ИНСТРУКЦИЯ
по выполнению заданий школьного этапа областной олимпиады по родному русскому языку и литературному чтению на родном русском языке среди обучающихся образовательных организаций Курской области
На выполнение заданий олимпиады дается 90 минут. Работа включает 7 заданий. Выполняйте задания по порядку. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующим. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Пишите чётко и аккуратно.
При выполнении заданий олимпиады не разрешается пользоваться учебными пособиями, справочниками, телефоном, Интернетом.
Желаем успехов!
Совесть
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
– Несчастный прогульщик! – строго сказала она. – И это с таких юных лет уже обманываешь родителей и школу?
– Нет! – удивленно ответил малыш. – Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
(А.П. Гайдар)
Задание 1. Прочитайте внимательно рассказ А.П.Гайдара «Совесть». Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 2. Объясните значения слов, взятых из текста: роща, украдкой, болтаться, наткнуться, смекнуть, добродушный, вышмыгнуть. Запишите Ваше объяснение.
Задание 3. Подумайте, что означает выражение «грызла беспощадная совесть», и напишите, в какой ситуации оно может быть употреблено. Продолжите предложение
Выражение «грызла беспощадная совесть» употребляется в том случае, когда…
Задание 4. Прочитайте устойчивые выражения (фразеологизмы), записанные в первом столбце таблицы. Подумайте, что они могут означать. Заполните второй столбец таблицы, выбирая верное значение из слов для справок.
Устойчивые выражения (фразеологизмы) |
Значение |
Не за страх, а за совесть |
|
С чистой совестью |
|
Жить по совести |
|
Сделать на совесть |
|
Без зазрения совести |
|
Слова для справок:
- честно, справедливо;
- ничем не терзаясь, с полной уверенностью в своей правоте;
- без стеснения, не испытывая стыда;
- очень добросовестно, с полным сознанием ответственности за что-либо;
- хорошо, качественно.
Задание 5. Прочитайте пословицы. Выберите пословицы, которые можно отнести к данному рассказу. Запишите свой ответ в виде выбранной (или выбранных) букв.
А. Хвастовство к добру не приводит.
Б. Нечистая совесть спать не дает.
В. Говори по делу, живи по совести.
Г. Всякий трус о храбрости говорит.
Д. Волков бояться – в лес не ходить.
Е. От людей спрячешься, от совести нет.
Ж. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Задание 6.
А. Гайдар жил в то время, когда многие школьные принадлежности были другими и имели своё название. Напишите названия нескольких школьных принадлежностей, которые сегодня не используются (не более пяти названий).
Задание 7.
Вспомните, мучила ли Вас когда-нибудь совесть. Подумайте и напишите небольшое сочинение-миниатюру (7–8 предложений) на тему «Что такое совесть?». Включите в текст примеры из своей жизни.