Проекты
Сильная часть класса
Мальчики из моего 6 В умеют поддержать в трудную минуту и взять на себя ответственность.
Родной язык
Мы углублённо изучаем русский язык по учебнику А.Д. Шмелёва.
Наша новогодняя сказка
Историю о Снежной Королеве нам удалось рассказать по-своему: оригинально и убедительно.

Приглашаю вас в экспериментальную лабораторию «От мифа к парадигме научного познания».

Сценарий заседания научного общества

Цель: развитие осознания важности научной работы в рамках индивидуального проекта для успешного будущего гражданина России

Задачи: развить навык научного исследования, развить умение проектировать результат, научить работать с научной литературой, воспитать компетентного исследователя, развить навык анализа собственных действий, развить навык работы в группе, развить интерес к научному познанию как средству познания мира, других, себя, своей роли в обществе, развить профориентационные навыки

Присутствуют: 12 человек (3 группы по 4 человека)

Оборудование: 3 флакона с экспериментальными жидкостями из Ленты

 

Ход занятия

Здравствуйте, дорогие друзья. Приближается важный день - день защиты индивидуального итогового проекта, над которым вы работаете уже второй год. Каждый из нас ежедневно постигает пределы наук, которые похожи на горизонт: чем ближе к ним подходишь, тем более они отодвигаются (Ф. Бэкон) Наука вокруг нас.

Сегодня для современного человека, безусловно, важна наука. Почему?

Что такое наука?

Наука - это область человеческой познавательной деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности, добывание истины, основанное на фактах.

Перед вами индивидуальные рабочие листы.

Задание № 1. Выберите те слова из облака слов, которые ассоциируются, на ваш взгляд, со словом наука.

ОБЛАКО СЛОВ: деятельность, познание, систематизация, знание, действительность, истина, факты, суждения, мнение, объяснение, объективный, субъективный, личное представление, происхождение, совокупность.

Можете дать определение слову «наука» самостоятельно?

Предлагаю взглянуть на то, как трактует слово «наука» толковый словарь С.И. Ожегова. Почти совпало, правда? Запишите получившееся определение слова «наука» в свои рабочие листы.

Можно ли научиться науке? (можно) Как это сделать? (учиться новому)

А зачем человеку научные знания? (менять мир и себя)

Что сейчас появилось, родилось после ваших предположений? (гипотеза)

Что такое гипотеза? (предположение, которое нужно доказать)

Сформулируйте ту гипотезу о  роли научного знания, которую нам предстоит сегодня доказать.

ГИПОТЕЗА (выстраивается после ответов: Изучать науку и приобретать научные знания постоянно необходимо каждому человеку для того, чтобы становится лучше  и делать лучше окружающий мир)

Запишите эту гипотезу в свои рабочие листы. Там для нее есть специально отведенное место.

Скажите, что необходимо сделать, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу? (собрать факты для ее проверки; определить способы (методы) ее проверки: теоретический (ЧТО ЭТО - заполните пробелы в рабочих листах?) (метод познания с опорой на уже ________имеющиеся____ знания); эмпирический (ЧТО ЭТО - заполните пробелы в рабочих листах?)(эксперимент - это метод исследования в __________управляемых____ условиях ) )

Я думаю, в конце нашей встречи сегодня мы сможем доказать или опровергнуть гипотезу, которую вы предложили. Для этого я хочу пригласить вас в необычное место - экспериментальную лабораторию. Что такое эксперимент мы поняли, а что такое лаборатория? (Оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований). Не совсем обычную - она вне времени и вне пространства. У нее пока нет названия, но, я уверена, что оно появится в конце нашей встречи.

Мы сегодня ищем научную истину, работая в группах. Что нужно, чтобы такого рода работа была наиболее продуктивной? (КОДЕКС РАБОТЫ В ГРУППЕ - на слайде и 1 лист на группу) 

Человек + научное знание. Эта формула существовала всегда. Но как это было? Когда и с чего все началось? Я открываю первую дверь.

Послушайте отрывок из стихотворения Максимилиана Волошина «Космос».  И не было ни звезд, ни знаков, ни забвенья.

Лишь только человек и только для себя.

Извечной тайной покрывалось небо.

И тайна не раскрыта мыслью, делом лишь.

ПО МЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СЛАЙДЕ И ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТАБЛИЦА В РАБОЧИХ ЛИСТАХ

(ПРЕДНАУКА) СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ-МИФ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА-ПАРАДИГМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА  (а в центре - человек, для которого нет ничего невозможного, нужно только чуть больше времени + практическое применение, польза обществу, развитие себя и мира, устремленность в будущее)

Этап развития науки

Цель этапа

Научное знание или нет? Почему?

Чем этот этап поможет в работе над итоговым проектом?

Кто осуществляет развитие этапа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом стихотворении речь идет о первых шагах на пути к научному познанию мира. Робких шагах.

Перед вами конверт №1. Откройте его. Перед вами 2 иллюстрации. Что на них изображено? Что изображено? (пашня, пирамиды, снопы) Человек использует что-то для этих занятий? Что? Зачем? Что объединяет иллюстрации каждой группы? Какая страна? Можно ли назвать наукой занятия древних египтян?  Для чего египтянам решать задачи? Изобретать письменность? Какова их цель? (решение насущных практических задач, потребностей). Как они получали эти знания? (эмпирическим (опытным, практическим) путем).

Мы используем этот путь в науке? Предлагаю проверить.

Перед вами набор юного химика (Колбы из «Ленты»). Следуя инструкции, которая находится внутри, проведите небольшой опыт. Расскажите о результатах. Что вы провели? (опыт) Какие научные знания мы сейчас получили? Из какой научной области? Как мы их получили? Чем руководствовались? (инструкцией). Что такое инструкция? (правила, указания, устанавливающие порядок выполнения чего-либо). Зачем нужна инструкция? Кто создавал эту инструкцию для нас? (тот, кто уже проводил такой опыт, мы пользовались уже имеющимися теоретическими знаниями)

А египтяне пользовались инструкцией? (нет, они все исследовали эмпирическим, опытным путем)

Можно ли назвать знания древних египтян научными, наукой? (нет, не было доказательств, не было обобщения и систематизации). У кого в руках были эти знания? (сильное влияние религии, закрытость общества)

Это период древневосточной преднауки. Появляется надпись. В рабочих листах заполняем 1 строчку в каждой колонке таблицы.

Любому современному человеку и вам, которым предстоит защита ИП, есть, что взять из египетской преднауки? Есть ли то, что вы в своих работах также уже обязательно отмечаете? (практическая направленность).

Безусловно, практическая направленность вашего итогового проекта, как и любой научной работы, - обязательное условие.

Кто стоит за дверью египетской преднауки? Кто находится в центре преднаучного знания? (Человек)

А мы открываем следующую дверь экспериментальной лаборатории.

Подсказка от М. Волошина. Отрывок из стихотворения «Космос».

Кишело небо звездными зверьми над храмами с крылатыми быками,

Бежало солнце колесницей по колеям ристалищ зодиака.

 Все в преходящем было только знак извечных тайн, начертанных на небе.

Можете предположить, в какую страну и в какое время мы попали, войдя в дверь вневременной и внепространственной лаборатории? (Античное научное познание).

А что особенного в античной научной мысли, если отталкиваться от отрывка-подсказки стихотворения Волошина? (вера в судьбу, чтение мира через субъективное восприятие, свобода мысли).

А сейчас перед вами картина Рафаэля «Афинская школа». Взгляните не нее. Какие условия, судя по этой картине, способствуют познанию? (деятельность, созерцательность, творчество)  

Какие произведения создают греки, чтобы объяснить происходящее вокруг? (Миф как средство познания мира)

Откройте конверт под номером 2. Перед вами три древнегреческих мифа. Прочтите их.

Зевс на Олимпе

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей. С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Посейдон и божества моря

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега - синее, беспредельное.

Богиня света Гера

Великая богиня Гера посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка. Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

Миф - это наука в том понимании, в  мы записали в начале занятия? Почему нет? (нет системы обобщения знаний, лишь логические догадки).

Задания на развитие научного логического мышления

Задача 1.

Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая мощный телескоп, жена ученого поинтересовалась его предназначением. Директор обсерватории пояснил, что телескоп необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает то же самое на обороте старого конверта»,-сказала супруга ученого. Выберите из списка методов научного исследования два, о которых идет речь в этом фрагменте и поясните свой ответ.

Список методов: теоретический (математические расчеты), эксперимент, наблюдение, анализ, синтез.

Задача 2.

Немецкий химик Ф. Кекуле вспоминал: «Я увидел обезьян в зоопарке, которые ловили друг друга, и один раз они схватились таким образом, что образовали кольцо. У меня сразу же мелькнула мысль: «Вот изображение бензола». На основании какого научного метода химик сделал такое открытие?  Выберите из списка.

Список методов: теоретический (математические расчеты), эксперимент, наблюдение, анализ, синтез.

Задача 3.

Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла. Расчеты и рекомендации ученого полностью оправдались на практике. Сущность каких методов исследования иллюстрирует  данный пример? Объясните свою точку зрения.

Список методов: теоретический (математические расчеты), эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, создание модели.

Чем же нам, современным людям, ищущим научную истину, может помочь миф? Как греки помогут защитить итоговый проект? (в мифах есть логика, доказательства, наблюдения за природой, создание модели мира). Кто создавал мифы как способ познания мира? Кто в центре античного познания мира?

Перед нами следующая дверь.

И снова подсказка - отрывок из стихотворения М. Волошина.

И не было ни индиговых далей, ни уводящих в вечность перспектив:

Все было осязаемо и близко.

И разум мерил землю, мир отвечал размерам человека,

И человек был мерой всех вещей.

Неистовыми взлетами порталов прочь от земли стремился человек.

Догадались, о каком времени научного познания идет речь? (Классическая наука Нового времени)

Перед вами конверт номер 3. В каждом конверте портрет ученого. Соотнесите портрет с открытием, который сделал этот европейский ученый, живший в Новом времени.

Николай Коперник – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира (Земля и планеты-спутники Солнца).

Галилео Галилей – итальянский астроном, благодаря изобретенному телескопу доказал, что Млечный Путь-это скопление звезд.  

Ньютон – английский ученый, открыл закон всемирного тяготения.

Можем ли мы на основании выполненного задания и отрывка из стихотворения М. Волошина сказать, что главное в науке Нового времени? (вера в человека, в разум, развитие естествознания). Кто стоит в основе научного знания Нового времени? Скажите, можем ли мы считать научное знание Нового времени наукой? (да) Почему? (есть система знаний, логические доказательства).

В рамках работы над индивидуальным проектом во введении мы также должны представить логическое доказательное решение проблемы, над которой работаем. Я предлагаю 3 введения, взятых из уже защищенных итоговых проектов ваших сверстников. Попробуйте предположить, какова тема проекта. 1 группа работает над анализом введения № 1, вторая - над введением №2, третья - над введением №3.  

Введение № 1.  Закон всемирного тяготения.

Повседневные знания убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. В этом можно убедиться на следующем опыте, представленном в основной части работы. Два тела, рассматриваемые нами как материальные точки, притягиваются друг к другу по прямой их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними.

Введение №2. Научный эксперимент как метод научного познания.

Фактические данные должны представлять интерес. И здесь возникает проблема, связанная с практическим применением научных данных. В нашей работе отмечено, что интерес может быть практическим (технологическим) или теоретическим. Для предположения о воспроизводимости факта требуется доказательная экспериментальная база. Для того, чтобы осуществить эксперимент, предпринимают следующее: выделяют область пространства и времени (лабораторию); в эту область помещают различные компоненты; в этой системе производят опытные исследования; ответы фиксируются и уточняются.

Введение № 3. Научно-технический потенциал экономики.

Прикладная наука - основа развития нашей промышленности. Такую роль, например, играет Курчатовский институт в атомной промышленности и энергетике, базовые институты. Соответственно, следует искать наукоемкие рынки. Нельзя сначала копить идеи, а потом их внедрять. В нашей работе мы предлагаем ряд предложений по улучшению рыночной экономики и несколько способов научного разрешения тех или иных экономических проблем.      

Вы уже опытные исследователи. Скажите, есть ли в темах проектных работ ошибки, несовершенства? Как бы вы улучшили или скорректировали тему этих проектов? Что стоит добавить во введение? 

Как этот научный этап помог нам в работе над итоговым проектом?

А мы открываем очередную дверь экспериментальной лаборатории.

Исчисленный лапласом и ньютоном

Мир стал тончайшим синтезом колес,

Эллипсов, сфер, парабол механизмов.

Себя заведшим раз и навсегда

По принципам закона сохраненья материи и силы.

Все относительно: и знанье, и незнанье.

Срок жизни истин: 20-30 лет.

Но неуемный разум разложил и этот мир,

Построенный на ощупь, вникающим и мерящим перстом.

Нет выхода из лабиринта знания,

И человек не станет никогда иным,

Чем то, во что он страстно верит.

Мы ищем лишь удобства вычислений,

А в сущности не знаем ничего.

Мы, возводя космические замки, не внешний в них отображаем мир,

А только грани нашего незнанья.

 

О каких открытиях говорит М. Волошин? О каком времени? (Наука 20 века).

Перед вами конверт №4.

Соотнесите комментированные иллюстрации с именами ученых и их открытиями.

А. Эйнштейн

Основные теории, которые он разработал, доказал и опубликовал, включают:

специальную теорию относительности (взаимосвязи массы и энергии: E=mc^2); среди предсказанных на теоретическом уровне — явление «квантовой телепортации и так называемая единая теория поля.

«Почему именно я создал теорию относительности? Когда я задаю себе такой вопрос, мне кажется, что причина в следующем. Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени. По его мнению, он уже думал об этой проблеме в детстве. Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым. Естественно, я мог глубже проникать в проблему, чем ребёнок с нормальными наклонностями».

Ч. Дарвин

Он более известен благодаря своим вкладам в науку об эволюции. Он установил, что все виды произошли от одного общего предка. Ввел такие понятия как эволюционное древо и разветвление, которое вызвано естественным отбором. Автор книги  «Происхождение видов».

 

Гипотеза большого взрыва. Ф. Хойл и Г. Гамов.

Происхождение Вселенной остается одной из главных загадок науки. С начала наблюдений за звездным небом человечество пыталось понять, как возникло все, что его окружает, и что там за пределами нашего мира. Основной теорией возникновения Вселенной в ее нынешнем состоянии является теория большого взрыва. Впервые этот термин был применен британским астрономом __________в 1949 году. При этом сам ученый считал данное предположение о происхождении и эволюции Вселенной ошибочным. Сами же идеи о расширении Вселенной и ее развитии в результате взрывного процесса возникли в начале 20 века. Способствовал этому Альберт Эйнштейн, опубликовавший свою теорию относительности.

В 1948 году астрофизик _________опубликовал работу, в которой описывал первичное вещество до Большого взрыва не только как очень плотное, но и как очень горячее. В нем постоянно происходили реакции термоядерного синтеза, в результате которых образовались ядра легких химических элементов. Выделяемое при этом электромагнитное излучение сохранилось до сих пор, но в остывающем виде. Теория была подтверждена почти через 20 лет после того, как ученым удалось открыть и измерить температуру космического фона.

Скажите, что общего в открытиях этих ученых? Их открытия были приняты обществом и научным сообществом? (Эти открытия фундаментальны,  доказательны, убедительны). Есть термин, объединяющий совокупность научных установок - ПАРАДИГМА - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. (новое слово!!!!) НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА. Запишите его в рабочие листы.

Чем же отличается научное знание 20 века от предыдущих? Кто стал основой знания? (смешение субъективного и фактического материала)

Где истина в науке 20 века? Обратимся к отрывку из стихотворения М. Волошина. (А истина посередине, нет универсального метода науки, все относительно)  Мы, на самом деле, вечно учимся.

Как нам это пригодится в работе над итоговым проектом? (Учимся  видеть разные точки зрения на одну и ту же проблему, строим разные гипотезы).

Вспомним нашу гипотезу: Изучать науку и приобретать научные знания постоянно необходимо каждому человеку для того, чтобы становится лучше  и делать лучше окружающий мир.

Скажите, мы доказали гипотезу, которую выдвинули в начале занятия или опровергли ее?  Эксперимент, который мы провели, можно назвать удачным?

Так что же такое наука? Зачем каждому заниматься наукой? Кто объединяет все этапы развития науки? Кто движет миром?

Можно ли научиться науке? Зачем каждому человеку учиться науке? Может ли каждый из нас совершить открытия в рамках работы над индивидуальным проектом?

Песня «Кто я?»

Скажите, можем ли мы дать название нашей экспериментальной лаборатории, исходя из той таблицы, которую мы заполнили? От чего к чему двигался человек, постигающий научные знания? (От мифа к парадигме научного познания).

Подведем итоги нашей работы сегодня в экспериментальной лаборатории «От мифа к парадигме научного познания». Воспользуемся методом шкалирования результатов.  Ответьте на вопросы:

Сегодняшняя встреча была полезной для работы над индивидуальным проектом.

Знания, полученные сегодня, вряд ли помогут мне для работы над проектом.

Сегодня я открыл много нового для себя.

Сегодняшняя встреча дала мне возможность переосмыслить свою работу над проектом.

 

Мы покидаем экспериментальную лабораторию «От мифа к парадигме научного познания». Я уверена, что все проекты, которые вами будут представлены, будут успешно защищены. Главное - помнить о том, что все в наших руках: и собственная парадигма жизни, и парадигма мира вокруг нас, и парадигма развития российского государства.

Исаак Ньютон говорил: «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает камешек более пёстрый, чем другие, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».

Я искренне желаю вам, чтобы вы не основываясь на мифах, а на научной парадигме, строили свои дальнейшие открытия, а свою жизнь - на том, что горизонт  всегда дальше, чем мы думаем. Нужно только стремиться к этому всегда. Спасибо за внимание!


Презентация

Научное общество

НОУ "Лицеист"

Коллекция презентаций для руководителя научного общества


 

Что такое проект

Особенности работы над проектом.

 

Гипотеза проекта

Как верно выдвинуть гипотезу?

 

Отличия проекта от исследования

Отличительные особенности исследования.
 

 

Подготовка к защите

Как подготовиться к защите проекта?

 

Создание буклета

Оформление буклета проекта.

 

Шаблоны и памятки

Материалы для детей.