Олимпиада по русскому языку

В данном материале предлагаются олимпиадные задания для 9-11 классов.

9 класс

Задание 1. Дан ряд слов: зимой, весной, летом, днём, вечером, утром, осенью, ночью, домой, боком.

а) К каким частям речи может относиться каждое из приведённых слов? Составьте короткие предложения, подтверждающие каждое решение.

б) Разделите слова на морфемы, учитывая ответы, данные в пункте а).

в) Основываясь на результатах проведённого анализа, назовите слово, которое отличается от остальных членов данного ряда.

Оценка:

   

сумма

а)

по 1 баллу за слово

10

б)

по 1 баллу за слово

10

в)

2 балла

2

всего:

 

22

 

Задание 2. Вспомните, какие морфологические формы имеются у имён прилагательных и имён существительных как частей речи, и установите, какой общей чертой характеризуются слова хромой, слепой, лысый, замужняя, неженатый, мечта, мольба. Дайте краткое пояснение.

Оценка: 4 балла.

 

Задание 3. Объясните, в чём состоит различие признаков, обозначенных словами лежащий – лежачий в словосочетаниях лежащий больной – лежачий больной. Приведите пример словосочетания, иллюстрирующего такое же различие.

Оценка:

объяснение

2 балла

свой пример

3 балла

всего:

5 баллов

 

Задание 4. Объясните, почему языковая пропорция неверна: карьерист: карьеристка = рана: ранка?

Оценка: 4 балла.

 

Задание 5. Даны словообразовательные пары: баскетбол – баскетболист, дзюдо - дзюдоист, теннис- теннисист, футбол - футболист, шахматы - шахматист, регби - регбист, самбо - самбист. Объедините их в три группы так, чтобы в каждой из групп были представлены пары, в которых словообразование осуществляется по одной и той же модели? Опишите каждую из этих трёх различных моделей.

. Оценка:

 

группировка

описание

сумма

1

1

1

2

2

1

1

2

3

1

1

2

всего:

3

3

6

 

Задание 6. Выберите слова, не имеющие окончаний. Наизусть, лебедь, колибри, около, должен, жалюзи, очки, по-английски, стекло, Сахара, жало, прелесть, чернила, Кюри, вверх, Сочи, Альпы.

Оценка: 8 баллов - по 1 б. за слово.

 

Задание 7. Найдите в каждой паре третье слово, которое объединило бы два других слова:

а) заголовок – звание;

б) супружество – изъян;

в) скамья – магазин;

г) гримаса – снаряд.

Оценка: 4 б. - по 1 б. за каждый ответ.

 

Задание 8. Проанализируйте предложения. Укажите, в чём заключается разница в синтаксической роли глагола «любить» в этих предложениях. Объяснения могут быть словесными и графическими.

  1. Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?
  2. Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.
  3. Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать.
  4. – Душе несносно, раб. Её несёт любить.
  5. Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. 

Критерии: по 1 баллу за каждый правильно объяснённый член предложения.  3 призовых балла за подробные объяснения.  Всего 8 баллов.

 

Задание 9. Некоторые из приведённых ниже схем словосочетаний невозможны в русском языке. Укажите их и объясните, почему они невозможны. На возможные словосочетания приведите по одному примеру. Главное слово выделено жирным шрифтом, в скобках указан тип связи:

1) глагол – (управление) – существительное;

2) существительное – (примыкание) – прилагательное;

3) глагол – (управление) – наречие;

4) прилагательное – (согласование) – существительное;

5) причастие – (примыкание) – существительное;

6) причастие – (примыкание) – глагол;

7) глагол – (примыкание) – причастие;

8) деепричастие – (управление) – существительное;

9) деепричастие – (примыкание) – глагол;

10) существительное – (примыкание) – наречие. 

За каждую найденную схему невозможного словосочетания – 1 балл. За каждое правильное объяснение, почему данная схема невозможна, - 1 балл. За каждый правильно приведённый пример -1 баллВсего: 9 баллов.

 

Задание 10. Опишите, как и с участием каких языковых средств создаётся юмористический эффект в шутливом высказывании: Новый рыбный ресторан для российских моряков открылся в японском порту Йокогама. Чтобы польстить клиентам и напомнить о далёкой родине, им за счёт заведения подают крохотное фирменное блюдо под названием «1/6 часть суши».

Оценка: 4 балла.

Максимальный балл 74.

ОТВЕТЫ

10 класс

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах.

Баловать, бомбардировать, исчерпать, облегчить, положить, предвосхитить, предложить, принудить,  углубить, юркнуть.

Максимум 10  баллов (по 1 баллу за каждое слово).

 

Задание 2.    Подчеркните  слова,  в которых перед  Е произносится твердый согласный:   эссенция,  шинель, тезис, сонет, термос,  бутерброд,  тендер,  академия,  кларнет,  терминал.

Максимум 5  баллов  (по 1 баллу за правильный ответ).

 

Задание 3.    Разделите слова на группы по способу словообразования.

Умозаключение,  дикорастущий,  лженаука,  здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый.

Максимум 3 балла (2 балла за правильно названные  способы  образования и 1 балл за правильное разделение слов).

 

Задание 4.  Определите современное и историческое морфемное строение предложенных слов:   висок, перчатка, кольцо, чернила.

Современное морфемное членение

Историческое морфемное членение

 

 

Максимум 8 баллов (по 1 баллу за каждый верный вариант).

 

Задание 5.  Распределите данные ниже предложения по  группам  в зависимости от  части речи выделенных слов.

  1. Всё здесь было просто и бесхитростно.
  2. Он поглядел на девушку печально.
  3. Бесконечное пространство полей Средней России пустынно.
  4. Спутник весело подмигнул мне.
  5. Мы странно встретились и странно разойдемся.
  6. Когда же ему станет невыносимо создавшееся положение?
  7. Учение давалось нашему поколению трудно.
  8. Разведение пчел полезно для нервной системы человека.

Максимум 4 балла  (2 балла за каждую правильно сформированную группу, 2 балла за правильно  названную часть речи).

 

Задание 6.  Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы, соответствующие им по смыслу.

  1. Один волк не кусает другого волка (испанск.).
  2. Леопард не может изменить своих пятен (англ.).
  3. Если хочешь масла, нужно его сбить (франц.).
  4. На какую гору пришел, такую песню и пой (китайск.).

Максимум 4 балла  (по 1 баллу за пословицу).

 

Задание 7.  Объясните, по каким принципам выбраны и расположены данные ниже слова. Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены словари такого типа?

КОРРЕ'КЦИЯ [<лат. correctio] – исправление; мед. Коррекция зрения.

КОРРЕ́СПОНДЕ'НЦИЯ [<фр. correspondant] 1) переписка между отдельными лицами и учреждениями; 2) письма, почтово-телеграфные отправления; 3) сообщение о текущих событиях, полученное от корреспондента средствами массовой информации.

КОРРУ'ПЦИЯ [лат.corrupcio] –  прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц.

Максимум 7 баллов: 2 балла – правильное определение типа словаря, 2 балла – правильное определение принципа расположения слов, 3 балла – полная характеристика возможностей словаря.

Задание 8.  Найдите пару слов, которые не являются этимологически (т.е. исторически) родственными. Обоснуйте своё решение. В случаях этимологического родства укажите первоначальный общий смысл корня. Смородина – смрад, время – веретено, борозда – бразды (правления), порошок – прах, порожний – праздник.

Максимум 6 баллов (по 1 баллу за правильный ответ).

 

Задание 9.  Исправьте речевые ошибки.

  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
  2. В этот день я услышал много обидчивых слов.
  3. Студент быстро освоил материал.
  4. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
  5. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

Максимум 5  баллов (по 1 баллу за правильный ответ).

 

Задание 10.  Запиши, функцию какого члена предложения выполняет инфинитив в данных примерах.

1)  Читать полезно.

2)  Мы договорились встретиться.

3)  Охота странствовать напала на него.

4)  Мы пришли в библиотеку заниматься.

5)  Перед отъездом я хотел побродить по городу.    

Максимум  5  баллов.

Задание 11.  У Сократа есть изречение: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Как Вы понимаете его смысл? Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему изречения (не меньше 10 предложений).

Критерий

баллы

1.

Умение выразить свою точку зрения; глубина рассуждений

0-5

2.

Умение выразить и обосновать:  полнота аргументации

0-5

3.

Логичность, композиционная стройность

0-2

4.

Точность и выразительность речи

0-3

5.

Отсутствие грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок

0-5

 

Максимальное количество баллов

20

Всего: 77 баллов.

ОТВЕТЫ

 

11 класс

 

Задание 1. (6 баллов) Выпишите слово (слова), в котором (в которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя.

Максимум 6  баллов.

 

Задание 2. (4 балла) Объясните лексическое значение данных заимствованных слов; замените их русскими синонимами.

А) гипотеза

В) консенсус

Б) конвенция

Г) презентация

Максимум 4  балла.

 

Задание 3. (8 баллов) Допустим, в русском языке есть следующие фразеологизмы:

1) когда медведь в море зарычит;

2) (у кого-л.) пять отпусков в квартал;

3) мешеный пирог;

4) делать из гвоздя рельс;

5) (как) крокодил пастью заглотнул;

6) матч не стоит клюшек;

7) нашей «Ладе» троюродное «Жигули»;

8) кто в поле, кто за травой.

Какие фразеологизмы, действительно существующие в русском языке, могли бы им соответствовать?

Максимум 8 баллов.

 

Задание 4. (4 балла) Восстановите словообразовательную цепочку:

А) предусмотрительный ← … ← усмотреть ← …

Б) … ← возобновить ← … ← новый

Максимум 4  балла.

 

Задание 5. (4 балла) В стихотворении Е.Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны.

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Максимум 4 балла.

 

Задание 6. (4 балла) Укажите, к какой части речи относится слово РАЗ в каждом примере.

  1. Уж сколько раз твердили миру.
  2. Раз в начале осени я отправился на охоту.
  3. Раз ты обещал – сделай.
  4. А он приятелю раз по руке.

Максимум 4  балла.

 

Задание 7. (6 баллов) Образуйте форму родительного падежа мн. числа от слов: туфля, ясли, курица, сиденье, джинсы, шорты.

Максимум 6 баллов.

 

Задание 8. (3 балла) Расставьте знаки препинания в предложении и объясните свой выбор.

И летят мои года пламенно и властно и горит моя звезда и не хочет гаснуть.

Максимум 3 балла.

 

Задание 9. (3 балла) Произошел несчастный случай: утонул человек. В отделении полиции должны составить акт. Полицейский написал: «Акт об утопании», но подумал и зачеркнул. Затем написал: «Акт об утопии». Вновь зачеркнул, подумал и написал: «Акт о входе тела в воду и о невыходе тела из воды». Почему полицейскому не понравились первые два варианта? Помогите сотруднику полиции составить название акта.

Максимум 3 балла.

 

Задание 10.  (20 баллов) Прочитайте афоризмы. Выберите один. Напишите сочинение-рассуждение.  Постарайтесь объяснить, в чем глубокий смысл афоризма, какая вечная истина утверждается в нем? Приведите аргументы. Что делает эти высказывания остроумными?

  • Мыльный пузырь всегда радужно настроен. /Э. Короткий/
  • Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении. /С. Е. Лец/
  • Пустая голова, до краев наполненная эрудицией. /С. Е. Лец/
  • Люди часто путают взволнованную глупость с бурлящим умом. /Ф. Искандер/

Критерий

баллы

1.

Умение выразить свою точку зрения; глубина рассуждений

0-5

2.

Умение выразить и обосновать:  полнота аргументации

0-5

3.

Логичность, композиционная стройность

0-2

4.

Точность и выразительность речи

0-3

5.

Отсутствие грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок

0-5

 

Максимальное количество баллов

20

Максимальный балл – 62

ОТВЕТЫ