Главная
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Диктанты

Тексты с заданиями помогут подготовиться к контрольному диктанту с грамматическими заданиями.
Подробнее

Писатели

Расширяем свои представления о жизни и творчестве писателей, чтобы глубже понять их произведения.
Подробнее

Художники

Входим в мастерскую художников и открываем для себя самобытный мир искусства.
Подробнее

Автопортреты Пушкина

Пушкин любил рисовать пером на полях своих рукописей. Точнее, на полях черновиков. Это были беглые зарисовки людей, о которых он в тот момент думал.

Людей на рисунках легко узнать. Несколькими, штрихами передана вся, если так можно сказать, человеческая суть. Это умение присуще далеко не каждому профессиональному художнику. Кого же Пушкин рисовал?

Иногда самого себя. Но чаще всего рисовал своих лицейских товарищей — Кюхельбекера, Дельвига, Пущина. Своих друзей-литераторов — Вяземского, Грибоедова, философа Чаадаева, вождя французской революции Марата, писателя и мыслителя Вольтера, своих друзей-декабристов — Рылеева, Пестеля, Муравьёва-Апостола, Лунина, Н. Раевского, Якубовича...

Общеизвестен рисунок Пушкина, где изображены виселица и пять казнённых на ней декабристов. Рядом с рисунком слова, написанные рукой Пушкина: «И я бы мог...» Симпатии Пушкина вполне определённы.

В 1827 году два знаменитых русских художника В. Тропинин и О. Кипренский (первый — в Москве, второй — в Петербурге) написали портреты Александра Сергеевича Пушкина. Оба портрета сегодня хорошо известны (смотри марки): тропининский хранится во Всесоюзном музее А.С. Пушкина в Ленинграде, работа О. Кипренского — в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Тропинину портрет заказал сам Александр Сергеевич — это был его подарок С.А. Соболевскому (Соболевский долгие годы был другом Пушкина). Портрет кисти Кипренского был написан также по заказу: друг Пушкина А.А. Дельвиг лично попросил об этом художника.

Что касается портрета работы Кипренского, то тут не возникает никаких загадок. Про портрет кисти Тропинина такого не скажешь: за сто пятьдесят пять лет загадок накопилось предостаточно. Начать с того, что о Кипренском и о портрете Пушкин неоднократно упоминал и в стихах, и в частной переписке. О Тропинине и о портрете его работы во всех пушкинских бумагах нет ни строчки. Да и в бумагах самого Тропинина ни слова о Пушкине и о том, что поэт позировал художнику.

Что это? Забывчивость? Случайность? Не знаю. Но чем тогда можно объяснить такое молчание?..

Впервые тропининский портрет экспонировался для всеобщего обозрения на выставке в Москве в 1868 году (где портрет находился предыдущие сорок лет — я скажу дальше). В связи с выставкой С.А. Соболевский послал в газету «Русский», редактором которой был друг Пушкина М.П. Погодин, письмо, в котором вспоминал, как портрет был написан Тропининым по заказу Пушкина и подарен поэтом Соболевскому. Погодин опубликовал эти коротенькие воспоминания, но, опубликовав, исказил самую суть: по Погодину выходило, что не Пушкин заказал портрет Тропинину для Соболевского, а сам Соболевский для самого себя (!).

Как вы понимаете, разница в трактовке события существенная. Соболевский, естественно, возмутился и послал Погодину новое письмо, в котором ещё раз подтвердил свою версию. В ответ Погодин обвинил Соболевского чуть ли не во лжи...

Тут следует учесть одно немаловажное обстоятельство: Погодин недолюбливал Соболевского. Фактор, разумеется, важный. Но трудно допустить мысль, что только из личной неприязни разгорелся весь этот сыр-бор. Вероятно, у Погодина были какие-то основания (документы?) утверждать, что не Пушкин заказал портрет, а сам Соболевский. Но если документы были, почему Погодин их не опубликовал?..

С другой стороны, трудно поверить, что Соболевский из мелкого тщеславия пошёл в своих воспоминаниях на заведомый обман. Ведь именно в годы написания портрета Пушкин и Соболевский действительно были очень дружны. И Пушкин мог сделать своему другу столь щедрый подарок.

Кто прав: Соболевский или Погодин?

Теперь вернёмся к выставке 1868 года в Москве. Где портрет находился с 1827 по 1868 год? У Соболевского? Ничего подобного. Как раз в год написания портрета Соболевский на пять лет уехал за границу. Естественно, взять портрет с собой он не мог, поэтому оставил его на хранение в доме у своих друзей. Когда же после пятилетнего отсутствия вернулся и пришёл к ним забрать портрет, произошло нечто невероятное: глянув на картину, Соболевский заявил потрясённым хозяевам, что портрет подменён, что на стене висит не оригинал, а копия, которую он брать отказывается.

Соболевский не ошибался. Перед ним действительно была копия. Правда, отлично выполненная, но всё же копия.

Куда же делся оригинал?..

В добропорядочности друзей Соболевского сомневаться не приходится. Следовательно, кто-то без ведома хозяев дома подменил портрет. Кто? Ведь чтобы написать копию, надо иметь перед глазами оригинал. То есть хотя бы на время унести оригинал из дома! Неужели хозяева не хватились бы пропажи?!

Куда делся оригинал, кто выполнил копию, по чьей просьбе копия была выполнена?.. Что касается оригинала, то он, к счастью, бесследно не исчез. Через некоторое время портрет появился на аукционе и был приобретён князем М.А. Оболенским. В 1868 году экспонировался на выставке в Москве.

У кого же находился портрет до аукциона? По туманному свидетельству аукциониста, у какого-то безвестного художника. Возможно, этот безвестный художник и выполнил копию? Тогда, кто был заказчик и почему заказчик не востребовал оригинал — оставил его у художника? Или сам безвестный художник был похитителем оригинала и автором копии? Но для чего он совершил эту подмену?..

Вопросов много, и гадать тут можно до бесконечности.

В 1909 году эту работу покупает Третьяковская галерея. Затем его передают в Петербург музею А.С. Пушкина. Такова странная судьба портрета. Многие страницы в этой судьбе до сих пор окончательно не прочитаны...

Времена года

В гармонии с природой и миром.
Подробнее

Мифы

Из мысли и мечты рождённый...
Подробнее

Обо всём

Про всё на свете.
Подробнее