Методкопилка
Сильная часть класса
Мальчики из моего 6 В умеют поддержать в трудную минуту и взять на себя ответственность.
Родной язык
Мы углублённо изучаем русский язык по учебнику А.Д. Шмелёва.
Наша новогодняя сказка
Историю о Снежной Королеве нам удалось рассказать по-своему: оригинально и убедительно.

Представляю вашему вниманию свой конкурсный урок.

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» - код человеческого счастья

Цель урока: раскрытие значения смыслов произведения и создание новых, собственные смыслов путем герменевтического исследования  поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок с применением герменевтических приёмов: герменевтический круг, приём мнимой аналогии, примерка смысла.

Личностные результаты: осознать важность идентификации себя в пространстве для собственного становления и развития; развить мысль о необходимости нравственного выбора и ответственности каждого человека за то, что происходит внутри себя и вокруг, в мире.

Предметные результаты: осознать, что образ героя - способ познания философского, нравственного, социального, эстетического смысла произведения; развить навык интерпретации на основе «медленного чтения».

Метапредметные результаты: развить умение делать выводы; развить способ мышления от частного к общему. Отработать навыки синтеза материала. Развить умение устанавливать причинно-следственные связи; умение мыслить абстрактно, логически, ассоциативно; развивать умение понимать и анализировать внетекстовые проявления действительности: звуки, изображения.

Технологии: элементы здровьесберегающей технологии, витагенной технологии (обращение к жизненному опыту учащихся).

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, аудио и изобразительные материалы, раздаточный материал: на каждого: рабочие листы.

Ход урока

Приветствие и организация начала урока.  3 минуты

Добрый день. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня урок литературы, а любой урок литературы - это проникновение не только в тайный смысл произведения, но и поиск новых смыслов жизни. Готовы начать обретение себя и мира? Хорошо)))

Скажите, у вас есть любимый поэт? Поднимите руки, у кого он есть? Мой любимый поэт – Булат Шалвович Окуджава.  И у него тоже, в свою очередь, есть любимый поэт. Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Окуджавы, и попробуйте понять, о каком поэте говорит автор:

Чтение отрывка.

У него ремесло – первый сорт,

И перо остро.

Он губаст и учён,

И всё ему просто.

Жил в Одессе, бывал в Крыму,

Ездил в карете.

Деньги в долг давали ему

До самой смерти.

Очень вежливы и тихи,

Службой замученные,

Жандармы его стихи

На память заучивали.

Даже царь приглашал его в дом,

Желая при этом

Потрепаться о том и о сем

С таким поэтом.

Он красивых женщин любил

Любовью чинной,

И даже убит он был

Красивым мужчиной.

Он умел бумагу марать

Под треск свечки.

Ему было за что умирать

У Черной речки.

Узнали, о каком поэте идет речь? Да, конечно, это А.С. Пушкин. А есть в классе те, у кого Пушкин-любимый? Заметили, для многих Пушкин – любимый. Это и понятно. Вы быстро ответили на вопрос, о каком поэте идет речь, потому что Пушкин-наше все. И тут ключевое слово «наше». Но для каждого он свой. Для Ореста Кипренского-такой, а для талантливой художницы, к сожалению, рано ушедшей Нади Рушевой - такой.

А как вы думаете, называется стихотворение, которое я прочитала? Ну, почти. Оно называется «Счастливчик Пушкин». А почему Пушкин - счастливчик?

На самом деле, вы правы. В 1833 году, за 4 года до смерти, находясь в Болдино, Александр Сергеевич  напишет письмо своему другу Ивану Пущину, в котором будут такие строки:  Я вас уверяю честью, что счастлив, что даже перед ликом смерти ни за что на свете я нисколько не хотел бы менять своей жизни, своего народа и своего Отечества (строчка из письма И. Пущину, 1833 год, Болдино).

Поэт размышляет о своем счастье, которое заключается в чем?

Но не только со своим другом Александр Сергеевич так откровенен. Когда поэт или писатель  задумывается о важном, что рождается в результате? Конечно, произведения. В Болдино очень быстро, буквально за две недели, Пушкинсоздает загадочное и глубочайшее творение, в котором кодирует некое сообщение о счастье и для нас. Вот оно.

ВИДЕО (отрывок)

Узнали, из какого произведения строки?

Конечно, поэма  «Медный всадник – последняя поэма гения.

Перед вами рабочие листы. Запишите, пожалуйста, в них тему урока. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» - ? ? ?.

Обратите внимание на то, что три слова в теме урока пропущены, вместо них знаки вопроса, но я уверена, что вместо них появятся нужные слова в конце урока, а пока оставьте для них место.

Что же Пушкин торопился сказать нам в поэме «Медный всадник»?

Как, по мнению поэта, стать счастливым?

Какое послание для нас, какой тайный код скрывается в произведении?

Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

С чего начнем? С чего начинается разгадка тайны, проникновение в смысл любого произведения?

Конечно, с чтения самого произведения.

Знаете Пушкин очень любил читать. В доме Пушкиных детям не разрешалось заходить в кабинет отца. Но разве это могло остановить Александра Сергеевича? По словам сестры поэта, Ольги (как ее отчество?), маленький Пушкин забирался в кабинет отца, ведь там была колоссальная библиотке. И читал. Они в шутку между собой называли кабинет Ma maison est ma chambre noir... (темная комната)

Для разгадки тайных смыслов поэмы и я хочу вас пригласить в удивительное и странное место-темную комнату. 

Изображение камеры-обскуры. Кто знает, что это? Любители физики есть в классе? Или любители фото? Это оптическое устройство - камера-обскура. В переводе с латинского - «темная комната». Это прапрадедушка (или, скорее, прапрабабушка) фотоаппарата. Ящик с отверстием закрыт прозрачной бумагой. Свет проникает в объектив и создает контуры объекта, находящегося за пределами комнаты. Но вот какая штука. Изображение получается искаженным и перевернутым. И вещи привычные кажутся таинственными, а таинственные и загадочные-привычными. Вам знакомо это ощущение? Заглянем туда и попробуем взглянуть на произведение Пушкина «Медный всадник» через объектив камеры-обскуры?

Почти одновременно с поэмой «Медный всадник» в Болдино, Пушкин создает еще одно удивительное произведение.

Узнали?

Знакомая всем с детства сказка и поэма «Медный всадник» написаны в одно и то же время в одном и том же месте. Случайность ли? Вряд ли. У Пушкина нет ничего случайного, потому и гений.

Чем заканчиваются произведения: «Сказка о..» и поэма «Медный всадник»? Предлагаю вспомнить.

В рабочих листах обратитесь к финалам этих двух произведений. Прочтите, пожалуйста.

Финал «Сказка о рыбаке и рыбке»

..старик …к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка; 

На пороге сидит его старуха, 
А пред нею разбитое корыто.

 

Финал поэмы «Медный всадник»

У порога нашли безумца моего

И тут же хладный труп его

Похоронили ради бога.

 

Есть ли что-то общее в финалах сказки и поэмы?

А общие слова?

Что такое порог? Какие значения имеет это слово?

У какого порога оказались герои?

Почему в конце произведений герои оказались у порога и оказались несчастны?

Чтобы понять смысл финала, нужно знать…. с чего все началось, т.е. обратиться к началу произведения.

ВИДЕО

Чем заняты старик и старуха? Их все устраивает? Чего они желают? О чем мечтают?  Они счастливы? Но появится рыбка….

В поэме «Медный всадник» рыбки нет, но мечты у главного героя Евгения есть.

Обратитесь к своим рабочим листам, к 1 заданию. Я прошу вас из фрагментов произведений выбрать и записать в таблицу:

1 вариант - желания или мечты старухи

2 вариант - мечты главного героя поэмы «Медный всадник» Евгения. Двух минут хватит, я думаю.

Желания старухи

Желания и мечты Евгения

 

 

 

 

 

 

желания старухи

****************************

Старика старуха забранила: 
«Дурачина ты, простофиля! 
Не умел ты взять выкупа с рыбки! 
Хоть бы взял ты с нее корыто, 
Наше-то совсем раскололось».

*************************

Еще пуще старуха бранится: 
«Дурачина ты, простофиля! 
Выпросил, дурачина, корыто! 
В корыте много ль корысти? 
Воротись, дурачина, ты к рыбке; 
Поклонись ей, выпроси уж избу».

**********************************

Старуха сидит под окошком, 
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля! 
Выпросил, простофиля, избу! 
Воротись, поклонися рыбке: 
Не хочу быть черной крестьянкой, 
Хочу быть столбовою дворянкой».

***********************************

Вот неделя, другая проходит, 
Еще пуще старуха вздурилась: 
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке: 
Не хочу быть столбовою дворянкой, 
А хочу быть вольною царицей».

***********************************

Говорит старику старуха: 
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей, 
Хочу быть владычицей морскою, 
Чтобы жить мне в Окияне-море, 
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

 

Мечты и желания Евгения

**************************************

…Но долго он заснуть не мог

В волненье разных размышлений.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден…

Что мог бы бог ему прибавить   

Ума и денег. Что ведь есть

Такие праздные счастливцы,

Ума недальнего ленивцы,

Которым жизнь куда легка!

…Евгений тут вздохнул сердечно

И размечтался, как поэт:

«Жениться? Мне? Зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно;

Ну что ж, я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

Пройдет, быть может, год-другой-

Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят…

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят…»

Так он мечтал…

 

Чего желает старуха? Что ей нужно, чтобы быть счастливой? В чем ее идеал счастья? (стакан и идеал счастья: желание материальных благ для себя).

А счастье старика помните в чем?

А счастье Евгения? О чем он мечтает? Докажите примерами из фрагмента текста.

(детский рисунок и идеал счастья: желание материальных благ для себя и мечты о своей семье)

Что общего в желаниях старухи и Евгения? Какой порог оба не смогли преодолеть?

Могли ли произведения иметь счастливый конец? Какими должны и не должны быть мечты и желания человека, чтобы быть счастливым?

Счастлив тот, кто мечтает о великом, а не о малом.

Запишите этот вывод в рабочие листы.

В камере-обскуре всё непривычное приобретает другую окраску. Меняется реальность. И вот уже сказка и поэма «Медный всадник» имеют общие смыслы. Но камера-обскура поможет разгадать и другие тайны поэмы.

Скажите, о чем Евгений мечтает, а чего он желает? Есть разница в значении этих слов? Что значит мечтать? А желать?

Евгений ведь желает не только материального достатка, он мечтает о семье, о счастье, но в финале погибает, не имея ни счастья, ни семьи. Чего ему не хватило для того, чтобы быть счастливым?

Я предлагаю вам обратиться к рабочим листам, ко 2 заданию.Перед вами отрывок из поэмы «Медный всадник»,который связан с биографией Евгения, и семейный фотоальбом героя.

Обсудите с сидящим рядом отрывок и ответьте на пять вопросов, записав ответы в «Семейный фотоальбом Евгения»:

Где Евгений служит?

Кто назвал Евгения Евгением?

Что мы знаем  о его фамилии?

Кто его родители?

Где он родился?

*********************************

В то время из гостей домой

Пришел Евгений молодой…

Мы будем нашего героя

Звать этим именем. Оно

Звучит приятно, с ним давно

Мое перо к тому же дружно…

Но ныне светом и молвой

Оно забыто. Наш герой

Живет в Коломне, где-то служит…

Дичится знатных и не тужит*

Ни о почиющей*родне,

Ни о забытой старине.

________________________________________________

*Тужить-скучать, тосковать, помнить

*Почиющая-умершая, потерянная.

 

Я думаю, одной минуты будет достаточно.

Готовы?

Где Евгений служит? Кто назвал Евгения так и почему? (докажите отрывком из текста)А нам кто дает имя? А кто родители Евгения? (текст) Как звучит его фамилия? Почему ее нет? Где его предки?(текст)

Не тужит о почиющей родне…Кто поможет перевести фразу?

Итак, семейный фотоальбом героя: фамилия? родители? где родился?

Что хранится в семейном фотоальбоме любого человека? Для чего он нужен?

Почему фотоальбом героя не заполнен? О чем он не помнит, и даже не переживает об этом? Могло ли у Евгения быть счастливое будущее? Почему?

Какое послание оставляет Пушкин для нас? Счастлив тот, кто хранит память о прошлом.

Запишите этот вывод.

А зачем помнить о прошлом?

Что создают люди, чтобы не забывать о прошлом? И сейчас вдруг в объективе камеры-обскуры появятся 3 фотографии памятников.

Кому поставлен этот памятник? (памятник АСП, изготовленный на 3Д-принтере во Владивостоке).

А этот кому? Памятник Петру 1, творение скульптора Фальконе. После издания пушкинской поэмы носит негласное название «Медный  всадник», его по-другому не называют.

А этот памятник похож на предыдущие? Почему? Да, памятник-танк. Этот памятник стоит на мемориале «Курская Дуга» в память о …да, о ВОВ. Это настоящий танк. Какая модель? Да. В 1943 году во время знаменитого танкового сражения он был подбит и горел. Погибли все, кто был внутри. В 50-х годах прошлого века танк решили отреставрировать, чтобы установить на постамент, и внутри под приборами нашли записку. Как потом выяснилось, ее за несколько секунд до героической гибели написал солдат. В записке было всего семь слов: А я всё равно счастлив и горжусь.Это были последние слова солдата. Почему он счастлив? Чем он гордится? Что чувствует?

А какие слова произносит перед гибелью Евгений?

Обратитесь к заданию 3 в ваших рабочих листах. Перед вами отрывок поэмы. Прочитайте, пожалуйста.

Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
"Добро, строитель чудотворный! --
Шепнул он, злобно задрожав, --
Ужо* тебе!... " И вдруг стремглав
Бежать пустился....

_______________________________

УЖО*
1. Позже 2. Употребляется в значении угрозы.

 

Каковы последние слова Евгения? Что таится в этих словах? Какие чувства испытывает герой? Докажите текстом.

Почему он убегает? Чего испугался?

Помогут ответить на этот вопрос рисунок, который лежит у вас на столах, один экземпляр на парту, к поэме талантливой, но, к сожалению, рано ушедшей художницы Нади Рушевой, о которой я уже сегодня вспоминала. Посмотрите внимательно.

Каким изображен здесь Евгений? Кого он испугался? Всадника? Но здесь есть нечто пострашнее, чем всадник. Что это? Тень Евгения. Кого он испугался?  Себя самого, того, что выкрикнул эти слова угрозы.

Есть ли разница в чувствах и предсмертных словах героя пушкинской поэмы и героя ВОВ? В чем она?

Помните стихотворение Булата Окуджавы, которое звучало в начале урока?

В чем счастье и Пушкина, и солдата, и всех по-настоящему великих людей на земле?

(идеал счастья: счастье во имя других)

Запишите вывод в рабочие листы.

Счастлив тот, кто счастлив счастьем других.

Перед нами идеалы счастья. Они абсолютно разные. Одни-как вот этот стаканчик-одноразовые, временные, раз-и нет счастья. Другие-это счастье личное, только свое, тихое. А третий идеал счастья-быть нужным своему народу, своему отечеству не имеет границ ни во времени, ни в пространстве. У меня в руках лавровый венок. Почему? -лавр-символ вечности и победы.

Лавровыми венками награждают победителей. Сегодня победители все вы. Каждый из вас. Возьмите себе столько лавровых листьев, сколько побед на сегодняшнем уроке вы совершили. Разных побед. Кто-то над самим собой, а кто-то над своим волнением. Теперь он у каждого этот венок. И он все равно целый.

Знаете, камера-обскура, безусловно, помогла раскрыть тайны произведения, посмотреть на привычные вещи по-иному. Но настало время ее покинуть. Потому что удивительное рядом. Вы, например, удивительные люди. Можно, это будет моей оценкой для вас сегодня? 

Осталась последняя на сегодня тайна - это слова, которые были пропущены в теме урока.

Прочтите все выводы, которые мы сделали. О чем они? На что они похожи? Для кого Пушкин оставляет эти законы? Можем теперь сформулировать тему урока полностью? Время показало, что Пушкин создал нечто большее, чем поэтическое творение. МВ-это код человеческого счастья, они даны нам для того, чтобы мы оценивали свои поступки, меняли и себя, и мир вокруг себя. Спасибо! Будьте счастливы!

 


Рабочий лист урока литературы

Тема урока_______________________________________________

Финал «Сказка о рыбаке и рыбке»

..старик …к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка; 
На пороге сидит его старуха, 
А пред нею разбитое корыто.

 

Финал поэмы «Медный всадник»

У порога нашли безумца моего

И тут же хладный труп его

Похоронили ради бога.

Задание 1

Желания старухи

Мечты и желания Евгения

 

 

 

 

 

 

 Желания старухи

 Мечты и желания Евгения

 «Дурачина ты, простофиля! 
Не умел ты взять выкупа с рыбки! 
Хоть бы взял ты с нее корыто
Наше-то совсем раскололось».

*************************

Еще пуще старуха бранится: 
«Воротись, дурачина, ты к рыбке; 
Поклонись ей, выпроси уж избу».

**********************************

«Дурачина ты, прямой простофиля! 
Воротись, поклонися рыбке: 
Не хочу быть черной крестьянкой, 
Хочу быть столбовою дворянкой».

***********************************

Вот неделя, другая проходит, 
Еще пуще старуха вздурилась: 
«Воротись, поклонися рыбке: 
Не хочу быть столбовою дворянкой, 
А хочу быть вольною царицей».

***********************************

Говорит старику старуха: 
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей, 
Хочу быть владычицей морскою

 О чем же думал он? О том,

Что был он беден…

Что мог бы бог ему прибавить   

Ума и денег. Что ведь есть

Такие праздные счастливцы,

Ума недальнего ленивцы,

Которым жизнь куда легка!

…Евгений тут вздохнул сердечно

И размечтался, как поэт:

«Жениться? Мне? Зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно;

Ну что ж, я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

Пройдет, быть может, год-другой-

Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят…»

Так он мечтал…

ВЫВОД №1_____________________________________

 

Задание 2

Прочитайте отрывок из поэмы «Медный всадник», в котором говорится о биографии Евгения, и ответьте на пять вопросов, записав ответы в «Семейный фотоальбом Евгения»:

Евгений

Фамилия?

Родился?

Родители?

 

Где Евгений служит?

Кто назвал Евгения Евгением?

Что мы знаем  о его фамилии?

Кто его родители?

Где он родился?

*********************************

В то время из гостей домой

Пришел Евгений молодой…

Мы будем нашего героя

Звать этим именем. Оно

Звучит приятно, с ним давно

Мое перо к тому же дружно…

Но ныне светом и молвой

Оно забыто. Наш герой

Живет в Коломне, где-то служит

Дичится знатных и не тужит*

Ни о почиющей*родне,

Ни о забытой старине.

________________________________________________

*Тужить-скучать, тосковать, помнить

*Почиющая-умершая, потерянная.

 

ВЫВОД №2________________________________________________

Задание 3

Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
"Добро, строитель чудотворный! --
Шепнул он, злобно задрожав, --
Ужо* тебе!... " И вдруг стремглав
Бежать пустился....

_______________________________

УЖО*
1. Позже 2. Употребляется в значении угрозы.

ВЫВОД №3________________________________________

Классное руководство

Мои презентации

Коллекция презентаций для классного руководителя


 

С юмором по жизни

Смешные фотографии, в которых отражена учительская жизнь.

 

Адаптация пятиклассников

Материалы к круглому столу.

 

Родительское собрание в сентябре

Знакомим родителей с изменениями в новом учебном году.
 

 

День здоровья

Информация и для детей, и для родителей.

 

Советы родителям о безопасности

Соблюдая эти правила, Вы сохраните жизнь своим детям.

 

Юбилейная дата

Информация детям для беседы.
 

 

Простые правила

Что нужно, чтобы мобильники помогали, а не вредили?

 

Самоопределение детей

Работа по профориентации обучающихся.

 

Мастер-класс для коллег

Квест-технология в действии.