выбора книги для чтения у детей и подростков.

1 группа. Искатели (на столе компас). Девиз: «Невозможное возможно!».

Попробуем решить  проблему №1:  проблема выбора форм работы по реализации Концепции чтения на уроках и во внеурочной деятельности

Распределите предложенные формы работы по развитию читательской компетенции по столбцам таблицы: Учебная деятельность - Внеучебная деятельность

Формы работы по развитию читательской компетенции в урочной деятельности

Формы работы по развитию читательской компетенции во внеурочной деятельности

Инсценировка басни

Семейное и гендерное чтение

Читательская конференция

Научно-исследовательская конференция по вопросам чтения

Семинар «Новинки детской литературы»

Выпуск школьной газеты с рекомендательным списком произведений

Выставка книг

Конкурс чтецов

2 группа. Творцы (на столе картина). Девиз: «Ты сам творец судьбы своей!»

Решаем 2 проблему: проблема выбора тем научных проектов и исследований, связанных с читательской деятельностью,  для лингвистической секции    НОУ

Придумайте 5 тем для лингвистической секции НОУ, связанных с развитием читательской компетенции, читательского интереса.

3 группа. Умельцы (на столе полотенце; диалект - рушник). Девиз: «Дело Мастера боится»

3 группе я предлагаю решить 3 проблему: проблема осуществления связи работы НОУ (или научного, м.б. литературного кружка) и Концепции чтения, создав кластер из предложенных элементов:

4 группа. Мыслители (на столе изображение скульптуры Родена «Мыслитель»). Девиз: «От гения-свет!»

Решаем 4 проблему: проблема осуществления реализации Концепции чтения на уроке и во внеурочной деятельности.

Предлагаю создать таблицу «Трудности в осуществлении реализации Концепции чтения в современной школе и пути преодоления»

Трудности

Пути преодоления

Кадровый потенциал (низкий уровень владения методикой приобщения к чтению)

Организация специальных курсов

Дороговизна книжной продукции

Организация буккроссинга (обмен книгами бесплатно)

Мало информации о новинках книжной литературы

Выставка книг, читательские «перемены», читательские «пятиминутки» на уроке

5 группа. Издатели (на столе журнал).  Девиз: «Для всех, кто учится и учит»

Решаем 5 поставленную проблему: проблема выбора книги для чтения у детей и подростков.Предлагаю составить буклет «Топ-10 книг для детского и юношеского чтения» (7-9 класс, 5-6 класс, 10-11 класс, на ваш выбор). Можно включать как известные произведения, так и новинки, как русских, так и зарубежных авторов.

Связь школьного научного общества и Концепции поддержки детского чтения 

  1. Организация книжных выставок-ярмарок.
  2. Участие членов НОУ  в литературных тематических конкурсах.
  3. Организация круглых столов, семинаров (таких, как этот).
  4. Разработка буктрейлеров в рамках НОУ, аудио и мультимедиа продуктов.
  5. Разработка читательских проектов и исследований по теме в рамках НОУ.
  6. Читательские «летучки» на переменах.
  7. Издание сборников школьных авторов (в рамках НОУ).
  8. Сотрудничество с системой ДО.
  9. Экскурсии в литературные музеи, библиотеки, театры.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен