Top.Mail.Ru
4 класс. Родной язык и родная литература. Муниципальный этап
Олимпиады

ИНСТРУКЦИЯ

по выполнению заданий школьного этапа областной олимпиады по родному русскому языку и литературному чтению на родном русском языке среди обучающихся образовательных организаций Курской области

На выполнение заданий олимпиады дается 90 минут. Работа включает 7 заданий. Выполняйте задания по порядку. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующим. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Пишите чётко и аккуратно.

При выполнении заданий олимпиады не разрешается пользоваться учебными пособиями, справочниками, телефоном, Интернетом.

Желаем успехов!

 

Задания областной олимпиады

по родному русскому языку, литературному чтению на родном языке,  родной русской литературе

для учащихся 4  класса

образовательных организаций Курской области

 

Матрёшка

Когда Маша была ещё дошкольницей, прабабушка Зина, мамина бабушка, подарила ей в день рождения ярко раскрашенных деревянных матрёшек. И не просто подарила, а целую семейную историю поведала, представляя каждую из пяти кукол.

–  Эта вот, самая большая, я, твоя прабабка. Значит, Зиной назовём. Меня открываем –  и на свет божий Варя появляется. Доченька моя, мама твоей мамы, твоя бабушка. Добрая работница была, на все руки легка и умела. Она и сейчас вон не угомонилась –  и состряпать, и связать, и пошить. Вкусные бабушкины пироги?

–  Вку-усные...

–  Семерых на ноги подняла. Одна из них –  мама твоя. Варю открываем –  вот она, Алёна. Красавица, самая учёная у нас, самая городская. В колхозе ни дня не работала. Учительница. Городскому уму-разуму ребятишек учит, но деревню родную не забывает. Это хорошо.

–  Маму Лену открываем, кто появится?

–  Я!

–  Верно... Смотри, какая ладная-нарядная. Марья-Царевна, да и только. Какой сарафанчик на тебе распрекрасный, какой платочек расписной...

–  Бабуль, а где этот мой сарафанчик?

–  Сошьет, сошьет тебе баба Варя точь-в-точь такой.

Рассматривая свою матрёшку, Маша встряхнула её. Внутри куколки что-то клокотнуло.

– А там кто?

–  Не могу знать. Это уже твоя доченька.

– Откроем?

–  Открывай...

Разломила Маша куколку, а из неё на скатерть стола выкатилась совсем махонькая неделяшка.

–  Ой, какая капелька! – растроганно воскликнула бабушка. – Мальчик-с-пальчик, а девочка с мизинчик. Как же ты её назовешь?

–  Зиной, –  не задумываясь, ответила Маша, с пытливым любопытством вглядываясь в свою «доченьку».

Бабушка на это только охнула и заплакала.

–  Не плачь, бабушка, я её любить буду. Я ей все-все свои игрушки подарю.

Прошли годы. Ушла на вечный покой прабабушка Зина. Выросла из кукол старшеклассница Маша. Вместе с ней выросла из игрушки и Матрёшка Зина со всем своим поимённым семейством. Стоит она на полке среди её любимых книг, как маленькая неоконченная повесть о жизни...

В школе Маша написала самое короткое сочинение на тему: «Кем ты хочешь стать?»

«Хочу стать обыкновенной Матрёшкой... Иметь дочку. От дочки –  внучку. От внучки –  правнучку...

Какая мудрая игрушка! В ней и доля наша женская и бессмертие.

Поглядела прабабушка на свою «капельку», правнучку, порадовалась –  вон, сколько жизни ещё впереди! –  и закрыла глаза в последний раз успокоенно».

Учительница поставила за сочинение «пятёрку» и не стала зачитывать его вслух перед классом. Лишь когда возвращала тетрадь, не удержалась, притянула «Матрёшку» к себе и поцеловала в висок со словами «умница ты моя»...

Сегодня у нашей умницы уже две внучки и внук.

(Владимир Павлович Детков)

Задание 1. Прочитайте внимательно миниатюру  В.П. Деткова. Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 2. Объясните значения разговорных слов: угомонилась, клокотнуло, махонькая. Обоснуйте их употребление в тексте.

Задание 3. Дайте толкование фразеологизму «уму-разуму учит». Приведите свой пример предложения с этим устойчивым выражением.

Задание 4. Как Вы думаете, от какого полного женского русского имени произошло имя Матрёшка? Назовите известные Вам русские старинные женские имена.

Задание 5. В тексте мы встречаем такие предметы женской одежды, как  «сарафанчик», «платочек». Найдите соответствия между словами, называющими предметы гардероба русских женщин прошлого времен,  и толкованиями их значений и к каждой позиции из первого столбца подберите  позицию из второго. Ответ запишите в виде пар цифр и букв.

1.      Понёва

А. Головной убор с твёрдой подложкой на лбу

2.      Повойник

Б. Праздничная кофта, надеваемая поверх одежды

3.      Кокошник

В. Полотняная шапочка

4.      Душегрея

Г. Передник

5.      Летник

Д. Юбка

6.      Запон

Е. Верхняя одежда с просторными рукавами

Задание 6. О семье русский народ  сочинил много пословиц и поговорок. Составьте из двух частей пословицы и запишите их. Какая из пословиц, на Ваш взгляд,   больше всего подходит к миниатюре В.П. Деткова? Кратко обоснуйте своё мнение (2–3 предложения).

Первая часть  пословицы

Вторая часть пословицы

Отца с матерью почитать –

но внуки милей.

Хоть тесно,

горя не знать.

Люблю своих детей,

да лучше вместе.

Семья без детей

одинокое дерево.

Человек без братьев и сестер –

что цветок без запаха.

Задание 7. Подготовьте развёрнутое высказывание на тему «Почему в России матрёшку считают символом  материнства и продолжения рода?» Включите в свою творческую работу (не менее 10 предложений) слова и фразы из текста, подтверждающие Ваши мысли.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен