Писатели

Феб-Аполлон

Многие темы и образы тесно связаны с античной и библейской мифологией. В далёкой древности вдохновителем поэтов и художников, обладателем божественной власти наделять талантом и вечной славой был Аполлон. Это ему слагал гимны великий Гомер. Это его называли «повелителем прекрасным между богами». Хвалу Аполлону всегда провозглашали в начале стихотворения поэты...

В греческом Олимпе Аполлон — один из самых почитаемых божеств. Его прозвище Феб, то есть «светлый», подтверждает, что он бог гармонии и солнечного света. Он покровитель художеств ― музыки и поэзии ― и сам великолепный мастер в этих искусствах.

Сочиняли мифы люди, поэтому бессмертные боги очень похожи на простых смертных: они великодушны и мстительны, добры и злы, непостоянны в любви и ревнивы, у них есть отцы, матери, братья, сестры и дети.

Согласно мифам Аполлон был сыном Зевса и Латоны, богини ночной темноты. Он родился на плавучем острове, где его мать нашла спасение от гнева Геры, ревнивой жены Зевса, запретившей своей сопернице ступать на твёрдую землю и напустившей на неё страшного змея Пифона. Бедная Латона долго не могла найти пристанища, пока Посейдон не сжалился над ней: ударом своего трезубца он произвёл остров Делос, где Латона под пальмой родила близнецов — Аполлона и Артемиду. В юности Аполлон убивает дракона Пифона и основывает святилище в окрестностях Дельф.

Но в мифах есть сведения о губительных чертах этого бога. В «Илиаде» Гомера Аполлон помогает троянцам, его смертоносные стрелы несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла и Ахилла. Гомер называет его сребролуким, далеко мечущим. А Гера – «другом нечестивцев, всегда вероломным». Аполлона часто изображали с луком, стрелами и колчаном.

Хотя боги наделяли людей различными талантами, они не терпели их вызовов, попыток равняться с ними. Когда Марсий посмел состязаться с Аполлоном в искусстве пения и музицирования, он был жестоко наказан: Аполлон, одержав победу над соперником, велел содрать с него кожу.

В противоречивой характеристике Аполлона можно отыскать доказательства верности и надёжности. Гиацинту и юноше Кипарису он был предан безраздельно: когда Гиацинт был умерщвлён Зефиром, то Аполлон превратил его в цветок. Когда Кипарис во время охоты случайно убил воспитываемого им оленя и от отчаяния умертвил себя, Аполлон обратил своего друга в дерево, которое стали почитать как символ печали.

Избалованный с детства, Аполлон способен проявить непослушание воле родителей. Именно за это его изгнали с небес, лишив на некоторое время божественного статуса. Неунывающий Аполлон тогда удалился в Фессалию и пас стада как обычный пастух. Здесь он увидел юную нимфу Дафну и полюбил её безответно. Спасаясь от Аполлона, Дафна попросила помощи у богов и была превращена в лавровое дерево.

В далёкой древности Аполлона отождествляли с пальмой, лавром, кипарисом, называли богом пастбищ, защитником стад, он помогал созреванию плодов и посевов.

Менялись представления людей о мире, и Аполлон стал восприниматься как олицетворение юности, красоты, гармонии, физического совершенства, как покровитель не только искусства, но и всякого рода состязаний. Он прекрасно поёт, играет на лире, искушён во многих художествах, часто пребывает на горе Парнас, окружённый музами, у него в услужении крылатый конь Пегас.

Классическими примерами такого восприятия служит статуя Лиохара «Аполлон Бельведерский». Римская копия скульптуры Лиохара была найдена при раскопках в Италии в конце XV века. Тогда же папа Иннокентий VIII соорудил на склоне Ватиканского холма, среди садов, виллу Бельведер и пожелал, чтобы статуя Аполлона украсила её. Отсюда и произошло название «Бельведерский».

Аполлон мог проникать в будущее и предсказывать его. Во всём древнем мире почитался Дельфийский оракул. Храм Аполлона, где бог вдохновлял жрицу-прорицательницу, располагался в долине у подножия горы Парнас. Во внутренней части храма находилась золотая статуя бога, лавровое дерево, беломраморный Омфал. Когда-то Рея, желая спасти новорожденного Зевса от своего мужа Кроноса, пожирающего собственных детей, дала мужу вместо младенца завёрнутый в пелёнки камень, который был проглочен. Извергнутый Кроносом, он и был помещён в Дельфах как центр земли и почитался как святыня. Тысячи верующих устремлялись толпами к оракулу, чтобы задать вопросы о местоположении нового города или благоприятности брачного союза.

Из Древней Греции культ Аполлона перешёл к древним римлянам. Они чтили его как бога ясности, чистоты, порядка, искусства и пророчеств. Ему посвящались многие храмы, среди них особенно знаменит тот, что стоит на Палатинском холме в Риме, сооружённый императором Августом, который назвал Аполлона своим патроном.

С приходом христианской религии мифологические герои и боги отступили на второй план, и только эпоха Возрождения воскресила их к жизни, но уже с совершенно иной целью и в другом качестве. Античные сюжеты запечатлены на картинах Боттичелли и Рафаэля, искусству древних греков поклонялись Микеланджело и Тициан.

Вовсе не грозным богом появляется Аполлон в произведениях мастеров Возрождения. На картине Перуджино «Аполлон и Марсий» мы не увидим и следов кровожадного мифа, в котором бог будет сдирать кожу со своего соперника. Здесь он спокойный созерцатель, и это скорее мирное состязание двух вдохновенных творцов на фоне природы. Картина дышит величавым покоем, гармонией, потому что художник переосмыслил миф: если раньше миф предостерегал, что не стоит бросать вызов богам, то теперь это рассказ о том, как силой искусства человек может стать вровень с богом.

И Рафаэль, и Рубенс, и Рембрандт, и Пуссен, и другие великие мастера обращались к античному мифу, чтобы высказать волнующие их современников мысли, собственные воззрения на искусство, свой художественный идеал. И наша отечественная культура искала и находила в античности вдохновение. Русский художник Александр Иванов, написавший картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», силой своего воображения и таланта проник в сущность античности, создал иллюзию того, что перед нами ожившие статуи. Так ему удалось приблизить божественное к человеческому. Современное же искусство воспринимает античный идеал как утопию.

Но в истории есть факты, когда живой интерес к античному искусству возрождался на пепелище, словно птица Феникс. Возможно, имя Аполлона будет олицетворять для молодых людей новейшего времени не только название космического корабля, но и одно из самых неожиданных достижений в развитии художественной культуры.

 

Литература

1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Азбука, 2016.

2. Риордан Рик. Испытания Аполлона. Тайный оракул. – М.: ЭКСМО, 2017.