Олимпиада по литературе

Главное в олимпиаде по литературе - дать полные ответы и оригинально проанализировать текст.

 

7 класс

1.Определите, кто из писателей и поэтов здесь изображён (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 8)

2.Соотнесите названия художественных произведений и их авторов (названия произведений даны в таблице). (За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 9).

Авторы:

В.Астафьев, М.Пришвин, Н.Лесков, А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Распутин, А.Чехов, Н.Некрасов, , Н.Рубцов, В.Шукшин.

Произведения

Авторы

1. «Левша»

 

2. «Дубровский»

 

3. «Конь с розовой гривой»

 

4. «И.И.Пущину»

 

5. «Кладовая солнца»

 

6. «Уроки французского»

 

7. «Тучи»

 

8. «Лошадиная фамилия»

 

9. «Железная дорога»

 

3.Кто из писателей был участником Крымской войны? Как называется произведение, в котором он рассказал о своих впечатлениях и переживаниях той поры? (Максимальный балл – 2)

 

4.С именами каких писателей и поэтов связаны эти географические названия? (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 5)

1)Село Сростки, Бийский район, Алтайский край ____________________

2) Ясная Поляна, Тульская область                     ____________________

3) село Константиново Рязанской области           ____________________

4) Спасское-Лутовиново, Орловская область       ____________________

5) Тарханы, Пензенская область                         ____________________

 

5.«Узнай героя». Назовите героя, произведение и его автора (за каждый правильный ответ – 2 балла, максимальный - 12).

1.«Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник ….., мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках…»

2.«Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах, среди низеньких домиков, заманчиво глядевших на улицу...»

3. «Я помню его ребенком; не знаю, почернели ль у него волоса, а тогда был он кудрявый белокуренький мальчик... воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию...»

4. "славился умом, отважностью и каким-то великодушием [...] предводительствовал отважными злодеями, нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет, грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев..."

5. "Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта … была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой..."

6. "...он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. И его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб..."

6.Литературные омонимы (за каждый омоним – 2 балла, максимальный -  18).

1.Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.

2.Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.

3.Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.

4.Не только ряд одинаковых по размеру ровных предметов, наложенных один на другой, но и минимально повторяющийся в стихе ритмический рисунок.

5.Не только купол церкви, но и раздел книги.

6.Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений.

7.Не только левая или правая сторона тела человека, но и «домомучительница» Малыша в книге Астрид Линдгрен.

8.Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.

9.Не только марка отечественного автомобиля, но и богиня красоты, любви, супружества в русской мифологии.

7.Определите литературные приёмы (тропы) в строках А.С.Пушкина из поэмы «Полтава» (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл - 4).

- Горит восток зарёю новой…;

- дым багровый…;

- как пахарь битва отдыхает…;

- бросая груды тел на груду…

8. Творческое задание. В литературе есть немало отрицательных героев, которые пользуются у читателей популярностью. Так чем же они нас привлекают? (Обоснуйте свою точку зрения на примере 1-2 героев из изученных вами произведений).

ОТВЕТЫ

 

8 класс

1.Выполните обязанности библиотекаря. Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под жанровое определение «поэма». Выпишите их номера, укажите авторов. Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.

  1. «Борис Годунов»
  2. «Домик в Коломне»
  3. «Ромео и Джульетта»
  4. «Вольга и Микула Селянинович»
  5. «Снежная королева»
  6. «Василий Тёркин»
  7. «Светлана»
  8. «Песня… про купца Калашникова»
  9. «Майская ночь, или Утопленница»
  10. «Левша»
  11. «Перчатка»
  12. «Медный всадник»
  13. «Моцарт и Сальери»
  14. «Уроки французского»
  15. «Мороз, Красный нос»

2.РАБОТА С ТЕКСТОМ. Это задание содержит прозаический текст. Прочитайте рассказ. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы).

Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 100-150 слов. Указание на объём условно, считать слова не нужно.

Виталий Николаевич Сероклинов (род. 1970)

ПРЯНИКИ

В детстве болеть было приятно. Отец строжился, выговаривал за любую провинность, но если кто-то из нас хоть чуток заболевал – батя даже в лице менялся.

Лежишь: жар, рвота, перед глазами всё кружится; воскресенье, врачей не дозваться. Отец лечит по-своему, травки и взвары мне подаёт на ложечке весь день, губами лоб трогает, обнимает. Мама рядом переживает, тряпки мокрые меняет, книжку читает вслух

. К ночи становится чуть легче. Наконец-то хочется есть, только непонятно, чего именно. Не опостылевший бульон, не кашу…

 – Молочка бы, пап… и пряников, свежих, с карамельной корочкой…

И будит папка среди ночи тёть Шуру, у которой дойная корова, просит чуток молока.

А пряники – те только в магазине, да время-то уже…

И ем я среди ночи пряник, запиваю парным домашним молоком – «казённое» мне нельзя, плохо мне с него. А батя положил голову на забинтованные почему-то руки – спит прямо за столом.

Наутро я просыпаюсь от строгого чужого голоса. У печки сидит участковый, разложил на коленках какие-то официальные бумаги и папку спрашивает:

– Зачем стекло высадил?

– Пряники взял… Я ж деньги на прилавок положил.

– Да видел я… Татку-продавщицу не мог, что ли, разбудить, коль приспичило?

– Да не было её, загуляла где-то… А как догадался-то?

– Так кровь же по снегу до самой твоей двери. Тоже мне тать…

Участковый смотрит на меня, видит в изголовье смятой постели ковшики с отварами, тазик с полотенцем, пузырьки лекарств.

– Старший, что ли, захворал?

– Старший. Не ел ничего. Пряников захотел…

– Ладно. Напишу «неустановленные хулиганы». А стекло – вставь. Татка верещит, грозится виновнику башку пробить – весь магазин ей выстудил. Как ты только решётку своротил… Ну ладно… Кровь у дома затри.

А сестрёнка сидит у стола и требует пряник себе:

– Тебе же для меня не жалко, да?..

Мне и вправду не жалко, я уже здоров.

А последний пряник мы делим на всех.

  1. От чьего имени ведётся повествование?
  2. Какие черты характера и поступки помогают понять отца?
  3. Почему милиционер написал в протоколе «неустановленные хулиганы»?
  4. Какие особенности речи героев существенны для понимания рассказа?

 

Часть 3. Если бы Вы отвечали за литературную рубрику в школьной газете, то каким произведениям и каких авторов отдали бы предпочтение? Придумайте название для вашей рубрики и составьте перечень из 8–10 произведений для размещения в ней. К каждой дайте краткую аннотацию (до 3-5 предложений), объясняющую ваш выбор.

ОТВЕТЫ