Мифы
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Всероссийская олимпиада школьников

Начался новый учебный год, и школьный этап всероссийской олимпиады тоже. Готовимся к его проведению.

Сначала изучаем изменения в нормативной базе: для этого читаем порядок проведения школьного этапа (файл docx, размер 85,8 КБ).

Затем смотрим документы, которые актуальны в Курской области:

- порядок проведения городской олимпиады (файл docx, размер 67,7 КБ);

- порядок об областной олимпиаде 2014 (файл pdf, размер 209 КБ).

За неделю до проведения школьного этапа раздаём классным руководителям заявления и согласия на обработку персональных данных, которые оформляют родители школьников, коллегам-предметникам передаём бланки только учительских согласий.

Для каждой параллели печатаем задания, после проведения олимпиады раздаём учителям, членам школьного жюри, работы на проверку, тексты заданий, ответы и критерии выставления баллов, методические рекомендации, а также экспертный лист, куда член жюри вносит результаты.

Методические рекомендации по русскому языку (файл doc, размер 70 КБ).

Экспертный лист (файл doc, размер 62,5 КБ).

Для знакомства с заданиями школьного этапа приведём задания для 7-8 классов.

 

Русский язык. 7 класс

Время выполнения работы – 1,5 -2 астрономических часа.

Задание 1. Фонетика и орфоэпия.

1.1.Сколько раз звук [ц] встречается при чтении предложения (1 балл):

Наша соученица Куницына собирается отправиться в Братск.

1.2. В какой из пар рифмы нет? (2 балла)

Творенье - теченье

Столицей - царицей

Вестник - кудесник

Завидно - обидно

Голод - газопровод

Задание 2. Морфемика и словообразование.

Выпиши слово, в котором нет суффикса - ий, - й (2 балла): придумай, синий, решайте, лисий.  Ответ обоснуйте.

Задание 3. Лексика и фразеология.

3.1. К приведённым лингвистическим терминам подберите термины-дублéты, т.е. двойные разновидности данной языковой единицы. Например: окончание – флексия (8 баллов)

  • лингвистика – …
  • праязык – …
  • приставка – …
  • ударение - …
  • алфавит - …
  • приставка, суффикс, окончание - …
  • правописáние -…
  • прописная буква -…

3.2. Объясните значение фразеологизмов. Выберите фразеологизмы-синонимы. (6 баллов)

Тришкин кафтан; и в ус не дует; и горя мало; заварить кашу; каша во рту

Задание 4.  Морфология

4.1. Определите, к каким разрядам относятся имена прилагательные звонкий(голос), сердечный(сосуд), медвежий( коготь). Приведите примеры, в которых эти прилагательные относились бы к другим разрядам. (7 баллов)

Пример: лисий хвост – притяжательное;

лисья улыбка – качественное;

лисья шапка – относительное.

4.2. Реши лингвистическую задачу? (5 баллов)

Вчера я видел Миллер, а сегодня – Миллера. Когда я видел сестру, а когда брата?

Задание 5. (6 баллов)

Отредактируйте предложения и  расставьте знаки препинания таким образом, чтобы устранить искажение смысла. Исправленные варианты запишите.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Задание 6. (10 баллов)

В скороговорках, у  многих известных поэтов встречаются тавтограммы, т.е. тексты, в которых все слова начинаются с одной буквы.  Например: 

Пётр Петрович пошёл погулять.

Поймал попугая – понёс продавать.

Просил полтину – получил половину. (Из Толкового словаря В.И. Даля)

Напишите (в стихах или в прозе) тавтограмму  о школьной жизни. Букву выберите сами.

 

Русский язык. 8 класс

Время выполнения работы – 1,5 -2 астрономических часа. Максимальное количество баллов – 93

1.Фонетика и орфоэпия

Обратите внимание на варианты ударений в одном и том же слове, которые использованы в каждом из представленных ниже поэтических фрагментов. Ответьте на вопросы: – как эти поэтические формы (варианты ударений) соотносятся с нормами современного русского языка? – с какой целью (для создания какого поэтического эффекта) в каждом из фрагментов автор использует разные варианты ударения в одном и том же слове?

А) Когда-нибудь, прелестное созданье,

 Я стану для тебя воспоминаньем,

Там, в памяти твоей голубоокой,

Затерянным так далеко – далёко. (М. Цветаева)

Б) Восхищенной и восхищённой,

 Сны видящей средь бела дня,

 Все спящей видели меня,

 Никто меня не видел сонной. (М. Цветаева)

В) Порой осеннею, полуночной,

Когда темно в соседней комнате,

Она меня спросила сумрачно:

«Чего вы мне все время звоните?»

 …Но верю я испепеляюще,

Но знаю я не по наитью –

 Звонок раздастся умоляющий:

 «Что ж вы давно мне не звоните?» (Вл. Вишневский) Максимум – 16 баллов

 

2. Морфемика, словообразование, этимология

Продолжите ряд, подобрав формы слов (хотя бы одну пару), отношения между которыми такие же, как в следующих парах. Назовите 3 различия между формами слов, расположенных слева и справа: Господь – Господи; отец – отче; Бог – Боже.

Максимум – 11 баллов

3. Лексика и фразеология

Какое лексическое явление использовал поэт Н.И. Глазков в следующих строках? В каждом случае подчеркните слова, иллюстрирующие данное явление, и определите его разновидность. Назовите термины, обозначающие данное лексическое явление, растолкуйте их значение.

 А) Мне дорога моя дорога,

 Не устану по ней бродить.

 Б) Заговорили об уже,

А он уполз уже.

В) Растения под снегом спали,

 Но с них покровы снега спали,

Им птичьи стаи песни спели,

Чтоб их плоды от зноя спели. Максимум – 17 баллов

4. Морфология. В словосочетаниях замените формы существительного кошка на прилагательные: корм для кошки; шерсть кошки. Полученное вами прилагательное можно записать двумя способами. Укажите два варианта прилагательного и объясните правило, от которого зависит выбор гласной в суффиксе данного прилагательного.

Почему С.Я. Маршак в своей сказке «Кошкин дом» использует другое прилагательное:

Тили-тили, тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

Охарактеризуйте способ образования этого прилагательного. Объясните, почему это прилагательное редко используется в нашей речи. Максимум – 12 баллов

5. Морфология и синтаксис

Подчеркните в четверостишии Марины Цветаевой слова, у которых один и тот же исторический корень. Выделите в каждом из найденных вами слов этот корень, сформулируйте его значение.

Улавливать сквозь всю людскую гущу

Твой вздох животворящ.

Душой, дыханием твоим живущим,

Как дуновеньем плащ. Максимум – 6 баллов

6. Творческое задание.

Прочитайте отрывок из стихотворения Ярослава Смелякова. Какова основная мысль текста? Какие слова употреблены в стихотворении в переносном смысле? Какова их синтаксическая  роль в тексте? Дайте современное толкование слов староверы, лик, лучина.

У бедной твоей колыбели,

еще еле слышно сперва,

рязанские женщины пели,

 роняя, как жемчуг, слова.

Под лампой кабацкой неяркой

на стол деревянный поник

у полной нетронутой чарки,

 как раненый сокол, ямщик.

Ты шел на разбитых копытах,

в кострах староверов горел,

стирался в бадьях и корытах,

 сверчком на печи свиристел.

Ты, сидя на позднем крылечке,

закату подставя лицо,

забрал у Кольцова колечко,

у Курбского занял кольцо

 Вы, прадеды наши,

в неволе, мукою запудривши лик,

на мельнице русской смололи заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,

хотя бы и больше могли,

чтоб им не одним доставалась

ученая важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной

и дедовским острым кваском,

писался и черной лучиной

и белым лебяжьим пером.

Ты – выше цены и расценки –

 в году сорок первом,

потом писался в немецком

 застенке на слабой известке гвоздем.

Владыки и те исчезали мгновенно и наверняка,

 когда невзначай посягали на русскую суть языка.

 

Максимум – 16 баллов

 

 

6. Напишите сочинение-рассуждение с опорой на текст предыдущего задания о том, как вы понимаете слова «На мельнице русской смололи заезжий славянский язык…» (объём работы 50-70 слов).

Максимум – 15 баллов