Обо всём
Покормите птиц зимой!..
Пусть со всех концов к Вам слетятся, как домой...
Природы затаённое дыханье...
Искрящийся восторг снегов, в лёд заковавших берега. Февральского мороза ярость. Век доживающей зимы. Ей очень рады всё же мы!
Жемчужные сети тумана...
Кочуя облаком пушистым, густой туман среди зимы нарядным пледом серебристым лёг на прибрежные холмы.

Всероссийская олимпиада школьников

Начался новый учебный год, и школьный этап всероссийской олимпиады тоже. Готовимся к его проведению.

Сначала изучаем изменения в нормативной базе: для этого читаем порядок проведения школьного этапа (файл docx, размер 85,8 КБ).

Затем смотрим документы, которые актуальны в Курской области:

- порядок проведения городской олимпиады (файл docx, размер 67,7 КБ);

- порядок об областной олимпиаде 2014 (файл pdf, размер 209 КБ).

За неделю до проведения школьного этапа раздаём классным руководителям заявления и согласия на обработку персональных данных, которые оформляют родители школьников, коллегам-предметникам передаём бланки только учительских согласий.

Для каждой параллели печатаем задания, после проведения олимпиады раздаём учителям, членам школьного жюри, работы на проверку, тексты заданий, ответы и критерии выставления баллов, методические рекомендации, а также экспертный лист, куда член жюри вносит результаты.

Методические рекомендации по русскому языку (файл doc, размер 70 КБ).

Экспертный лист (файл doc, размер 62,5 КБ).

Для знакомства с заданиями школьного этапа приведём задания для 7-8 классов.

 

Русский язык. 7 класс

Время выполнения работы – 1,5 -2 астрономических часа.

Задание 1. Фонетика и орфоэпия.

1.1.Сколько раз звук [ц] встречается при чтении предложения (1 балл):

Наша соученица Куницына собирается отправиться в Братск.

1.2. В какой из пар рифмы нет? (2 балла)

Творенье - теченье

Столицей - царицей

Вестник - кудесник

Завидно - обидно

Голод - газопровод

Задание 2. Морфемика и словообразование.

Выпиши слово, в котором нет суффикса - ий, - й (2 балла): придумай, синий, решайте, лисий.  Ответ обоснуйте.

Задание 3. Лексика и фразеология.

3.1. К приведённым лингвистическим терминам подберите термины-дублéты, т.е. двойные разновидности данной языковой единицы. Например: окончание – флексия (8 баллов)

  • лингвистика – …
  • праязык – …
  • приставка – …
  • ударение - …
  • алфавит - …
  • приставка, суффикс, окончание - …
  • правописáние -…
  • прописная буква -…

3.2. Объясните значение фразеологизмов. Выберите фразеологизмы-синонимы. (6 баллов)

Тришкин кафтан; и в ус не дует; и горя мало; заварить кашу; каша во рту

Задание 4.  Морфология

4.1. Определите, к каким разрядам относятся имена прилагательные звонкий(голос), сердечный(сосуд), медвежий( коготь). Приведите примеры, в которых эти прилагательные относились бы к другим разрядам. (7 баллов)

Пример: лисий хвост – притяжательное;

лисья улыбка – качественное;

лисья шапка – относительное.

4.2. Реши лингвистическую задачу? (5 баллов)

Вчера я видел Миллер, а сегодня – Миллера. Когда я видел сестру, а когда брата?

Задание 5. (6 баллов)

Отредактируйте предложения и  расставьте знаки препинания таким образом, чтобы устранить искажение смысла. Исправленные варианты запишите.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Задание 6. (10 баллов)

В скороговорках, у  многих известных поэтов встречаются тавтограммы, т.е. тексты, в которых все слова начинаются с одной буквы.  Например: 

Пётр Петрович пошёл погулять.

Поймал попугая – понёс продавать.

Просил полтину – получил половину. (Из Толкового словаря В.И. Даля)

Напишите (в стихах или в прозе) тавтограмму  о школьной жизни. Букву выберите сами.

 

Русский язык. 8 класс

Время выполнения работы – 1,5 -2 астрономических часа. Максимальное количество баллов – 93

1.Фонетика и орфоэпия

Обратите внимание на варианты ударений в одном и том же слове, которые использованы в каждом из представленных ниже поэтических фрагментов. Ответьте на вопросы: – как эти поэтические формы (варианты ударений) соотносятся с нормами современного русского языка? – с какой целью (для создания какого поэтического эффекта) в каждом из фрагментов автор использует разные варианты ударения в одном и том же слове?

А) Когда-нибудь, прелестное созданье,

 Я стану для тебя воспоминаньем,

Там, в памяти твоей голубоокой,

Затерянным так далеко – далёко. (М. Цветаева)

Б) Восхищенной и восхищённой,

 Сны видящей средь бела дня,

 Все спящей видели меня,

 Никто меня не видел сонной. (М. Цветаева)

В) Порой осеннею, полуночной,

Когда темно в соседней комнате,

Она меня спросила сумрачно:

«Чего вы мне все время звоните?»

 …Но верю я испепеляюще,

Но знаю я не по наитью –

 Звонок раздастся умоляющий:

 «Что ж вы давно мне не звоните?» (Вл. Вишневский) Максимум – 16 баллов

 

2. Морфемика, словообразование, этимология

Продолжите ряд, подобрав формы слов (хотя бы одну пару), отношения между которыми такие же, как в следующих парах. Назовите 3 различия между формами слов, расположенных слева и справа: Господь – Господи; отец – отче; Бог – Боже.

Максимум – 11 баллов

3. Лексика и фразеология

Какое лексическое явление использовал поэт Н.И. Глазков в следующих строках? В каждом случае подчеркните слова, иллюстрирующие данное явление, и определите его разновидность. Назовите термины, обозначающие данное лексическое явление, растолкуйте их значение.

 А) Мне дорога моя дорога,

 Не устану по ней бродить.

 Б) Заговорили об уже,

А он уполз уже.

В) Растения под снегом спали,

 Но с них покровы снега спали,

Им птичьи стаи песни спели,

Чтоб их плоды от зноя спели. Максимум – 17 баллов

4. Морфология. В словосочетаниях замените формы существительного кошка на прилагательные: корм для кошки; шерсть кошки. Полученное вами прилагательное можно записать двумя способами. Укажите два варианта прилагательного и объясните правило, от которого зависит выбор гласной в суффиксе данного прилагательного.

Почему С.Я. Маршак в своей сказке «Кошкин дом» использует другое прилагательное:

Тили-тили, тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

Охарактеризуйте способ образования этого прилагательного. Объясните, почему это прилагательное редко используется в нашей речи. Максимум – 12 баллов

5. Морфология и синтаксис

Подчеркните в четверостишии Марины Цветаевой слова, у которых один и тот же исторический корень. Выделите в каждом из найденных вами слов этот корень, сформулируйте его значение.

Улавливать сквозь всю людскую гущу

Твой вздох животворящ.

Душой, дыханием твоим живущим,

Как дуновеньем плащ. Максимум – 6 баллов

6. Творческое задание.

Прочитайте отрывок из стихотворения Ярослава Смелякова. Какова основная мысль текста? Какие слова употреблены в стихотворении в переносном смысле? Какова их синтаксическая  роль в тексте? Дайте современное толкование слов староверы, лик, лучина.

У бедной твоей колыбели,

еще еле слышно сперва,

рязанские женщины пели,

 роняя, как жемчуг, слова.

Под лампой кабацкой неяркой

на стол деревянный поник

у полной нетронутой чарки,

 как раненый сокол, ямщик.

Ты шел на разбитых копытах,

в кострах староверов горел,

стирался в бадьях и корытах,

 сверчком на печи свиристел.

Ты, сидя на позднем крылечке,

закату подставя лицо,

забрал у Кольцова колечко,

у Курбского занял кольцо

 Вы, прадеды наши,

в неволе, мукою запудривши лик,

на мельнице русской смололи заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,

хотя бы и больше могли,

чтоб им не одним доставалась

ученая важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной

и дедовским острым кваском,

писался и черной лучиной

и белым лебяжьим пером.

Ты – выше цены и расценки –

 в году сорок первом,

потом писался в немецком

 застенке на слабой известке гвоздем.

Владыки и те исчезали мгновенно и наверняка,

 когда невзначай посягали на русскую суть языка.

 

Максимум – 16 баллов

 

 

6. Напишите сочинение-рассуждение с опорой на текст предыдущего задания о том, как вы понимаете слова «На мельнице русской смололи заезжий славянский язык…» (объём работы 50-70 слов).

Максимум – 15 баллов