Методкопилка

Тест для 9 класса по синтаксису и пунктуации составлен для двух вариантов. Все предложения в данном тесте подобраны таким образом, чтобы рассказать о рукоделии.

Два варианта зеркальны по заданиям. Среди них простые и сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Уже изучены сложносочинённые предложения (с соединительными, противительными и разделительными союзами), сформировано представление о сложноподчинённом предложении на уровне его структуры. Ещё предстоит изучение всех видов придаточных частей и знакомство с бессоюзными сложными предложениями.

 

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация. Повторение» 9 класс. Вариант I

  1. Прочитайте предложение: Уникальность техники пэчворк состоит в том, что картины из лоскутов ткани создаются без использования иглы и ниток, а достоинство пэчворка – это относительная простота исполнения.

Придаточная часть в нем стоит …. 

1) перед главной частью   2) после главной части

3) в середине главной части   4) здесь нет придаточной части

  1. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

Лоскутные панно любят размещать в гостиных комнатах и прихожих, детских комнатах и рядом с обеденным столом в рамах как картины, украшающие интерьер.

  1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые, выделяющие причастный оборот. (Знаки препинания не расставлены.)

Подберите узоры (1) перекликающиеся с дизайном (2) или (3) прямо противоположные ему (4) и заключите его в рамку.

1) 1, 4                      2) 1, 2                  3) 1                4) 1, 2, 3, 4

  1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот. (Знаки препинания не расставлены.)

Все открытия минувших лет успешно реализовываются в современном интерьере (1) давая старым приемам новую жизнь (2) и (3) привнося в них что-то новое и свежее.

1) 1            2) 1, 2                    3) 1, 2, 3                    4) 2, 3

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

Интересные пояса (1) вытканные «на дощечках» (2) были представлены на выставке (3) проходившей в 2009 г. в Петрозаводске в рамках I Всероссийского фестиваля ручного ткачества.

1) 1,3    2) 1,2,3    3) 3   4) 2, 3

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

Входя в новый дом (1) сначала бросали в дверь клубок ниток (2) затем члены семьи (3) держась за нитку (4) входили в дом по старшинству. 

1) 1,2      2) 1,2,3        3) 1,2,3,4     4) 2,3,4

  1. Закончите предложение: Сложносочиненное предложение — это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны __________________________________________.
  2. Какое предложение является сложным?

1) С возрастом прялка становилась неотъемлемой спутницей девушки, а веретено каждая берегла как зеницу ока. 

2) Из ткани шили не только одежду и обувь, но и полотенца, покрывала, скатерти и другие предметы обихода. 

3)  Отличительная особенность русского орнамента — это строгая симметрия.

  1. Какое предложение является сложным?

1) Широко было распространено декорирование тканей с помощью вышивки, росписи, аппликации, набойки.

2) По праздникам было принято вывешивать в доме работы мастерицы — скатерти, полотенца, салфетки, занавески.

3) Нередко при изготовлении полотна использовалось одновременно несколько техник, что свидетельствовало о большом таланте рукодельницы.

  1. Укажите сложносочиненное предложение.

1) Ткань, сделанная из волокон рогоза, в основном использовалась для хозяйственных целей.

2) Ткань, которую сделали из волокон рогоза, в основном использовалась для хозяйственных целей.

3) Ткань была сделана из волокон рогоза, и её в основном использовали для хозяйственных целей.

  1. Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

1) В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.

2) Резьба не только обогащает форму предмета, но и выявляет красивую текстуру и естественный цвет дерева.

3) Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы, или мастеров вдохновляли герои народных и авторских сказок.

  1. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

1) Мастера стремились создать не только практичные, но и красивые предметы.
2) Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше он заменил металлическими изделиями.

3) Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка.

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности ( ) и встречается у разных народов.

1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Интерес к искусству Древнего Египта не угас ( ) и в настоящее время элементы этой великой культуры используются многими современными дизайнерами в своих работах.

1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

  1. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Женщины носили прически из кос уложенных вокруг головы ( ) и одевались в облегающие фигуру платья с застежками на плечах обнажающие правую руку.

1) сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая

2) простое предложение с однородными членами и причастным оборотом, перед союзом И ставится запятая

3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

4) сложносочиненное предложение с общим придаточным предложением, перед союзом И запятая не нужна

 

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация. Повторение» 9 класс. Вариант II

  1. Прочитайте предложение: Древесина – это благородный материал, панно из которого идеальное впишется в любое интерьерное пространство.

Придаточная часть в нем стоит …. 

1) перед главной частью   2) после главной части

3) в середине главной части   4) здесь нет придаточной части

  1. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

Люди, занимающиеся хенд-мейдом, используют для создания шедевров самые разные материалы.

  1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые, выделяющие причастный оборот. (Знаки препинания не расставлены.)

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях (1) помнящие лихолетье (2) и (3) по старинке сберегавшие каждый лоскуток (4) да редкие художники-энтузиасты (5) влюбленные в текстиль и народное творчество.

1) 1, 4                      2) 1, 2                  3) 4, 5               4) 1, 4, 5

  1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот. (Знаки препинания не расставлены.)

Мы сотрудничаем с лучшими производителями интерьерных тканей (1) постоянно работая над расширением ассортимента (2) и (3) отбирая только лучшие образцы.

1) 1            2) 1, 2                    3) 1, 3                    4) 1, 2, 3

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

Подарки (1) выполненные аккуратно (2) уникально (3)  с любовью (4) порадуют друзей и родных людей.

1) 1,2                2) 1,2,3,4                3) 1,2,3                4) 1,3

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

Пряха садилась на донце прялки (1) левой рукой аккуратно вытягивала из кудели волокна (2) и (3) слегка скручивая их пальцами (4) формировала рыхлую ленту (5) прикрепляя её к веретену.

1) 1,2,5        2) 2,3,4        3) 1,2,3,4,5     4) 1,2,4

  1. Закончите предложение: Сложноподчиненное предложение — это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны __________________________________________.
  2. Какое предложение является сложным?

1) Пушкинские три девицы прядут магическую нить, вплетая в нее свои заветные желания. 

2)  Шерсть окрашивалась хорошо, а растительные волокна красить было трудно – они плохо впитывали пигмент.

3) Прялись такие нити по особым дням девочками-подростками, часто до этого самостоятельно еще не прявшими. 

  1. Какое предложение является сложным?

1) В конце XIX века модным стало ажурное ткачество с удивительно красивым орнаментом, представляющем из себя сквозные просветы с чередующимися рисунками. 

2) Первыми ткаными изделиями можно считать плетёную одежду и обувь, сети и различные подстилки, сплетённые из полосок кожи животных, травы, молодых побегов кустов. 

3) Прядение и ткачество – два древнейших женских ремесла, история которых начинается ещё с первобытных времен.

  1. Укажите сложносочиненное предложение.

1) Мебель из ротанга, сделанная искусным мастером, служит долгие годы, не разваливается, не деформируется.

2) Мебель из ротанга, которую сделали искусные мастера, служит долгие годы, не разваливается, не деформируется.

3) Мебель из ротанга сделана искусным мастером, и она служит долгие годы, не разваливается, не деформируется.

  1. Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

1) Умение рисовать дано не всем, но есть очень интересная альтернатива живописи – создание панно.

2) Принцип изготовления его не сложен, а все этапы подробно расписаны и продемонстрированы далее.

3) Это могут быть ромбы, круги и другие формы, или можно цельный кусок ткани разделить на отдельные части и потом составить единую картину.

  1. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

1) Старайтесь уйти от вычурности, лучше придать внешнему виду изделия максимальной простоты и жизнерадостности. 

2) Мастерицы рекламируют себя, свой хэнд-мейд продукт, и так мир находит действительно особенный декор или красивые вещи.

3) Из цветной бумаги можно самостоятельно сделать любые цветы, однако проще будет приобрести готовые.

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Для росписи использовали масляные краски ( ) и рисунок чаще всего представлял собой букет из цветов и плодов на тёмном фоне.

1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

За пряжу садились когда поля отдыхали ( ) и «тонкопряхе» предстояло часами сидеть за работой.

1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Вскоре ассортимент расширился ( )и появились пудреницы, броши и коробочки для чая.

1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая