Олимпиада по литературе

Олимпиадные задания по литературе адресованы обучающимся 7-8 классов.

7 класс

Задание 1.   [3 балла] Узнайте героя русской литературы.
Отец дочери на выданье, помещик-англоман, его падение с лошади привело к примирению с соседом.

- Напишите его имя (1 балл).
- Напишите его отчество (1 балл).
- Напишите его фамилию (1 балл).


Задание 2.   [2 балла] Узнайте героя зарубежной литературы. Географ, перепутал Австралию с Новой Зеландией, впрочем, именно эта ошибка спасла персонажей романа от верной гибели.

- Напишите его имя (1 балл).
- Напишите его фамилию (1 балл).


Задание 3.   [1 балл] Определите жанр по фрагменту.

Как мы век по морю ездили,
А морскому царю дани не плачивали:
Видно, царь морской от нас дани требует,
Требует дани во сине море.
Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Взимайте бочку-сороковку чиста серебра,
Спущайте бочку во сине море.

А) басня          

 Б) былина                    

В) баллада                   

 Г) послание

Задание 4.  [1 балл] Определите жанр по фрагменту.
Дома, на Земле, Баррингтоны частенько подшучивали над тем, что он, будучи сам механическим агрегатом, не имел никакой склонности к технике. И вот он мог бы спасти тех людей и корабль – мог бы спасти их всех, если бы вовремя понял значение схемы. Но он оказался тугодумом и тупицей, и теперь все они погибли.

А) фантастический рассказ           

Б) житие          

 В) притча

 Г) литературная сказка         

Задание 5.  [1 балл] Определите жанр по фрагменту.

И гости ждут, чтоб битва началася.
Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка… все глядят за ней…
Она упала меж зверей.

А) литературная сказка       

Б) притча                       

В) баллада                          

Г) былина

Задание 6. [3 балла] Узнайте отечественного писателя по фактам его биографии. Служил в библиотеке, потому что любил книги и покой. Современники (в том числе А.С. Пушкин) пересказывали анекдоты о его лени и обжорстве. Однако это не помешало ему сочинить, кроме драматических и публицистических произведений, девять стихотворных книг одного жанра.

Напишите его имя (1 балл).   

Напишите его отчество (1 балл).    

Напишите его фамилию (1 балл).

 

Задание 7. [2 балла] Это природное явление отечественные поэты сравнивали с белым чугуном, слюдой, стеклом, алебастром.


Задание 8.   Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873)

(1) Восток белел. Ладья катилась,
(2) Ветрило весело звучало, –
(3) Как опрокинутое небо,
(4) Под нами море трепетало... 

(5) Восток алел. Она молилась,
(6) С чела откинув покрывало, –

(7) Дышала на устах молитва,
(8) Во взорах небо ликовало...

(9) Восток вспылал. Она склонилась
(10) Блестящая поникла выя, –
(11) И по младенческим ланитам
(12) Струились капли огневые...   (1836)

Задание 9.   [2 балла] Определите время суток, описанное в стихотворении.

 

Задание 10. [3 балла] Какие художественные приёмы использованы в строках 1–4? Отметьте три варианта.

А) сравнение
Б) олицетворение
В) оксюморон

Г) эпифора
Д) градация
Е) эпитет

Задание 11.   [2 балла] Какие художественные приёмы использованы в строках 5–8? Отметьте два варианта.

А) олицетворение
Б) эпитет
В) перифраза

Г) оксюморон
Д) метонимия
Е) сравнение

Задание 12.   [2 балла] Какие художественные приёмы использованы в строках 9–12? Отметьте два варианта.

А) метафора
Б) эпитет
В) оксюморон

Г) эпифора
Д) сравнение
Е) градация

Задание 13.   [2 балла] Выпишите из текста стихотворения устаревшее слово со значением «парус».


Задание 14.   [2 балла] Выпишите из текста стихотворения устаревшее слово со значением «шея».


Задание 15.   [2 балла] Как называются слова, при помощи которых обрисован облик героини?
А) жаргонизмы; Б) архаизмы; В) историзмы; Г) фразеологизмы


Задание 16.   [2 балла] Какой художественный приём использован в начальных строках каждой строфы? Ответьте двумя словами: словосочетанием, где главное слово мужского рода, а зависимое – прилагательное.

Задание 17.  [2 балла] Чем отличается последняя строфа от предыдущих? Отметьте два варианта.
А) В ней иной стихотворный размер, чем в предыдущих.
Б) В последней строфе использованы глаголы совершенного вида.
В) В последней строфе использованы местоимения первого лица.
Г) В последней строфе героиня смеётся.
Д) В последней строфе героиня плачет.
Е) В последней строфе использован оксюморон.

 

Задание 18.   [1 балл] Эпитет «младенческие» подчёркивает
А) то, что героиня – младенец
Б) то, что у героини чисто вымытые щёки
В) бессмысленность действий героини
Г) чистоту и невинность героини

 

Задание 19.  [4 балла] Дайте ответы на вопросы:

- Кто плакал?

- Почему слёзы были «огневые»?

- Что еще вы можете сказать о героине?

Всего 37 баллов.

 

8 класс

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Максимально 11 баллов.

1 задание. О каком писателе идёт речь? (6 баллов)

  1. Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.
  2. Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.
  3. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».
  4. Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.
  5. У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.
  6. За право считаться его родиной спорили семь городов. Его существование окутано тайной. Слепой, мудрый, бедный, странствующий – вот всё, что дошло о нём сквозь тысячелетия. А ведь он создал две великие поэмы о великой войне и о возвращении, сюжеты которых стали «фундаментом» европейской культуры.

 

2 задание.  (5 баллов)

Напишите буриме (шутливое стихотворение на заданные рифмы):

______________________________________________над прудами

______________________________________________наугад

______________________________________________плодами

______________________________________________сад.

Учитывается наличие смысла, соблюдение размера, юмор, образность, оригинальность.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Максимально – 25 баллов.

Выполните комплексный анализ произведения, опираясь на вопросы, данные ниже (должен получиться связный текст).

- Какова основная мысль текста? Как заглавие помогает понять его смысл? О чём вам говорит его дата?

- Какие художественные средства помогают автору передать идею произведения и характеры героев?

- Какие произведения вспоминаются при чтении этого рассказа, схожие с ним идейно или тематически? В чем их можно сопоставить с предложенным текстом? Аргументируйте свой ответ.

 

А. С. Грин

Игрушки

В одном из пограничных французских городков, занятом немцами, жил некто Альваж, человек с темным прошлым, не в худом смысле этого слова, а в таком, что никто не знал о его жизни решительно ничего.

Альваж был усталый человек. Действительность смертельно надоела ему. Он жилочень уединенно, скрытно; единственным счастьем его жизни были игрушки, которыми Альваж заменил сложную и тягостную действительность. У него были великолепные картонные фермы с коровками и колодцами; целые городки, крепостцы, пушки, стреляющие горохом, деревянные солдатики, кавалеристы, кораблики и пароходы. Альваж часто устраивал меж двумя игрушечными армиями примерные сражения, расставляя армии на двух ломберных столах в разных концах комнаты и стреляя из пушечек моченым горохом.

У Альважа был партнер в этом безобидном занятии – глухонемой парень Симония; но Симония был недавно расстрелян пруссаками, и старик развлекался один.

Пруссаки, как сказано, заняли город. На пятый день оккупации капитан Пупенсон отправился вечером в ратушу, или мэрию, руководить расстрелом тридцати французов, взятых заложниками. Путь Пупенсона лежал мимо дома Альважа. Весьма удивленный тем, что, несмотря на запрещение, в окне бокового фасада горит послевосьмичасовой огонь, Пупенсон перелез палисад, подкрался к окну и заглянул внутрь. Он увидел диковинную картину: тщедушный старик в ночном колпаке и халате заряжал вершковую пушечку, приговаривая: – «Всех разнесу, постой!» И горошина с треском положила несколько березовых рядовых, упавших навытяжку, руки по швам. Пупенсон, гремя саблей, полез в окно. Альваж не испугался, он ждал, что дальше.

– Вы что делаете? – сказал Пупенсон. – Что вы, ребенок, что ли?

– Как хотите! – возразил Альваж. – Вам нравится ваша игра, мне – моя. Моя лучше. Не хотите ли сыграть партию?

Пупенсон, пожимая плечами и улыбаясь, рассматривал армии, составленные вполне правильно, со всеми комплектами артиллерии, обозов, кавалерии и саперии. Игрушки делал сам Альваж.

– Ну, ну! – снисходительно сказал Пупенсон, вертя в руках пушечку. – Как она действует? Так, что ли?!

Велика притягательность новизны и оригинальности! Прошел час, другой… В комнате сидели двое: увлеченный, разгорячившийся Пупенсон и торжествующий Альваж; он, как более наметавший руку, беспрерывно поражал армию Пупенсона, прежде, чем тот успевал подстрелить у него десяток-другой. Горох, подскакивая, неистово прыгал по полу и столам.

Наконец Пупенсон вспомнил о деле и с сожалением покинул Альважа с его  любопытными армиями. Но он опоздал – полчаса назад расстрел заложников был отменен (ибо пригрозили в соседнем городе расстрелять немецких заложников). А не опоздай он – все было бы кончено для тридцати человек раньше, чем пришла бы отмена казни.

Отличные игрушки старика Альважа следовало бы завести всем воинственно настроенным людям.   (1915)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Творческое задание. Максимально - 10 баллов.

       У вас в классе проходит литературная викторина. Вы предлагаете одноклассникам  узнать, кто перед ними, переодевшись в одного из литературных   героев, который должен представить себя сам.  Обязательно опирайтесь на текст художественного  произведения, из которого взят этот герой. Объём вашей творческой работы не менее 100 слов. Не забудьте указать в конце сочинения, кого вы описали  в своём сочинении.

Ответы на задания для 7-8 классов