Новости
Персональный сайт учителя
Мальцева Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Официально

Документы для работы школьного учителя.
Подробнее

Научное общество

Организация проектно-исследователькой работы.
Подробнее

Классному руководителю

Материалы для внеклассной деятельности.
Подробнее

Конкурс «Учитель года – 2019»

Конкурс «Учитель года» – это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли.

Это так, однако, путь любого учителя к победе в конкурсе – это чрезвычайно трудная работа по преобразованию себя. Ни пол, ни возраст, ни  стаж работы преимуществ в победе не дают.

Учитель, претендующий на титул финалиста, призёра, а может, и победителя, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными технологиями и методиками, но и быть яркой личностью.

Каждый этап конкурса ставит перед конкурсантом следующие задачи:

  • систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;
  • представить педагогический опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);
  • отобрать практические материалы (разработки уроков, дидактический материал и др.), наиболее полно раскрывающие систему работы учителя;
  • создать пакет документов, содержащих полную картину педагогической деятельности;
  • подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.

Но, цитируя педагога Е. Ямбурга, «один педагог в школе не воин», чтобы добиться высоких результатов, необходимо заручиться поддержкой администрации школы и коллег. Только тогда результат участия в конкурсе будет высоким, а само участие – продуктивным и интересным.

В лицее поддержка конкурсанта начинается с сокращения администрацией учебной нагрузки (на время проведения конкурса). Ведь если участник будете готовиться к конкурсу пресловутыми «ночами», то ничего интересного у него не выйдет. Поддержка администрации во время конкурса, доброжелательная атмосфера, психологический настрой на успех – важнейший элемент высокого конкурсного результата (чувствуешь себя Юрием Гагариным, не меньше!).

Каждый учитель-предметник в лицее входит в педагогическое сообщество (методическое объединение, кафедры). Помощь коллег-предметников важна на  этапе т. н. «тестирования». Всё-таки все составные элементы конкурса надо заранее продемонстрировать коллегам: рассказать о структуре урока, показать свой методический семинар. После таких «показов» многое меняется и в уроке, и в тексте выступления, и в презентации. На таких показательных выступлениях очень важны комментарии и советы учителей информатики (по оформлению презентации), заместителей директоров по УВР и педагогов-психологов (по навыкам публичного выступления, умению держаться на сцене и отвечать на каверзные вопросы).

В лицее существует обязательная система конкурсного «наставничества». Приглашаются победители и участники профессиональны конкурсов прошлых лет, которые дают ценные советы о том, на что обратить внимание и чего следует избегать и в уроке, и в выступлении, и в мастер-классе.

Педагоги, в прошлом участвующие в конкурсе «Учитель года», дают ценные советы и по уроку: 

1. Не пытайтесь вместить в конкурсный урок максимум материала (например, весь материал одного параграфа). Это же не обычный урок, это конкурс (не следует после урока говорить о том, чего не успел на уроке, это утомляет). Конкурсный урок должен быть четким и ясным.

2. Не пытайтесь исполнить все известные вам модные в этом сезоне «элементы урока».

3. Помните, что конкурсный урок – это 30 минут чудес, поэтому заранее продумывайте разные варианты развития урока.

Что же касается конкретной подготовки к конкурсному уроку, то она может проводиться по-разному. Конечно, можно, например, взять за основу урок, уже проведённый и написанный кем-то. Дан­ный вариант подготовки самый простой. Он не требует особых усилий со стороны учителя. Но...Такой урок не будет ярким, наполненным индивидуальностью учителя.

Нужен другой путь. Переворошив литературу, обновив ранее полученные знания с учетом информации об учащих­ся и условиях материальной базы школы, учи­тель сам составляет план урока, который потом четко будет выдерживать во время за­нятия. Этот путь подготовки к уроку сложнее предыдущего, но все же он более оп­равдан, так как значительно ближе к ученикам и собственному представлению об уроке.

На этом этапе (после создания конкурсантом урока) собираются учителя-предметники, конкурсанты прошлых лет, администрация, и расставляются важные акценты:

необходимо мысленно представить себе весь ход урока, его начало и окончание;

корректируются личностные и поведенческие черты учителя – внешний вид, умение чётко выражать свои мысли, владеть голосом, определять наиболее выгодное место расположения по отношению к учащимся и т.п.

Всё это несколько раз обговаривается совместно на таких мини-совещаниях.