События
Школьный телецентр
Оператор и журналист снимают пилотный выпуск лицейских новостей
Лицейский бал
Посвящение в лицеисты
Виват, лицей!
Первосентябрьская линейка (фото из архива)

Готовимся к сочинению ОГЭ по русскому языку по тексту современной писательницы Виктории Токаревой.

Фрагмент из повести «Ничего особенного» заставляет размышлять о семье, о любви, об отношениях между родителями и детьми, в конечном счёте, о счастье. Каждый день мы ждём чего-то особенного, а жизнь проходит и ничего никогда не повторится. 

Прочитаем текст и подумаем над его содержанием. А затем выполним несколько заданий.

Исходный текст:

(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно...

– (19)Что значит «ляпнет»?

– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод...

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. –(25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, грядут.(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

(По В. Токаревой)*

* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) – современный русский прозаик и сценарист, автор сборника рассказов «Самый счастливый день».

О чём этот текст? Какое впечатление произвёл? Кто его герои? Какие детали запомнились?

Праздник. День рождения единственной дочери. И спор матери Надежды и дочери Оксаны, желающей по-своему отпраздновать свои 16 лет, только без родителей, которых она явно стесняется.

Оксана, Надежда и Корольков. Почему два женских имени и только одна мужская фамилия? Видимо, герой привык к главенству женщин в семье, по привычке делает замечание дочери, защищая жену от нападок дочери. Он не лидер в семье, не хозяин своей судьбы, плывёт по течению: работа, дом. Дочь приучил к мысли, что отцовская любовь – привычное состояние, «как земля под ногами и небо над головой».

Приступаем к выполнению заданий по исходному тексту.

Задание 1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение

Известный английский писатель Дж.Свифт утверждал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Раскроем смысл данного высказывания, проанализировав особенности речи героев рассказа Виктории Токаревой.

С одной стороны, шестнадцатилетняя девушка Оксана употребляет слова «ретруха» (предложение 11), «ляпнет» (предложение 18), фразеологизм «нервы мотает» (предложение 13). Все эти слова относятся к разговорному стилю и имеют просторечный оттенок. Писательница с помощью речевой характеристики героини подчёркивает не столько её желание казаться современной, сколько её грубость и духовную ограниченность.

С другой стороны, мы видим Королькова, отца Оксаны, который стал свидетелем конфликта матери и дочери. Авторский текст, передающий мысли Королькова, насыщен средствами художественной выразительности. Например, можно отметить сравнение «как спичка о коробок» (предложение 7), книжные слова «фундамент» , «амбулаторно» (предложения 31, 32), эпитеты «чистенькое, новенькое», ссылка на известную пословицу «жать то, что посеяли» (предложение 29). Все перечисленные средства указывают на то, что Корольков – это образованный, интеллигентный человек, обеспокоенный тем, что его жена и дочь не могут разговаривать друг с другом без ссоры.

Таким образом ясно, что речь людей является одним из важных факторов, определяющих богатство или убогость их внутреннего мира.

 

Задание 2.1.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни».
Приведите в сочинении 2 (два) примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение

Когда рождается ребёнок, он маленький и беспомощный, все о нём заботятся. Когда ребёнок подрастает и приобретает определённые навыки, он меньше зависит от помощи окружающих, но привыкает, что о нём заботятся. Об этом задумывается Корольков.

В день рождения дочь Оксана раскрылась для отца в новом свете. Дочь выросла, у неё другие интересы и вкусы, в отличие от родителей. Она готова пожертвовать уважением к матери, лишь бы сделать всё так, как задумала и не ударить в грязь лицом перед своими друзьями. Причина этого конфликта раскрывается в предложении 29. Отец задумывается над собственными ошибками в воспитании дочери. Он понимает, что эгоистичной Оксане будет непросто общаться с людьми. Именно поэтому ещё не поздно ему поучаствовать в судьбе девочки, чтобы заложить «фундамент всей дальнейшей жизни».

Размышления героя рассказа убеждают нас в необходимости пристального внимания к воспитанию детей, особенно в подростковом и юношеском возрасте.

 

Задание 2.2.

Напишите сочинение-рассуждение, объяснив, как Вы понимаете смысл финала текста: «Позвонили в дверь. Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. С ней было всё в порядке. Впереди праздник, и жизнь – как праздник».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение

Каждый человек должен определить, для чего он живёт, что является ценным в его жизни. Взгляды и принципы играют ключевую роль в судьбе человека. От них зависит принятие решений, реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. Они формируются с самого детства, и огромную роль в этом процессе играют родители.

Для Оксаны, героини произведения В.Токаревой, жизнь как праздник, где все делается так, как она хочет. Такое поведение приводит к конфликту с матерью, которая оказалась лишней на празднике (предложения 4-5). Корольков называет дочь эгоисткой и с тоской думает о том, что «её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли». Он понимает важность воспитания дочери (предложения 30-31) для формирования истинных ценностей и видит возможные осложнения в семье. «А осложнения, как он понимал, грядут».

Можно сделать вывод, что важные цели в жизни человека непосредственно связаны с системой нравственных ценностей, которые с детства закладываются в семье. Нельзя бездумно относиться к жизни как к вечному празднику.

Задание 3.1.

Как Вы понимаете значение слова ЭГОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать эгоистом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение 

В жизни мы часто встречаем проявление эгоизма, да и сами порой бываем эгоистичными. Эгоизм – это себялюбие, предпочтение личных интересов интересам общественным, пренебрежение ими. С эгоистами трудно общаться, они стараются удовлетворить только свои собственные потребности и не обращают внимания на желания окружающих.

В тексте В. Токаревой шестнадцатилетняя Оксана эгоистично относится к своим родителям. Она против того, чтобы во время празднования её дня рождения за столом находилась мать. Ей неинтересны доводы матери о желании отметить день рождения дочери вместе с ней. Дочь не понимает унизительного положения матери, сидящей на кухне  во время празднования в качестве прислуги. Девушка считает, что мать ей «мотает нервы», что в день её шестнадцатилетия всё должно быть так, как хочет только она сама. Такое отношение есть проявление себялюбия, жестокого отношения к самым близким людям.

Проблема эгоизма широко освещена в художественной литературе. Герой легенды из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль», сын орла и земной женщины, Ларра считает себя умнее, сильнее и лучше других. В его поведении видно неуважение к старшему поколению. Из эгоистических побуждений юноша совершает убийство. Эгоиста старейшины изгоняют из племени. Он наказан за то, что он превозносил себя и не считался с мнением и чувствами других людей. Теперь Ларра был одинок, и это одиночество длилось вечно. 

Я уверен, что в обществе люди должны придерживаться правил поведения и помнить об уважении к окружающим. Тогда не будет эгоистов и равнодушия к чужой беде.

Задание 3.2.

Как Вы понимаете значение слова ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие жизненные ценности важны?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение 

Каждый человек на протяжении жизни определяет для себя важные ценности. Это семейные отношения, любовь, дружба, порядочность. Жизнь начинается в семье, и взаимоотношения между поколениями передаются по наследству. Необходимо строить доверительные и уважительные отношения между всеми членами семьи, делать всё, чтобы в доме царил мир и спокойствие.

Если люди больше заботятся о материальных ценностях, интересуются чужим мнением больше, чем происходящим в семье, возникают проблемы. Виктория Токарева показывает, во что могут вылиться неверные представления о семейных ценностях. Оксана принимала заботу родителей как должное. Предложения №6-8 доказывают, что девушка не ценила мнения и чувств старших. Её волновало лишь мнение собственных друзей. Отец, размышляющий о взаимоотношении дочери с матерью, вынужден был признать, что они с женой Надеждой вырастили эгоистку. Оксана не дорожит членами семьи и переживает как бы мать чего «не ляпнула» чего-нибудь на дне рождения дочери, критикует её наряд в стиле ретро («ретруха» в предложении 11). Глава семейства с горечью осознаёт, что выросла равнодушная и себялюбивая дочь.

Невольно сравниваешь описанные писательницей события с отношениями в моей семье. У нас каждый дорожит близкими и не устраивает конфликтов. Мы заботимся друг о друге, советуемся, поддерживаем в сложной ситуации. Родители не ссылаются на занятость и готовы в любой момент выслушать и понять. На мой взгляд, семья – самая большая ценность для человека в любом возрасте. Надо лишь, чтобы в ней царили понимание, забота и уважение. 

Каждый из нас самостоятельно формирует жизненные ценности. И какие бы жизненные ценности не избирал человек, он не должен забывать об уважении к родным и окружающим людям.

Рассказы М. Зощенко
Эту книжку он написал для неразумных детишек.
«Когда я был мальчишкой...»
Какие проблемы решают герои Сергея Вольфа?
Самостоятельная работа по словосочетанию
Это одна из трудных тем.
Как описать фотографию?
Монологическое высказывание по фотографии.
Грамматическое задание
Предлагаем образцы разборов.
Как появился современный дом?
Человек не мыслит себя без дома.