Олимпиада по литературе

Индивидуальные личные творческие особенности учащихся мы учитываем в индивидуальной работе, например, по реализации школьной проектной деятельности.

Исследования, которые проводят старшеклассники, учитель направляет в сторону апологетики духовности познания в противовес гностической ереси, которая присутствует в современной науке. Мы считаем, что духовность русского научного познания необходимо доказывать трудами ряда русских, советских ученых – православных христиан – и утверждать это направление в современном обществе. Такими учеными были: архиепископ. Св. Лука (Воино-Ясенецкий), протоиерей Павел (Флоренский), монах А.Ф. Лосев, ак. Б.В. Раушенбах и мн. др. Апологетика духовности в науке является одним из направлений нашей деятельности.     

Выдержки из индивидуальных учебных проектов. 

ДУХОВНОСТЬ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

Выполнил обучающийся 11В класса Антонов Даниил.

Именем святого Кирилла называется азбука, который пользуются многие славянские народы. Это та самая азбука, которая потерпела за прошедшие века столь колоссальные изменения, что оказалось совершенно не похожа на ту азбуку, которую составляли Кирилл и Мефодий – глаголицу. Возникает справедливый вопрос: в чем заслуга Кирилла и Мефодия?

Почему современная азбука называется «кириллицей»? Это название сохранялось нашими предками в течении веков. Они знали, заслугу Кирилла и Мефодия, а для нас – жителей ХХI, почему-то, это не очевидно. Ответ на этот вопрос, я считаю, нужно искать в духовности нашего народа. Духовность это то, что невозможно выразить словами, но это – то, что присутствует невидимо в любом произнесённым или написанным слове. Можем ли мы доказать сохранность этой духовности как завещание Кирилла и Мефодия? Да можем. Это, например, так называемая «Азбучная молитва» - одно из первых славянских стихотворений. Начало каждого стиха, т.е. каждой строки начинается с буквы славянского алфавита. Каждая строка начинается на свою букву:

     «А - Азъ словомъ симъ молюся Богу:

                                     Б  - Боже всея твари зиждителю,

                                   В -  Видимымъ и невидимымъ…»

Это благодарственная молитва Богу, за то, что он даровал русским людям богодухновенную славянскую азбуку. На Руси вплоть до ХIХ века существовало и распространялось множество вариантов «Азбучной молитвы». Этот метод стихосложения  известен с глубокой древности. В современное время этот метод в литературоведении называется акростих. Он состоит в том, что из букв, которые начинают каждую строку, складывается определенное, как бы зашифрованное, послание.

Сейчас в сети распространён ролик, который называется «тайное послание Кирилла и Мефодия».  Прослушав это послание, мы понимаем то, что знал каждой ребёнок, начинающий учиться чтению на древней Руси. Это факт, что в азбуке Кирилла каждой букве соответствует не только звук, как в современности, ну и свое имя, которое имеет своё значение. История сохранила эти имена. Они известны и вам. Каждое имя буквы имеет определённое значение, и эти значения складываются в целое послание, которое и несёт свой духовный и сакральный смысл людям. В современное время мы с помощью распространения и проникновения культуры, воспринимаем этот смысл как нечто, само собой разумеющееся. Смысл этого послания гласит: « Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, Земляне, как подобает разумным людям. Постигайте Мироздание! Несите Слово убежденно. Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего Свет постичь!»

Древняя Русь остро нуждалась в знаниях. Грамотные люди были ей необходимы и ценились очень высоко, но труд по овладению грамотой и чтением был так сложен, что немногие решались на этот путь. Великое значение постижения чтения, как задача, которую человеку поставил сам Господь Бог, воспринималась людьми буквально, со всей религиозной ответственностью. Это является нашим отличием и культурной исторической чертой. Это способность воспитывалась в русских людей веками, благодаря тому, что и Кирилл, и Мефодий, создавая свою азбуку, несли людям исключительно духовные смыслы -  проповедовали Слово Божье. Всё, что они придали азбуке от имени Бога, впитано потомками, и живёт в нашем мире по сей день. Я полагаю, что это и есть духовный смысл славянской азбуки.

Духовность славянской азбуки заключается в высоте намерений и устремлений Кирилла и Мефодия. Свой труд они предприняли во Славу Божию. Ибо только вера христианская , исповедуемая Кириллом и Мефодием, была главным мотиватором солунских братьев, создавших древнеславянскую письменность, которая содействовала распространению православия и знания, послуживших краеугольным камнем  нашей современной русской цивилизации.

Азбука была началом того вектора развития, которому следовала Россия многие века. Это один из фактов в долгой цепи сохранения слова и духа Истины, которые невозможно зафиксировать и рационально доказать. Ибо только верой, наполненной смыслом жертвенного служения, логикой пережитого страдания во Имя Бога можно рационально объяснить, каким образом корпус ограниченного количества книг переведенного на новый язык духовного знания смог расплодиться в десятки тысяч раз, выстраивая человеческое общество вокруг себя в сложнейшую архитектуру цивилизационного порядка. Чудесное совпадение в одном и том же народе, в одно и то же время, появления даров нового языка, новой мысли, новой веры, которые создали новое мировоззрение, новый мир и сам народ, объяснимо только Божественным промыслом. И в этом удивительном процессе Святые братья выполнили свой долг и исполнили свое призвание. Поэтому мы до сих пор называем нашу азбуку кириллицей.

НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СТАРЫХ СЛОВ

Выполнила Коваленко Анастасия, обучающаяся 11 В

…Для нашего исследования мы выбрали ряд слов, которые существуют в нашем языке с глубокой древности. Они составляют семантическую основу языка. В психологии эти слова называют «архетипы». В лингвистике понятие архетипа соответствует понятиям: концепт, паттерн. Применения того или иного термина зависит от приверженности исследователя к той или иной мировоззренческой парадигме. Парадигме русского мира соответствует концепт «слово» в самом широком его смысле.

Для подтверждения гипотезы, что изменение приоритетов сознания человека можно проверить по изменению значений слов, которые он употребляет, мы задавали группе людей несколько слов-архетипов и просили их выдать первое значение, которое они представляют. В результате опроса более 70% участников давали словам определение, близкое к определениям в современных словарях:

Земля – планета, территория какой-либо страны, какого-либо государства

Счастье – чувство наивысшего удовольствия, радости

Стол – предмет мебели, на который кладут или ставят что-либо

Отец – мужчина, главный по отношению к своим детям

Друг – тот, кто тесно связан с кем-либо дружбой

Полученные значения кардинально отличаются от исконных, которые можно найти в источниках народного творчества (былинах, сказках, пословицах):

В слове «земля» основа «zem» изначально имела значение «низ». То, на чём стоим, что нас поддерживает снизу, от чего отталкиваемся. С 11 века в древнерусском языке слово начало употребляться в широком значении (земля, мир, страна, собственность, имение).

Счастье близко к значению «часть», а «часть» одного происхождения с «кус», «кусок». Приставка –с-  имеет значение «своя», т.е. счастье – хорошая часть, такая, какая нужна». Часть в совместном круге владения наследством. Часть это и есть честь. Счастье созвучно с соучастием – совместной участью. Счастье – жить с честью общей судьбой.

Найденные нами источники столом первоначально называли скатерть, а затем оно было перенесено не только на то, на чем едят, но и на то, на чем сидят. Именно поэтому «стол киевский» стало употребляться в значении «престол» – трон князя. Стол и столица в первую очередь имеют смысл достоинства, чести. Отсюда: место за столом. Накрыть стол, значит оказать честь, проявить уважение.

Исконное значение слова «отец» – источник существования, дающий смысл существования.

Друг – «боевой товарищ», а дружба – «ратное товарищество», «соратничество», отсюда происходит слово «дружина»

Мы сравнивали не сами слова, а концепты, которые выражались с помощью этих слов в древности и сейчас. Таким образом, можно сделать вывод, что сознание человека изменяется в концептах простых слов. Современный человек переносит тяжесть смысла слова на явление не духовного, а материального порядка.

 

ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выполнил обучающийся 11А класса Умеренков Влас

Отец

У каждого человека есть родители – это непреложный закон бытия. Папа и мама, батюшка и матушка, мать и отец. Но что эти простые слова, слышимые с самого детства, значат для каждого из нас? Что значили для наших предков? А что они означают на самом деле?

Обратившись к истокам, можно проследить, что корни русского языка уходят в праиндийские наречия. Там родителя означало слово «пер», «петер», более близкое к старогерманскому наречию: «пэр», «патер»; чем к нашему. Однако существовали и ласкательные названия отца, например «а́тта», близкие к нашим «тятя», «батя». К одному из таких слов — «оте» — возникла уменьшительная форма «отекъ», позднее превратившееся в «отецъ». Постепенно она вытеснила старое слово, утратила оттенок ласкательности и живет сейчас в виде нашего «отец».

…Так В.И.Даль, например, пишет: «мужчина у кого есть дети; родитель, папа, батюшка, тятя. Отец крестный, Отец Небесный… Отечество – есть бытность отцом, или же Родина, земля, где родился, так Отечественная война 1812 году…»

Разные источники и точки зрения дают разные толкования слова «отец» и близлежащих понятий, так например: человек, родитель; мужчина – зрелый, пожилой человек; муж, женатый человек; сверстник отца (разг.); начальник, командир; человек, заботящийся о ком-либо, благодетель; предок; мудрец; отец-основатель, глава.

Также чрезвычайно близки понятия: Отечество – родная земля, честь отцов, родина; отеч(отечич) – патриот; отчинник – наследник; отчество – принадлежность к роду по имени отца; отчим – не родной отец. …Не случайно мы именуемся по-отчеству, ибо отец – символ рода, глава, создающий честь всему роду….

…Углубимся в толкование значения слова «отец» как «благодетель», ибо это несущая ветвь, от которой берут начало многие другие. Так как издревле именно отец был кормильцем семьи, факт того, что он приносит в семью добро, благо, сформировал отдельное значение (вы для меня как отец; вы мой отец и покровитель). Именно понимание отца как «благодетеля», само идущее, видимо, от библейского Отец Небесный, податель всего, царь-батюшка, породило большинство уважительных значений (мудрец, предок, основатель) и, за счет издревле монархического строя славян, сформировало понятие Отечества – отеческой земли, данной Богом-Отцом и управляемую Царем-батюшкой…

…Не меньшую важность имеет необходимость сказать о том, что значение отец-самец не имеет к духовному пониманию отцовства никакого отношения.  Каждый понимает и различает разность степени уважения к слову «Отец» и слову «самец». Разница здесь почти такая же, как у слов «человек» и «животное».

Проблема заключается в одновременном в забвении и упадке всех духовных смыслов этого понятия в нынешней языковой семантике.

Эпидемия духовного кризиса в народе не излечивается во многом потому, что в обществе девальвирован авторитет отцовства…