Олимпиада по русскому языку
images/banners/knigi.jpg

Предлагаем материалы для проведения школьной олимпиады по русскому языку в 9-11 классах.

 

9 класс

Время выполнения работы – 3 астрономических часа.

Максимальное количество баллов – 63

Задание 1.  Что означает слово цка? Подтвердите свою гипотезу, основываясь на знаниях о характере фонетических процессов в русском языке, артикуляции звуков и знаниях об исторической фонетике русского языка.

Максимальное количество – 8 баллов 

 

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах:

асимметрия, балованный, вероисповедание, газопровод, донельзя, закупорить, кашлянуть, мартиролог, мозаичный, принудить, сливовый, ремень, ходатайствовать.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальное количество – 6,5 баллов

   

Задание 3. Известно, что значение многозначного производного слова влияет на определение пути его словообразования. Прочитайте словарную статью из толкового словаря.

ЗАГОВАРИВАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; несов.

  1. Увлечься разговором, проговорить долго.
  2. Разг. Говорить бессвязно, невпопад, путаться, сбиваться с речи.

Составьте словообразовательную цепочку для «заговориться» в первом значении и для «заговориться» во втором значении.

За каждую правильно построенную цепочку – 2 балла. Максимальное количество – 4 балла

 

Задание 4. Среди слов мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой найдите те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем. Укажите общий корень.

Максимальное количество – 7,5 баллов

 

Задание 5.  Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением:

to live in clover («жить в клевере», англ.);

живети као бубрег у лоjу («жить как почка в масле», сербскохорв.);

vivre comme un coq en pâte («жить как петух в мармеладе», франц.);

wie die Made im Speck leben («жить как червяк в сале», нем.).

  1. Сформулируйте значение всех данных фразеологизмов.
  2. Укажите, какой из приведённых фразеологизмов отличается от других и в чём его отличие.
  3. Напишите русский фразеологизм с тем же значением и с похожим на приведённые фразеологизмы образом. Объясните, в чём отличие образа, положенного в основу русского фразеологизма, от внутренней формы приведённых выше примеров.

Максимальное количество – 7 баллов

 

Задание 6. Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя Теодоро, румынское Тудор и русское Фёдор восходят к древнегреческому имени Теодорос, что значит «дар Божий».

Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю форму в языке-источнике

По-венгерски Янош, а по-русски …

По-английски Джим, а по-русски …

По-испански Хорхе, а по-русски …

По-венгерски Миклош, а по-русски …

 

За каждое верно указанное русское имя – по 1 баллу.

За каждое верно указанное имя – общий предок – по 1 баллу.

За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – по 2 балла.

Максимальное количество – 16 баллов

 

Задание 7. Дайте лексико-грамматический комментарий к подчёркнутому слову.

    Стекло зацветает сложным узором: рама
    суть хрустальные джунгли хвоща, укропа
    и всего, что взрастило одиночество. (И. Бродский)

Максимальное количество – 6 баллов

 

Задание 8. Выделите грамматическую основу в последнем предложении фрагмента:

 Скалозуб   В тринадцатом году мы отличались с братом

                   В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов    Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!

                   Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб   За третье августа; засели мы в траншею:

                   Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов    Любезный человек, и посмотреть – так хват.

                   Прекрасный человек двоюродный ваш брат!

Объясните, почему Вы выделили грамматическую основу именно так, а не иначе.

Максимальное количество – 6 баллов

 

Задание 9. Определите значение подчёркнутого слова по контексту.

Мьстислав же не повѣда има зависти рад(д҇). бѣ бо котора велика межю има. съразившимсѧ полкомъ на мѣсто. Данилъ же выѣха на передъ. [Галицкая летопись].

Максимальное количество – 2 балла

ОТВЕТЫ

 

10 класс

Время выполнения работы - 3-4 астрономических часа

Максимальное количество баллов - 80

Орфоэпия.

1.В каких словах ударение нужно ставить на последний слог?

А) кровоточить, Б) опошлить, В) сабо, Г) торты, Д) жалюзи, Е) облегчить,

Ж) кашлянуть, З) факсимиле.

За каждый верный ответ –  по 1 баллу. Максимально 8 баллов

 

Орфография и пунктуация.

2.Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Это была такая ночь какой уже я никогда (н...) видала после. Полный месяц стоял над домом за нами так что его (не) было видно и половина тени крыши столбов и полотна террасы наискось лежала на песч...ной дорожке и газонном круге. Остальное все было светло и облито сер...бром росы и месячного света. Широкая цветочная дорожка по которой с одного края косо л...жились тени георгин и подпорок, вся светлая и холодная, блестя (не) ровным щебнем уходила в туман и (в) даль. Из (за) деревьев виднелась светлая крыша оранжереи и из (под) оврага подн...мался  р...стущий туман.(Л.Н. Толстой)

Максимально 8 баллов

 

Лексика.

3.Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской. Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий) (За верный ответ 3 балла).

Ах, моя судьба –

Вся как есть татьба

4.Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).

Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация, эксклюзивный, адекватный, сервис.

По 1 баллу за правильное объяснение значения слова. Максимально 10 баллов

 

Фразеология.

5.Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Птичка в руке стоит двух в кустах.

Просто, как пирог.

Для каждой собаки наступит её день.

Хранить в вате.

Холодный, как огурец.

Называть лопату лопатой.                 

 

Максимально 12 баллов

 

Лингвистические задачи.

6.Один из мемуаристов так пародировал ранние писательские опыты Сергея Довлатова:

Прошлой зимой, будучи холодно и не располагая вигоневых кальсон и ушанки, я отморозил пальцы ног и уши головы.

Найдите «ошибки начинающего писателя» и дайте им объяснение.

По  1 баллу за каждую ошибку и её пояснение. Если есть указание на ошибку, а пояснение отсутствует - 0,5 балла. Максимально 10 баллов

 

7.Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш, сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться только в именительном и винительном падеже?

По 1 баллу за определение разряда местоимений, по 1 баллу за ответы на вопросы. Максимально 8 баллов

 

8.В одном африканском племени живет семья из четырех человек.

Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

1 балл за ответ, 2 балла за объяснение. Максимально 3 балла

 

9.Даны польские слова в принятой орфографии и слова в несколько упрощенной русской транскрипции - их русские соответствия:
rybak - [рыбак] рыбак morzyla - [можыла] морила
rzeka - [жэка] река czart - [чарт] чёрт
tarli - [тарли] тёрли orzech - [ожэх] орех
В каком из следующих польских слов буквосочетание читается иначе, чем в остальных?
А) rzepa Б) gorzeli В) burza Г) grzech Д) marzla

Максимально 3 балла

 

10.Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«Город Курск на веков гряде,

 Неподкупный и непокорный…»

 (Н.Н. Асеев)

 

Максимально 15 баллов

ОТВЕТЫ

 

11 класс

Время выполнения работы - 3-4 астрономических часа

Максимальное количество баллов - 85

Фонетика и орфоэпия

 Задание 1.     

Прочитайте вслух предложения. Укажите, какие звуки вы произносите  на месте выделенных букв. Обоснуйте.

1)У меня был шпиц, умный пёсик.2) Поехали на Шпицберген.

За правильную транскрипцию  выделенных согласных –по 1 баллу. За правильное объяснение причин - 3 балла, за знание терминов  -  по 1 баллу.

Максимальное количество - 8 баллов.

 

Задание 2.

Поставьте ударение в данных словах.

Апокалипсис, апостроф, балованный, баловник, диспансер, завидно, занявший, норовистый, оптовый,  памятуя, столяр, шасси,  яслей.

За каждое слово – 1 балл. Максимальное количество - 13 баллов.

 

Лексика и фразеология

 Задание 3.

Назовите интернациональные признаки, указывающие на то, что данные слова являются заимствованными. Имеют ли подобные признаки исконно русские слова?

Апрель, фортуна, легенда, бюро, гравюра, кюре, мюсли, эмоции.

 

За каждое слово – 1 балл. За приведение примеров русских слов -  по 1баллу. Максимальное количество - 16 баллов.

 

 Задание 4.

Объясните значения  данных архаизмов.

Зерцало, дабы, ветрило,  живот, гость, щепетильный, рассеянный, прелесть, рыбарь, гишпанский.

 

За каждое слово – 1 балл.За фразеологизм –1, за комментарий – 4 балла.

 Максимальное количество - 15 баллов.

 

 Задание 5.

Дайте краткое толкование значений следующих заимствованных слов:

Афера, импозантный, маркетинг, ортодоксальный, паблисити, панегирик, скабрёзный, факсимиле. Дайте толкование фразеологизма  «петь Лазаря».

 

За каждое слово – 1 балл. За приведение  2-х значений -  по 2 балла.

 Максимальное количество - 12 баллов.

 

Морфология, синтаксис.            

 Задание 6.

Чем грамматически отличаются  пары данных слов в современном языке?  Дайте историческую справку.

Горячий   горящий, плакучий   плачущий, текучий   текущий.

 

За обоснование частеречной принадлежности – 2 балла, за исторический комментарий – 2 балла.

Максимальный балл – 4.                                

 

Задание 7.

Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов.

веринися, цилряцеляпа, ипэсилсл, донехасик.

Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.

За  расшифровку – 4 балла, за обоснование ответа 2 балла.

Максимальное количество  баллов – 6.

 

Задание 8.

Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык.  Дайте  грамматический  комментарий  подчёркнутых слов, укажите их морфемный состав.

 О Русская земля! Уже ты за шеломянемъ еси!

Долго ночь мьркнетъ. Заря свѣтъ запала, мъгла  поля покрыла, щекотъ славий успе, говоръ галичь убудися. Русичи великая поля чрьлеными щиты перегородиша, ищучи себѣ чти, а князю – славы.

 

За перевод – 7 баллов. За морфологический комментарий – по 1 баллу. За морфемный состав  по  1 баллу.

Максимальное количество  баллов – 11.

ОТВЕТЫ