Методкопилка

Сейчас сложно в современном мире представить процесс обучения без использования инновационных и информационных технологий.

Задача современного учителя – использовать новые методы подачи материала, помочь обучающимся  в обработке и усвоении огромного объема существующей информации, при этом развивая его творческие способности, стимулируя к поиску новых решений.

 

Мастер-класс по использованию квест-технологии на уроках литературы на примере разбора речевой характеристики персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Добрый день, уважаемые коллеги! Занимайте свои места, согласно билетам, мы можем начинать.

(БИЛЕТЫ РАЗДАТЬ ВМЕСТЕ С ПРОГРАММКОЙ СЕМИНАРА, НА БИЛЕТАХ: часы, вопрос, микрофон, перо, левая сторона, правая сторона, центральная сторона).

Не совсем правильно думать, что играть на уроках можно только с учениками начальной школы или с учениками 5 класса. Играть можно в любом возрасте. И я сегодня предлагаю вам немного отдохнуть, отвлечься от будничных забот и немножко поиграть. Итак, мы начинаем!   

Фрагмент песни в исполнении Николая Караченцова (портрет на слайд)

Судьба актерская печальная

В слезах и блестках.

Ловлю, ловлю такси случайное

На перекрестках.

Обмотан город в бинт афиш -

Их треплет ветер.

Провинциальный мой Париж

Уж полон сплетен.

ПРИПЕВ: 

Дайте свет, включите солнце, 

Я для вас играю роль! 

Кто рыдает, кто смеется 

Над актерскою судьбой. 

Помоги мне, добрый зритель, 

В миг трагичного финала 

Ты мой друг и мой спаситель, 

Завтра всё начнем сначала.

Первый звонок. Дорогие друзья! Сегодня я приглашаю вас в театр. Это будет не совсем обычный театр, я бы даже сказала, скорее, экспериментальный. Сцена (на экран и доску) будет импровизированной, а вы, зрители станете непосредственными участниками представления. Именно от нашей совместной работы сегодня будет зависеть успех спектакля.

Установка на работу.

Второй звонок. Я предлагаю  вам сегодня примерить роли «добрых» активных зрителей, зрителей-помощников (о которых пел только что замечательный Николай Караченцов). Вы станете участниками нашего небольшого спектакля, включитесь в игру, и, выполняя определенные задания,  будете создавать канву сегодняшнего действия.

К.С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Одно из главных правил работы театраединодушная талантливая работа в команде. Мастерство каждого – вклад в общее дело, успех каждого – успех всех». Решая сегодня задание  индивидуальное, вы обеспечиваете успех работы группы.

Третий звонок. Уважаемые зрители! Прозвенел третий звонок, занавес поднят, и мы можем начинать. Ни для кого из нас не секрет, что одни классические произведения, изучаемые на уроках литературы, вызывают интерес (например, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого в 5 классе), а некоторые воспринимаются с бОльшим трудом. При изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в системе уроков 8 класса одна из тем посвящена речевому портрету персонажей.

ЗАНАВЕС ОТКРЫТ

На слайде: «Речевая манера персонажей-средство создания образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Я предлагаю на сегодняшнем мастер-классе снова встретиться с главными героями пьесы, но с иной стороны, используя одну из новых интересных образовательных технологий. Я не буду сейчас ее называть, думаю, через полчаса вы сами подскажете мне ее название и назовете ряд отличительных признаков.  

Сегодня выйдут на сцену Хлестаков, Городничий и чиновники (Сегодня мы работаем в группах.*Для каждой из трёх групп – ведущие персонажи).  Чтобы раскрыть речевую манеру персонажей, а значит и характер исследуемых нами образов нам  понадобится выполнить ряд заданий, решить ряд загадок, каждое из выполненных заданий будет ключом к последующему

Надеюсь, наша сегодняшняя встреча будет для вас (а завтра, как поет Караченцов, и для ваших учеников) полезной.

СЛАЙД С КИНО

Квест 1.  Немое кино.

Сейчас на экране кадры без звука из телеспектакля «Ревизор» (1969 г.). Скажите, мы можем понять тему, цель или предмет разговора? А что можем узнать? (эмоции) Как определили? Благодаря чему?

СЛАЙД С ЗАДАНИЕМ №1

Жесты, мимика, поза (невербальные средства- verbum-лат. слово).

Задание 1. Перед вами на столе – конверт с заданиями (на нем написано: квест-задание 1). Заполните таблицу к заданию 1. Первая колонка с именами героев и вторая колонка уже заполнена авторскими ремарками, характеризующими в тексте невербальные средства общения, присущие  героям. Попробуйте определить, что они могут обозначать.

СЛАЙД  С ВЫВОДОМ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за невербальными средствами, подсказанными «господам актерам» Гоголем, скрывается буря эмоций, помогающих читателю не только определить особенности характера персонажа, но и дальнейшее развитие событий. 

СЛАЙД С КАРТИНКАМИ «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ..»

Квест 2. Где логика?

На экране картинки (у каждого из группы-свой конверт (на нем написано квест 2 – задание 2): море с волнами, один, море с волнами, два, море с волнами, три). Название какой детской игры зашифровано в этом ребусе?  Почему мы обратились к этой игре во время изучения гоголевской комедии? Есть ли в комедии «застывшие», «замершие» фигуры?

СЛАЙД С КАРТИНОЙ «НЕМАЯ СЦЕНА»

Задание 2.

На экране иллюстрация художника … с изображением немой сцены из комедии, которую вы прекрасно помните. (В конверте с заданием 2 для каждого из вас распечатанный отрывок описания немой сцены из комедии.

Какая эмоция скрывается за застывшими позами и выражениями лиц героев? А оно одинаковое? (страх, у каждого есть чего бояться, «окаменение»). Почему Гоголь настаивает на «единодушном окаменении»? Почему так расположены фигуры? Есть ли этому какое-то объяснение (иерархия, степень вины).

СЛАЙД С ВЫВОДОМ

За позой литературного персонажа может скрываться нечто большее, даже идейный смысл произведения.

СЛАЙД С ИНТОНАЦИЕЙ

Квест 3.  Иди по стрелкам. У каждой группы – конверт, на котором написано  «Квест 3 – задание 3». Попробуйте определить, какое слово скрывается за ребусом?

Что получилось? ИНТОНАЦИЯ

От чего зависит интонационная особенность речи? (от речевой ситуации).

СЛАЙД С ОТРЫВКОМ ИЗ СПЕКТАКЛЯ

Задание 3. Я предлагаю немного отвлечься и посмотреть фрагмент из  телеспектакля «Ревизор».

СЛАЙД С ВЫВОДОМ

Интонация гениальных актеров безупречна и сразу становится понятно, нам, зрителям, что от интонации и невербальных средств зависит создание и восприятие зрителями, читателями  образа персонажа, в который талантливо «вживаются» актеры.

СЛАЙД С РАССЫПАННЫМИ ФРАЗАМИ  

Квест 4. Отгадай словечко.

Перед вами конверты с загадкой (на конверте надпись «КВЕСТ 4 – задание 4. «Отгадай словечко»). Восстановите рассыпанные части пословицы, фразеологизма, цитаты. 

Что объединяет все мудрые высказывания?

СЛОВО.

Можем ли мы только по интонации и жестам создать правильный образ литературного персонажа? Человека? А что наиболее важно? Как он говорит или что он говорит? (предмет и цель речи). 

Предмет, цель речи, содержание.

Задание 4.  Перед вами на столах силуэты персонажей и конверт с заданием 4 (по группам - силуэт Хлестакова, силуэт городничего, силуэты чиновников - силуэты на фотобумаге, большие, к ней, к этой бумаге приклеен конверт с заданием№4, там сердечки-половинки) .

СЛАЙД С СЕРДЕЧКАМИ К ЗАДАНИЮ 4 (ИТОГ)

Заполните силуэт героя, соединяя половинки сердечек – на одной половинке – качества речи, характерные для Вашего героя (для каждой группы – свой, напомню, если забыли – перед вами – накладки на столы). На другой половинке – качества характера. Вам нужно отобрать только вашего героя характеристики и наклеить их на силуэт.  Что получилось? Своеобразный портрет, но не внешности, а речи.

СЛАЙД С ВЫВОДОМ

В ходе нашего занятия мы пришли к общему выводу, что жизненная полнота характеров комедии находит свое воплощение в их речевой манере. Она неотделима от психологического облика литературного персонажа, да и человека, является важнейшим средством раскрытия характеров. Речь героев комедии отражает их отношение к жизни, их внутренний мир, жизненные цели и стремления.

Завершение мастер-класса.

Уважаемые коллеги! Вот и настало время антракта. Занавес закрывается. Но уже совсем скоро(может, даже завтра) на своих уроках вы снова встретитесь с персонажами гоголевского произведения, снова занавес приоткроет нам тайны гоголевских произведений только уже других и по роду, и по жанру и по сюжету.

У меня есть для вас небольшое стихотворение актёра театра и кино Валентина Гафта (портрет на слайд).

Играя роль...

Играя роль, не забывай, что текст 

не главное, куда важней поступки 

и поступь. Оглянись внимательно –

В комедии – лишь доля шутки.

Но в шутках не всегда заложен смех.

Вы были замечательными, активными и эмоционально открытыми зрителями сегодня. Иногда нужно напоминать себе, что «текст, не главное, куда важней поступки». У каждого из нас своя роль в жизни. Но сегодня со своей ролью активных, замечательных и эмоционально открытых, «добрых», тонко чувствующих зрителей вы справились превосходно! И, конечно, заслужили аплодисменты. 

Ну, а теперь вернемся к началу нашего разговора.

В начале мастер-класса название технологии не было произнесено. Может быть, кто-то из вас догадался, что это за новая образовательная технология?

Может быть, кто-то даст ей свое название?

Предполагаемый ответ: КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ

А в чем ее суть? Можете сказать? Можете назвать ее основные условия, отличительные признаки? (предполагаемые ответы: работали в группах, каждое задание, не связанное с предметом разговора, - ключ к новому заданию по теме урока, не выполнив предыдущего, нельзя приступить к следующему).

Огромный поток информации, которую дети получают, частое нежелание углубляться в текст классического произведения, поверхностное чтение затрудняет ведение урока.

Это возможно исправить при использовании на уроке литературы или русского языка современной игровой технологии «КВЕСТ» (и/или ее элементов).

Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Сама же квест-технология в образовании и воспитании широко начала применяться с 1995 года, когда было предложено использовать в процессе обучения поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

Неудивительно, что квесты чаще всего и называют именно «бродилками» (не является обязательным переход из кабинета в кабинет), поскольку для достижения цели в любом эпизоде прохождения игры нужно решать какую-то головоломку или находить единственно правильное решение в определенной ситуации для выхода на следующий этап (или на то задание, которое имеет непосредственное отношение к уроку).

Определение квест-технологии

Другими словами, технология «Квест» в педагогике – это игровая технология, в которой есть определенные правила.

Во-первых,  достижение конечной цели через поиск промежуточных решений.

Во-вторых, обязательным условием является погружение в жизненную, условную игровую ситуацию: научная лаборатория (на уроках русского языка), театральное представление, дом-музей и пр., не забываем, что квест-это игра).

В-третьих, система подсказок (и только после подсказки – формулировка задания: примером такого задания сегодня был ребус об интонации).

Нужен ли путеводитель или маршрутный лист? Не всегда. Нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

В-четвертых, работать должны все и в команде (должен быть выработан кодекс работы в группе, роли должны быть распределены (и/или выбраны самостоятельно) и понятны обучающимся). И у вас есть билеты на наш спектакль, на каждом изображены роли зрителя: часы, микрофон, перо, знак вопроса (говорю о распределении ролей между детьми, значении этих символов).

Квест – игра командная, когда несколько человек должны согласовывать свои действия между собой. И только от правильности принятого вместе решения и четкого взаимодействия зависит конечный результат.

Структура квест-технологии

Итак, создание квеста по любому предмету сводится к следующему: постановка задачи (введение) и распределение ролей; список заданий (список вопросов, заданий, предваряющих основные задачи); порядок выполнения поставленной задачи (условия работы группы, штрафы, бонусы); конечная цель (приз-на уроке-это оценка, или, например, информационный буклет с основными понятиями по уроку в качестве подарка, все любят подарки).

Сегодня я хочу подарить каждому из вас театральные программки с материалами сегодняшнего мастер-класса.

Квест-технология может использоваться во внеурочной (чаще) и в урочной деятельности: на уроках литературы направлена, в первую очередь, на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и является одним из перспективных направлений формирования, прежде всего, информационных и коммуникационных компетенций.

И, безусловно, соответствие идеям аксиологического подхода. Так как в  основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. То квест-технология на уроке как нельзя лучше призвана обеспечить равные условия для всех.

Плюсы использования квест-технологии на уроке

  1. Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие учебного материала или
  2. способствовать становлению ребенка как личности,
  3. но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей.
  4. Развивается логическое мышление, обучающиеся учатся использовать нестандартные методы для решения поставленной задачи.
  5. Происходит формирование информационных и коммуникационных компетенций.

Сложности использования квест-технологии на уроке

  1. Обучающиеся должны уметь работать в группе, иметь представление о роли каждого в команде.
  2. Обширная (если не сказать больше) подготовка к уроку с использованием игровой технологии «КВЕСТ»
  3. Можно потерять «знаниевый» компонент, заигравшись.
  4. Мало информации (катастрофически мало) по использованию этой технологии на уроках (больше во внеурочной деятельности).

И закончить свое выступление мне бы хотелось словами Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Будьте открыты новому, не забывая о вечном».


ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССА (файл ptt, размер 14,9 МБ).