События
Школьный телецентр
Оператор и журналист снимают пилотный выпуск лицейских новостей
Лицейский бал
Посвящение в лицеисты
Виват, лицей!
Первосентябрьская линейка (фото из архива)

Школьный этап ВсОШ

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе помогает выявить претендентов на участие в муниципальном этапе.

И хотя на втором этапе участвуют лишь обучающиеся 7-11 классов, не будем забывать о тех, кто ещё учится в 5-6 классах. Именно для них мы предлагаем задания для подготовки.

 

 Русский язык. 5 класс

  1. Фонетика и орфоэпия:

1) Выпиши слова, где на месте выделенных букв произносятся твёрдые согласные: академия, шоссе, шинель, термос, рельсы, свитер,   кофе, музей, контекст, темп,  дефис, теннис, фонетика.

2) Сколько раз в предложении встречается звук [с]:  В русских народных сказках часто случаются чудесные события.

  1. Морфемика и словообразование:

1) Докажите, что указанные ниже слова можно разделить на 2 группы родственных слов: носик, перенос, переносица, носильщик, носоглотка, носилки, носовой, поднос.

2) У всех ли слов последняя буква является окончанием? Докажите свою точку зрения, выполнив морфемный разбор слова: небеса, вчера, выглянуло, торопился, подсказал, велика, направо, пальто.

  1. Лексика и фразеология.

1) Выпишите из текста стихотворения крылатые выражения и объясните их значение:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой  сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды  в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут  потом?
Не дело, мол, воду носить решетом! (В.Суслов)

2) Составьте предложения со словом ЗЕМЛЯ так, чтобы указанное слово употреблялось в разных значениях.

  1. Морфология и синтаксис.

1) Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной ребёнок плохо спит. Больной плохо переносит лекарства.

2) Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

     А) Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк!

     Б) Дневной жар сменился ночной прохладой.

     В) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

     Г) Ночью ветер с гор усиливается.

  1. Пунктуация. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой

   А) Три вещи славят солдата, смелость, победа, награда.

   Б) Мы изучаем и историю, и литературу.

   В) Мы собирали грибы и ягоды, цветы и веточки.

   Г) Мы любим стихи русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова и Фета.

  1. Творческое задание. Прочитай сказку и «переведи» на научный язык полученную информацию.

В стране Предложение  жили король  Подлежащее  и королева Сказуемое. Король Подлежащее отвечал на вопросы кто? и что?, а вот королева Сказуемое была удивительной болтушкой и отвечала сразу на четыре вопроса – что делает?, каков? (какой?), кто таков? и что такое?. Одевались они тоже по - разному. Король Подлежащее чаще всего носил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, а иногда в мантии из существительного в именительном падеже или прилагательного.

ОТВЕТЫ

 

Русский язык. 6 класс

 

  1. Фонетика и орфоэпия.

1)  Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков: тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

2)  Расставьте ударение в словах: глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, завидно, кухонный, красивее.

  1. Морфемика и словообразование.

1) Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор.

2) Вот стихотворение:

Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…

Сколько в нем слов с нулевым окончанием? Докажите.

  1. Лексика и фразеология.

1) Из каждой группе выпишите “четвертый лишний” фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

2) Составьте предложения (или словосочетания) со словом ЯЗЫК так, чтобы указанное слово употреблялось в разных значениях.

  1. Морфология и синтаксис.

 Какими частями речи могут быть слова  жгут, жаркое, звонок. Составьте с ними предложения или словосочетания. Укажите части речи.

  1. Орфография. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к, кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а, о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.

  1. Творческое задание. Прочитайте стихотворение Ю. Друниной, определите его главную мысль и напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли доброта людям?»

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник. Как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

 Ю. Друнина

ОТВЕТЫ

 

Литература. 5 класс

1. Назовите 5 писателей и их книги, которые вы прочитали летом.

2. Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым объёмным:

Пословица
Роман
Басня
Частушка
Повесть

3. Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей морской стихии.

4. Соотнесите автора и название сказки:

1)«Кот в сапогах»                                                  А)Сергей Аксаков

2)«Девочка Снегурочка»                                        Б)Всеволод Гаршин

3)«Лягушка-путешественница»                               В)Владимир Одоевский

4)«Аленький цветочек»                                          Г)Ханс Кристиан Андерсен

5)«Городок в табакерке»,                                       Д)Павел Бажов

6)«Серебряное копытце»                                        Е)Шарль Перро

7)«Снежная королева»                                           Ж)Владимир Даль

5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

И.С. Тургенев

НА ОХОТЕ

 Раз мы вдвоём с товарищем охотились на тетеревов. Нашли выводок. Матка вскочила, мы выстрелили и попали в неё; но она не упала, а полетела дальше, вместе с молодыми тетеревятами. Я было хотел пойти за ними, но товарищ сказал мне:

- Лучше здесь присесть и подманить их…  Все сейчас здесь будут.

Товарищ отлично умел свистать, как свищут тетерева. Мы присели; он стал свистать. И точно: сперва один молодой откликнулся, потом другой, и вот слышим мы: сама матка квохчет, да нежно так и близко. Я приподнял голову и вижу: сквозь спутанные травяные былинки идёт она к нам, спешит, спешит, а у самой вся грудь в крови! Знать, не вытерпело материнское сердце! И тут я самому себе показался таким злодеем!..

Встал и захлопал в ладоши. Тетёрка тотчас же улетела – и молодые затихли.

Товарищ рассердился, он за сумасшедшего меня счёл. Ты, мол, испортил всю охоту!

Но мне с того дня всё тяжелей и тяжелей стало убивать и проливать кровь.

 Выполните задания по данному тексту:

А) От чьего лица ведётся рассказ?

Б) Выпишите и объясните те строки, которые больше всего взволновали вас при чтении.

В) Почему один из охотников захлопал в ладоши?

Г) Как и почему изменилась жизнь писателя после этого случая? Запишите своё мнение (2-3 предложения)

6. Некоторые дети считают, что читать книги неинтересно. Попробуйте переубедить такого собеседника. используйте 5 предложений.

ОТВЕТЫ

 

Литература. 6 класс

1. В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы. Необходимо указать автора и название произведения. Приведите не менее пяти примеров.

2. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1) Сказ                                                  А) «Зимний вечер».

2) Басня                                                Б) «Робин Гуд и золотая стрела»

3) Баллада                                             В) «Левша»

4) Сказка                                               Г) «Золушка»

5) Стихотворение                                    Д) «Квартет»

3. Узнайте басню И.А.Крылова по морали.

а)   Уж сколько раз твердили миру,

      Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

      И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

б)   Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет

      И выйдет из него не дело, только мука.

в)   Невежда также в ослепленье

      Бранит науки и ученье

      И все ученые труды,

      Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

г)   А вы, друзья, как не садитесь.

      Все в музыканты не годитесь. 

4. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

Дохлая кошка.

Черевичка. 

Свежее душистое золотисто-румяное яблочко.

Рубашки, связанные из крапивной пряжи.

Волшебные волоски из бороды.                   

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении.

а) рифма

2) Разговор двух и более лиц.

б) пейзаж

3) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное.

в)диалог

4) Созвучие концов строк.

г) басня

5) Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается с помощью конкретного образа.

д) загадка

6) Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием.    

е) аллегория

6. Анализ текста.

М.М. Пришвин

Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

Задания по данному тексту:

1)Как называется это описание?

2)Какое время года изобразил М.М. Пришвин? Докажите это примерами из текста.

3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?

7. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера. (1 персонаж  на выбор).

Максимальное количество баллов - 10.

ОТВЕТЫ

Рассказы М. Зощенко
Эту книжку он написал для неразумных детишек.
«Когда я был мальчишкой...»
Какие проблемы решают герои Сергея Вольфа?
Самостоятельная работа по словосочетанию
Это одна из трудных тем.
Как описать фотографию?
Монологическое высказывание по фотографии.
Грамматическое задание
Предлагаем образцы разборов.
Как появился современный дом?
Человек не мыслит себя без дома.