К экзамену
Во время итогового собеседования

9 февраля 2022 года обучающиеся 9-х классов приняли участие в итоговом собеседовании по русскому языку.

Напомним, что собеседование является допуском к прохождению государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования.

Ребятам нужно было продемонстрировали коммуникативную компетенцию: умение выразительно прочитать текст, пересказать его с включением цитаты, создать импровизированное монологическое высказывание по выбранной теме, принять участие в диалоге с экзаменатором-собеседником.

Обучающиеся, которые по причине болезни сегодня не смогли принять участие в мероприятии, проверят свои умения в дополнительный срок 9 марта 2022 года.

Тексты из двух вариантов были посвящены спортивным достижениям и знаменитым спортсменам.

 

Вариант 123

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте вслух текст о советском лыжнике, заслуженном мастере спорта СССР Вячеслáве Петрóвиче Ведéнине (1941-2021). 

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Многие годы на зимних Олимпийских играх советские лыжники ни разу не побеждали в эстафете: лыжные гонки оставались словно заколдованными для сборной. И только на XI зимней Олимпиаде 1972 года эта традиция была нарушена. Героем мужской лыжной команды стал Вячеслáв Петрóвич Ведéнин.

К концу третьего этапа соревнования разрыв между сборной Норвегии и сборной СССР достиг целой минуты. Когда эстафета была передана Веденину, норвежский лыжник уже успел скрыться в лесу, куда уходила лыжня. Последнее, что услышал Вячеслав Веденин от трéнеров, устремляясь в погоню: «Не упустить теперь хотя бы серебро».

Отыграть на этапе в десять километров целую минуту было практически невозможно. Понимая это, норвежские лыжники уже праздновали победу. А Вячеслав Веденин между тем отыгрывал секунду за секундой. Впереди предстояли два подъёма и два спуска. На одном из них уже за километр до финиша. Веденин обошёл норвéжца, который просто не мог поверить в случившееся. Веденин опередил его на 9,12 секунды. Олимпийскими чемпионами в эстафете стали советские лыжники. Это была настоящая победа советского спорта!

Помнят победу Веденина на зимней Олимпиаде и на его родине - в Тульской области. В последнюю субботу января проходят ежегодные соревнования в его честь - «Лыжня Веденина».

(184 слова)

 

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Вячеслáва Петрóвича Ведéнина: «Как я финишировал, почти не помню. Черту пересёк, и всё! Когда же дар речи ко мне вернулся, я первым делом спросил: „Ну как, мы выиграли?”».

Подумайте, где лучше использовать слова В.П. Веденина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. 

У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

Используя карточку участника собеседования, выполните задание. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Катание на сноуборде (на основе описания фотографии)

Тема 2. Смелый поступок (повествование на основе жизненного опыта)

Тема 3. Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? (рассуждение по поставленному вопросу)

 

Задание 3. Тема 1. Катание на сноуборде
Опишите фотографию.

Не забудьте описать:
• каков внешний вид человека, запечатлённого на фотографии;
• какой момент запечатлён на фотографии;
• особенности природы и ландшафта;
• какие качества развивают в человеке экстремальные виды спорта.

Задание 3. Тема 2. Смелый поступок
Расскажите о своём смелом поступке.

Не забудьте рассказать:
• при каких обстоятельствах Вы совершили поступок;
• как долго Вы принимали решение;
• что Вы чувствовали, проявляя смелость;
• как изменилась Ваша самооценка после такого поступка.

Задание 3. Тема 3. Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек?

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:
• Какие привычки называют вредными и почему?
• Всегда ли вредные привычки человека приносят вред только ему?
• Чем мешают человеку вредные привычки?
• Какие качества характера необходимы, чтобы избавиться от вредной привычки?

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.

 

Из карточки экзаменатора 

Задание 4. Тема 1. Катание на сноуборде
Опишите фотографию.

1) Почему многие люди занимаются экстремальными видами спорта?
2) В чём опасность экстремальных видов спорта?
3) Что Вам больше нравится: смотреть спортивные соревнования по телевизору или заниматься спортом самому?

Задание 4. Тема 2. Смелый поступок
Расскажите о своём смелом поступке.

1) Чем смелость отличается от безрассудства?
2) Испытывает ли страх смелый человек? Почему?
3) Как Вы прокомментируете высказывание «Достаточно один раз сдаться, чтобы потом не осталось смелости»?

Задание 4. Тема 3. Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек?

1) Что самое трудное в избавлении от вредной привычки?
2) Существуют ли люди, у которых нет вредных привычек?
3) Какие вредные привычки наиболее опасны для человека?

 

Вариант 178

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте вслух текст о советском пловце, олимпийском чемпионе, многократном чемпионе мира, Европы и рекордсмене мира Владúмире Валéрьевиче Сáльникове (родился в 1960 году).

Выдающийся пловец Владúмир Валéрьевич Сáльников вписал своё имя в историю отечественного спорта, установив более 20 рекордов, 13 из которых мирового уровня. «Монстр в воде», «железный человек», «машина, для рекордов», «великий Сальников» - подобных эпитетов за свою спортивную карьеру он заслужил немало.

А начиналось всё в небольшой новгорóдской деревушке, где каждое лето Володя отдыхал у бабушки. Тайком от неё он бегал с деревенскими мальчишками на дикие пляжи. Плавать тогда он ещё не умел, поэтому плескался на мелководье около берега и очень завидовал своим одногодкам, которые умели плавать.

Судьбе было угодно, чтобы в школу, где учился Владимир, пришёл тренер по плаванию и предложил всему классу стать пловцами. Правда, записывать всех подряд он не спешил, а предложил выполнить ряд упражнений. Сальников успешно с ними справился и был зачислен в спортивную секцию.

За время своей спортивной карьеры Владимир Сальников преодолел дистанцию, равную длине эквáтора. Благодаря трудолюбию, силе воли, умению преодолевать трудности он не проиграл с 1977 по 1986 год ни одного мирового первенства на дистанции 1500 метров вольным стилем. Рекорд мира, установленный спортсменом в 1983 году, продержался восемь лет.

(174 слова)

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Владúмира Валéрьевича Сáльникова: «Профессионал всегда переживает. Я очень переживал, когда плавал, земля из-под ног уходила, но в поражении надо искать и силы тоже. И идти до конца! Человек идёт до конца и, прежде всего, выигрывает сам у себя».

Подумайте, где лучше использовать слова В.В. Сальникова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. 

У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».

Задание 3. Монологическое высказывание.

Используя карточку участника собеседования, выполните задание. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Путешествие (на основе описания фотографии)
Тема 2. Моя мечта (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Почему люди стремятся обрести друзей? (рассуждение по
поставленному вопросу)


Задание 3. Тема 1. Путешествие
Опишите фотографию.

Не забудьте описать:
• как выглядят люди, запечатлённые на фотографии;
• особенности пейзажа;
• какой момент запечатлён на фотографии;
• роль путешествий в расширении кругозора.

Задание 3. Тема 2. Моя мечта
Расскажите о своей мечте.

Не забудьте рассказать:
• о чём Вы мечтаете;
• как можно осуществить эту мечту;
• может ли она стать для Вас жизненной целью;
• почему осуществление мечты для Вас важно.

Задание 3. Тема 3. Почему люди стремятся обрести друзей?

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:
• Для чего человеку нужны друзья?
• Может ли у человека быть много друзей?
• Какие качества раскрывает в человеке дружба?
• Дружить сложно или легко? От чего это зависит?

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.

 

Из карточки экзаменатора

Задание 4. Тема 1. Путешествие
Опишите фотографию.

1) В чём польза путешествий?
2) Какими навыками должен обладать путешественник?
3) В каком уголке России Вам хотелось бы побывать? Почему?

Задание 4. Тема 2. Моя мечта

1) Чтобы мечта осуществилась, на Ваш взгляд, нужно прикладывать усилия или достаточно просто довериться судьбе?
2) Согласны ли Вы с тем, что мечты - это бегство от реальности? Почему?
3) Как мечта может повлиять на жизнь человека?

Задание 4. Тема 3. Почему люди стремятся обрести друзей?
1) Что такое настоящая дружба?
2) Когда друг может стать врагом?
3) Как Вы понимаете высказывание «Самое главное в дружбе - умение понимать и прощать»?

Творческие работы


Кажется, что свободный выбор в любви очевиден. Но в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» такой выбор невозможен из-за длительной вражд...
Л.Н. Толстой не сразу нашёл название к этому рассказу. Сначала были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», потом «А вы говорите»....
Любовь! В ней всё тайна. Как она приходит, развивается, исчезает?.. ...
Имя Салтыкова-Щедрина, беспощадного сатирика и государственного деятеля, уникально и трагично. ...
О Некрасове школьники знают несколько фактов: трудная юность и способность устоять и отстоять свою самостоятельность. ...
Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» - это биографическая повесть авантюрного характера. ...