Новости
Персональный сайт учителя
Мальцева Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Официально

Документы для работы школьного учителя.
Подробнее

Научное общество

Организация проектно-исследователькой работы.
Подробнее

Классному руководителю

Материалы для внеклассной деятельности.
Подробнее

Школьный этап ВсОШ

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе помогает выявить претендентов на участие в муниципальном этапе.

И хотя на втором этапе участвуют лишь обучающиеся 7-11 классов, не будем забывать о тех, кто ещё учится в 5-6 классах. Именно для них мы предлагаем задания для подготовки. Ответы можно присылать нам для проверки.

 Русский язык. 5 класс

  1. Фонетика и орфоэпия:

1) Выпиши слова, где на месте выделенных букв произносятся твёрдые согласные: академия, шоссе, шинель, термос, рельсы, свитер,   кофе, музей, контекст, темп,  дефис, теннис, фонетика.

2) Сколько раз в предложении встречается звук [с]:  В русских народных сказках часто случаются чудесные события.

  1. Морфемика и словообразование:

1) Докажите, что указанные ниже слова можно разделить на 2 группы родственных слов: носик, перенос, переносица, носильщик, носоглотка, носилки, носовой, поднос.

2) У всех ли слов последняя буква является окончанием? Докажите свою точку зрения, выполнив морфемный разбор слова: небеса, вчера, выглянуло, торопился, подсказал, велика, направо, пальто.

  1. Лексика и фразеология.

1) Выпишите из текста стихотворения крылатые выражения и объясните их значение:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой  сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды  в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут  потом?
Не дело, мол, воду носить решетом! (В.Суслов)

2) Составьте предложения со словом ЗЕМЛЯ так, чтобы указанное слово употреблялось в разных значениях.

  1. Морфология и синтаксис.

1) Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной ребёнок плохо спит. Больной плохо переносит лекарства.

2) Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

     А) Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк!

     Б) Дневной жар сменился ночной прохладой.

     В) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

     Г) Ночью ветер с гор усиливается.

  1. Пунктуация. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой

   А) Три вещи славят солдата, смелость, победа, награда.

   Б) Мы изучаем и историю, и литературу.

   В) Мы собирали грибы и ягоды, цветы и веточки.

   Г) Мы любим стихи русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова и Фета.

  1. Творческое задание. Прочитай сказку и «переведи» на научный язык полученную информацию.

В стране Предложение  жили король  Подлежащее  и королева Сказуемое. Король Подлежащее отвечал на вопросы кто? и что?, а вот королева Сказуемое была удивительной болтушкой и отвечала сразу на четыре вопроса – что делает?, каков? (какой?), кто таков? и что такое?. Одевались они тоже по - разному. Король Подлежащее чаще всего носил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, а иногда в мантии из существительного в именительном падеже или прилагательного.

 

Русский язык. 6 класс

  1. Фонетика и орфоэпия.

1)  Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков: тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

2)  Расставьте ударение в словах: глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, завидно, кухонный, красивее.

  1. Морфемика и словообразование.

1) Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор.

2) Вот стихотворение:

Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…

Сколько в нем слов с нулевым окончанием? Докажите.

  1. Лексика и фразеология.

1) Из каждой группе выпишите “четвертый лишний” фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

2) Составьте предложения (или словосочетания) со словом ЯЗЫК так, чтобы указанное слово употреблялось в разных значениях.

  1. Морфология и синтаксис.

 Какими частями речи могут быть слова  жгут, жаркое, звонок. Составьте с ними предложения или словосочетания. Укажите части речи.

  1. Орфография. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к, кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а, о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.

  1. Творческое задание. Прочитайте стихотворение Ю. Друниной, определите его главную мысль и напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли доброта людям?»

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник. Как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

 Ю. Друнина

 

Литература. 5 класс

1. Назовите 5 писателей и их книги, которые вы прочитали летом.

2. Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым объёмным:

Пословица
Роман
Басня
Частушка
Повесть

3. Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей морской стихии.

4. Соотнесите автора и название сказки:

1)«Кот в сапогах»                                                  А)Сергей Аксаков

2)«Девочка Снегурочка»                                        Б)Всеволод Гаршин

3)«Лягушка-путешественница»                              В)Владимир Одоевский

4)«Аленький цветочек»                                          Г)Ганс Христиан Андерсен

5)«Городок в табакерке»,                                       Д)Павел Бажов

6)«Серебряное копытце»                                        Е)Шарль Перро

7)«Снежная королева»                                           Ж)Владимир Даль

5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

И.С. Тургенев

НА ОХОТЕ

 Раз мы вдвоём с товарищем охотились на тетеревов. Нашли выводок. Матка вскочила, мы выстрелили и попали в неё; но она не упала, а полетела дальше, вместе с молодыми тетеревятами. Я было хотел пойти за ними, но товарищ сказал мне:

- Лучше здесь присесть и подманить их…  Все сейчас здесь будут.

Товарищ отлично умел свистать, как свищут тетерева. Мы присели; он стал свистать. И точно: сперва один молодой откликнулся, потом другой, и вот слышим мы: сама матка квохчет, да нежно так и близко. Я приподнял голову и вижу: сквозь спутанные травяные былинки идёт она к нам, спешит, спешит, а у самой вся грудь в крови! Знать, не вытерпело материнское сердце! И тут я самому себе показался таким злодеем!..

Встал и захлопал в ладоши. Тетёрка тотчас же улетела – и молодые затихли.

Товарищ рассердился, он за сумасшедшего меня счёл. Ты, мол, испортил всю охоту!

Но мне с того дня всё тяжелей и тяжелей стало убивать и проливать кровь.

 Выполните задания по данному тексту:

А) От чьего лица ведётся рассказ?

Б) Выпишите и объясните те строки, которые больше всего взволновали вас при чтении.

В) Почему один из охотников захлопал в ладоши?

Г) Как и почему изменилась жизнь писателя после этого случая? Запишите своё мнение (2-3 предложения)

6. Некоторые дети считают, что читать книги неинтересно. Попробуйте переубедить такого собеседника. используйте 5 предложений.

 

Литература. 6 класс

 

1. В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы. Необходимо указать автора и название произведения. Приведите не менее пяти примеров.

2. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1) Сказ                                                   А) «Зимний вечер».

2) Басня                                                 Б) «Робин Гуд и золотая стрела»

3) Баллада                                             В) «Левша»

4) Сказка                                               Г) «Золушка»

5) Стихотворение                                Д) «Квартет»

3. Узнайте басню И.А.Крылова по морали.

а)   Уж сколько раз твердили миру,

      Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

      И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

б)   Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет

      И выйдет из него не дело, только мука.

в)   Невежда также в ослепленье

      Бранит науки и ученье

      И все ученые труды,

      Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

г)   А вы, друзья, как не садитесь.

      Все в музыканты не годитесь. 

4. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

Дохлая кошка.

Черевичка. 

Свежее душистое золотисто-румяное яблочко.

Рубашки, связанные из крапивной пряжи.

Волшебные волоски из бороды.                   

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении.

а) рифма

2) Разговор двух и более лиц.

б) пейзаж

3) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное.

в)диалог

4) Созвучие концов строк.

г) басня

5) Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается с помощью конкретного образа.

д) загадка

6) Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием.    

е) аллегория

6. Анализ текста.

М.М. Пришвин

Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

Задания по данному тексту:

1)Как называется это описание?

2)Какое время года изобразил М.М. Пришвин? Докажите это примерами из текста.

3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?

7. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера. (1 персонаж  на выбор).

Максимальное количество баллов - 10.