Проекты
Сильная часть класса
Мальчики из моего 6 В умеют поддержать в трудную минуту и взять на себя ответственность.
Родной язык
Мы углублённо изучаем русский язык по учебнику А.Д. Шмелёва.
Наша новогодняя сказка
Историю о Снежной Королеве нам удалось рассказать по-своему: оригинально и убедительно.

Проект, о котором хочу рассказать, был впервые представлен на втором региональном этапе Всероссийского фестиваля-конкурса молодых учителей-словесников «Территория творчества». Это творческий исследовательский практико-ориентированный литературный проект «В гостях у сказки».

Концепция модернизации Российского образования как одно из важнейших условий определяет ориентацию образования не только на усвоение обучающихся  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.  Другими словами, содержание образования должно быть насыщено практико-ориентированными, жизненными ситуациями.

Современный метод проектов призван скорректировать и обогатить учебный процесс, если связать основные положения этого метода с деятельностным подходом.

Главная идея нашего проекта состоит в следующем: обучающиеся делают с удовольствием то, что выбрали сами, исходя из особого интереса в курсе учебного предмета «Литература» при изучении темы «Устное народное творчество. Русская народная волшебная сказка».

Данный творческий литературный проект выполняет следующие функции: позволяет, учитывая личностные особенности учащихся, создавать через коллективную и индивидуальную творческую практическую деятельность, возможность применить свои языковые и литературные знания и умения, а также развить их.

Устное народное творчество играет важную роль во всестороннем развитии учащихся, в освоении культурного наследия русского народа, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Направленность данного проекта заключается в том, чтобы не только познакомить школьников со структурой сказочных произведений, посетить библиотеку, а проследить основные этапы работы над созданием книги сказок, попробовать проникнуть в их глубинный смысл, пробудить желание к творчеству.  Расширения познания об УНТ, повышение качества чтения произведения русского фольклора, уровня восприятия и глубины проникновения в текст сказок становится важным средством для поддержания этой основы и на следующих этапах изучения литературы.

Актуальность проекта: в современном мире, насыщенном информационными технологиями резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к национальной литературе и культуре, проявляется пренебрежение к культурному и историческому наследию, переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.

Отсюда следует необходимость приобщения лицеистов-пятиклассников и к основам русской культуры через изучение волшебной русской сказки, и к лицейскому сообществу через акцию «Творчество Лицеистов-родному лицею» (в юбилейный год Лицея, год литературы). Частью родной культуры является родная литература и родной язык, позволяющая учащимся осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета. Данный проект позволяет улучшить интенсивность и качество детского чтения фольклорных произведений, повысить информационную и общекультурную компетентность учащихся.

Актуальность проекта состоит и в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о сказках  из книг, учебников. Проект же научит детей по-другому смотреть на сказочные произведения, видеть в них частичку жизни русского народа.

С педагогической точки зрения, такой проект необходим школе, лицею, так как он способствует, во –первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит школьников чувствовать национальную историческую эпоху. 

Специфика данного проекта обусловлена характером его целей.

Цели проекта «В гостях у сказки»: глубокое и детальное изучение структуры и истоков русской народной волшебной сказки позволяют учащимся проникнуть в содержание русской художественной литературы, культуры, народных традиций, осознать русскую ментальность; определение путей использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.

Формируемые УУД:

- вооружение учащихся основами литературоведческих знаний (познавательные УУД);

- формирование у школьников необходимых умений для создания книги (познавательные УУД);

- воспитание и развитие эстетического вкуса (личностные УУД);

- обучение грамотному анализу текста (познавательные УУД);

- развивать коммуникативные навыки (общение в разных ситуациях) (коммуникативные УУД);

- воспитать бережное отношение к книге (личностные УУД);

- развитие потребности в регулярном чтении (регулятивные УУД).

Гипотеза проекта: проект «В гостях у сказки» дает возможность сформировать у учащихся способность ориентироваться в информационно-культурном национальном пространстве путем совместной реализации курса литературы и курса «Образовательное путешествие», где обучающиеся познают основы смыслового чтения и работы с текстом, формируют исследовательские навыки; осваивают основные эстетические и теоретико-литера­турные понятия (фольклор, сказка, карты Проппа и т.д.) как условия полноценного восприятия, интерпретации сказочных произведений и создания конечного творческого литературного продукта – собственной иллюстрированной книги сказок. Создается пространство для эмоционально-нравственного общения в кругу друзей, людей увлеченных фольклором. 

Принципы реализации темы проекта.

В основе проекта заложены принципы:

- опора на уже имеющиеся знания обучающихся о фольклоре из курса начальной школы (преемственность);

- учет индивидуальных особенностей обучающихся (индивидуализация и дифференциация: самостоятельный выбор сказки для исследования)

- создание условий для усвоения знаний (материально – техническая база: компьютер, принтер, ксерокс; проектор и экран; фотоаппарат; видеокамера; телевизор;  кадровые ресурсы: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Мальцева Ю.В.; учитель технологии Шмыков В.Г., педагог-психолог Орлова С.А., заведующий библиотекой Чубарова Е.В., заместитель директора по УВР Шумакова Т.В.).

- доверительные, гуманные формы общения в процессе работы над проектом (перед книгой все дети равны) (гуманизация).

Особенности организации проекта:  данный проект опирается на Программу общеобразовательных учреждений по литературе под ред. Г.С. Меркина. Проект соответствует возрастным психолого-физиологическим особенностям учащихся среднего звена (в проекте принял участие 5 А класс).

Проект основывается на системно-деятельностном, личностно-ориентированном подходе, предполагает индивидуальный подход и объем усваиваемого материала сообразно способностям и наклонностям каждого школьника (предварительная беседа с педагогом-психологом психологической службы Лицея, курирующим параллель 5-х классов).

Технологии проекта: информационно-коммуникативная;  здоровьесберегающая; технология проблемно-диалогического обучения.

Методы: исследовательский; частично-поисковый.

Формы: лекции (в библиотеке), обсуждение, выполнение упражнений, носящих творческий характер, практические занятия по созданию макета книги и пр.

Ожидаемые результаты: 

- помогает учащимся оценить значимость знаний фольклора, дать личностную оценку прочитанным сказкам, т.е. формирует эмоционально-значимое отношение к национальной культуре;

- развивает коммуникативную деятельность, творческие способности через создание собственной книги сказок;

- расширяет интерес к национальной литературе;

- побуждает интерес к различным формам творческих работ (сообщение, создание презентации, макета книги);

- стимулирует интерес к духовному богатству России;

- развивает творческие способности детей, их литературного дара;

- развивает эмоциональную сферу ребенка как основы формирования «культуры чувств», воспитывает эстетический вкус;

- формирует исследовательские навыки.

Критерии и показатели результативности проекта.

Положительная динамика формирования читательской компетенции; наблюдается повышение уровня развития навыков исследовательского чтения. Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования духовно-нравственного воспитания школьников. Развитие литературно-творческих способностей детей. Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг: 90% обучающихся явялются активными посетителями лицейской библиотеки; 100% ощутили себя частью лицейского сообщества (анкетирование проведено педагогом – психологом).

Теоретическое обоснование проекта.

Теоретическую основу проекта составляют ведущие идеи: деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский); идея учета возрастных особенностей в формировании нравственных принципов школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); теория речевого общения и речевой деятельности (А.А. Бодалев); теория ведущей роли чтения в развитии личности школьников (Б.Г. Ананьев); общедидактические положения формирования умения навыков учащихся (Л.С. Выготский); методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития ( В.А. Сухомлинский).

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

Нормативно-правовая база проекта:

  1. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под ред. Г.С. Меркина, М., Просвещение, 2012.
  2. Г.С. Меркин. Литература 5 класс (в 2-х частях): учебник –хрестоматия , М. Просвещение, 2013.

Использованная литература:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-х классах: Практическая методика. М., Просвещение, 2008.

Интернет-ресурсы:

- http: pedsovet.org

- http: schoollessons.ru

Анализ проекта:

+ узнали много о нового о русской волшебной сказке, получили много полезной и интересной информации о создании книг;

+ прочитали интересны русские народные волшебные сказки;

+ воплотили в жизнь участие в необычной лицейской акции к юбилею Лицея «Приходите в сказку вы поскорее: творчество лицеистов родному Лицею»;

+ провели много времени с друзьями, что способствовало еще большему сплочению классного коллектива как лицейского сообщества;

+ еще раз убедились в многогранности и глубине русской национальной культуры. 

Можно было бы подготовить рекламу нескольких наиболее удачных авторских книг сказок, чтобы их захотелось прочитать остальным лицеистам. Например, сейчас широко используется такой вид рекламы как «буктрейлер» (видеоролики о книге). Можно было бы использовать их в нашем проекте. Мы думаем, что создание буктрейлеров авторских книг  будет еще одной частью нашего проекта по изучению русского фольклора, который мы продолжим в 6 классе.

Используя определения теоретических позиций проектного обучения Т.И. Шамовой, данный проект «В гостях у сказки» можно классифицировать как:

- творческий исследовательский практико-ориентированный (по приоритетному виду деятельности);

- литературный (по предметно-содержательной области интересов);

- личностно-коллективный (по участию в разработке);

- среднесрочный, рассчитан на 3 недели (в рамках рабочей программы по литературе под ред. Г.С. Меркина, из расчета 3 часа в неделю).


Все файлы загружены на Яндекс-диск.

Схема-таблица моего проекта о сказках (файл docx, размер 62,1 КБ).

Презентация проекта (файл pptx, размер 13,1 МБ).

Научное общество

НОУ "Лицеист"

Коллекция презентаций для руководителя научного общества


 

Что такое проект

Особенности работы над проектом.

 

Гипотеза проекта

Как верно выдвинуть гипотезу?

 

Отличия проекта от исследования

Отличительные особенности исследования.
 

 

Подготовка к защите

Как подготовиться к защите проекта?

 

Создание буклета

Оформление буклета проекта.

 

Шаблоны и памятки

Материалы для детей.