События
Школьный телецентр
Оператор и журналист снимают пилотный выпуск лицейских новостей
Лицейский бал
Посвящение в лицеисты
Виват, лицей!
Первосентябрьская линейка (фото из архива)

После изучения первых глав романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» проводим творческую работу, цель которой - выявить знание текста и понимание характеров героев.

События и картины природы в повести «Бэла» мы видим с помощью нескольких рассказчиков. Один из них опытный офицер, человек чести и долга. Он дисциплинирован, осторожен, добр, простодушен, искренен, по-стариковски ворчлив и не очень проницателен. Именно из его уст мы узнаём историю Печорина, человека странного, загадочного, чьи поступки невозможно объяснить.

Другой молод, образован, наблюдателен, чувствителен, романтичен. Он странствующий офицер, в его чемодане путевые заметки о Грузии. Ему трудно удержаться от восторга при виде долины, неприступных гор, реки Арагвы и мрачного ущелья. Он по возрасту близок к Печорину и некоторые вещи и поступки, непонятные Максиму Максимычу, он способен объяснить.

Печорин несчастен сам и делает несчастными и Максима Максимыча, и Бэлу, которым он непонятен. В его душе нет сил постоянно дружить, любить, хотя он и пытается быть искренним в проявлении своих чувств. От навязчивости, постоянной опеки и нескрываемого осуждения Максима Максимыча он раздражается и устаёт. А пылкая любовь Бэлы после четырёх месяцев нежных отношений его разочаровывает. 

В повести «Максим Максимыч» мы видим, что отношение Печорина и Максима Максимыча к прошлому и настоящему различно. Первый мучительно вспоминает смерть Бэлы и не может себя простить, ибо чувствует свою вину. Второй с удовольствием говорит о событиях, к которым был причастен. Он по-дружески воспринимает встречу с Печориным, хранит его тетрадки. И делается сварливым и упрямым, когда встречает вместо радушия безразличие Печорина. Обиду свою он объясняет молодостью, чином, богатством Печорина. 

 

Творческая работа по повестям «Бэла», «Максим Максимыч»

Вариант 1

Ответьте на вопросы, по возможности, развёрнуто:

  1. Сколько лет Максим Максимыч служит на Кавказе?
  2. Сколько лет Азамату?
  3. Где Печорин впервые встретил Бэлу?
  4. Назовите имя коня Казбича.
  5. Кто и в связи с чем поёт песню: «золото купит четыре жены, Конь же лихой не имеет цены: Он и от вихря в степи не отстанет, Он не изменит, он не обманет»?
  6. Кто рассказал Печорину, что Азамат готов многое дать за коня?
  7. Какое пари заключают Печорин и Максим Максимыч относительно Бэлы?
  8. Как отомстил Казбич за похищение своего коня?
  9. Как погибла Бэла?
  10. Как переживает смерть Бэлы Печорин?
  11. Докажите, что Максим Максимыч с нетерпением ждет встречи с Печориным (глава «Максим Максимыч»).
  12. Как Печорин просит распорядиться его бумагами, оставшимися у Максима Максимыча?

 

Творческая работа по повестям «Бэла», «Максим Максимыч»

Вариант 2

Ответьте на вопросы, по возможности, развёрнуто:

  1. Назовите имя и отчество Печорина.
  2. Являются ли Бэла и Азамат родственниками? Если да, то кем они приходятся друг другу?
  3. Чей это портрет: «рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изодранный, в заплатках, а оружие в серебре»?
  4. Назовите воинское звание Максима Максимыча.
  5. После ранения Бэлы пытаются ли Максим Максимыч и Печорин ее вылечить? Как именно?
  6. Одобряет ли Максим Максимыч похищение Бэлы?
  7. Почему Печорин отказывается вернуть Бэлу отцу?
  8. Сколько лет Печорину?
  9. Чей это портрет: «В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб…»?
  10. Как попали к повествователю бумаги Печорина?
  11. Почему Печорин охладел к Бэле? Как долго длилось их счастье?
  12. Что делает Казбич, когда понимает: его конь украден?

Рассказы М. Зощенко
Эту книжку он написал для неразумных детишек.
«Когда я был мальчишкой...»
Какие проблемы решают герои Сергея Вольфа?
Самостоятельная работа по словосочетанию
Это одна из трудных тем.
Как описать фотографию?
Монологическое высказывание по фотографии.
Грамматическое задание
Предлагаем образцы разборов.
Как появился современный дом?
Человек не мыслит себя без дома.